ПАО "Россети Урал" обеспечивает электроэнергией Свердловскую и Челябинскую области, Пермский край — промышленные предприятия и тысячи физлиц. Гендиректор компании Александр Пятигор в интервью "Интерфаксу" рассказал о крупных инвестпроектах, альтернативной энергетике, развитии электротранспорта, а также о "точках роста" энергопотребления в ближайшем будущем.
— Эта зима на Урале выдалась непростой — сильные морозы, серьезные снегопады. Как "Россети Урал" справились с погодой?
— "Россети Урал" функционируют стабильно. Мы же работаем круглый год: зима, паводковый, пожароопасный периоды, режим повышенных температур, подготовка к отопительному сезону, снова зима.
Несмотря на морозы, например, новогодние праздники прошли даже спокойнее, чем в прошлом году — аварийность была на 26% ниже. Кроме того, мы сократили среднее время восстановления электроснабжения при авариях, сейчас на это уходит примерно 1 час 36 минут.
Есть, конечно, узкие места. Например, там, где нет еще газификации, люди до сих пор отапливаются электричеством. При этом, в сильные морозы возникают локальные перегрузки оборудования. И есть определенная сложность, которая не позволяет нам оперативно решить этот вопрос. Дело в том, что нормативными документами утверждены коэффициенты, учитывающие набор мощности потребителями электрической энергии и используемые в расчете величины перспективной нагрузки. В газифицированных районах применение данных коэффициентов справедливо и фактическая загрузка центров питания, в основном, не зависит от колебаний температуры воздуха. Но в негазифицированных районах применение данных коэффициентов при планировании пропускной способности приводит к перегрузке питающей сети в периоды низких температур.
— Как решается проблема энергодефицита в Сосновском районе — пригороде Челябинска, где активно развивается жилищное строительство и бывают перебои с энергоснабжением?
— На данной территории многие факторы повлияли на ситуацию: это и некомпетентные игроки рынка, и владельцы земли, которые развивают ИЖС, но не обеспечивают участки нормальными ресурсами. В Сосновском районе не все сети принадлежат "Россети Урал". Что касается наших энергообъектов, то в 2023 году мы провели серьезный объем работ — вложили более 620 млн рублей. Причем это не новые присоединения, а обеспечение надежным энергоснабжением существующих потребителей. Целевая программа затронула 37 населенных пунктов Южного Урала.
Также в Сосновском районе мы завершили первый этап реконструкции подстанции 110 кВ "Кременкуль". В январе поставили под напряжение первый трансформатор, в августе завершим всю реконструкцию энергообъекта. Плюс, продолжается активный диалог с бизнесом по строительству новой подстанции 110 кВ "Малиновка". Центр питания появится в рамках реализации заявок на технологическое присоединение от застройщиков. Мы уже наметили для себя дорожную карту по реализации проекта. Ввод в работу подстанции "Кременкуль" и строительство подстанции "Малиновка" позволят кардинально решить вопросы надежности. Но я не устану повторять: всегда требуется синхронизация планов развития территорий и сетевой инфраструктуры. Мы должны четко понимать перспективные нагрузки на наше оборудование.
— Сколько в целом вы планируете потратить на инвестиционную программу в 2024 году, какие основные мероприятия в нее включены?
— В 2023 году наша инвестиционная программа предусматривала вложения порядка 20 млрд рублей. Речь идет о финансировании проектов. Инвестиционную программу мы выполнили в полном объеме. Говорить о конкретных параметрах инвестпрограммы на 2024 год пока рано, идет процесс корректировки, но, я думаю, они будут в пределах прошлого года.
Что касается Свердловской области, то здесь среди крупных проектов — ввод в работу подстанции "Пышма" и завершение реконструкции подстанции "Свердловская". Мы планируем в этом году завершить строительство новой подстанции "Чекмаш" мощностью 40 МВА, которая расположена в Артинском городском округе Свердловской области. Объект возводится для выдачи мощности солнечной электростанции группы компаний "Хевел".
А вообще возобновляемые источники электроэнергии для сетевой организации — это достаточно серьезная финансовая нагрузка. Существуют законодательные нормы, которые обязывают нас покупать эту выработанную солнечными электростанциями электроэнергию на компенсацию потерь по достаточно высокому тарифу, что оказывает влияние на экономику компании.
По Перми у нас есть тоже ряд крупных инвестпроектов — это линия электропередачи 110 кВ "Яйвинская–Соликамск", там реконструкция идет поэтапно. Плюс, проектируем новый центр питания для особой экономической зоны (ОЭЗ) "Пермь".
В Челябинской области, как я уже говорил, планируется завершить реконструкцию подстанции "Кременкуль", а также подстанции "Долгая", будем проводить работы на распределительных сетях. Суммарно по различным источникам финансирования мы планируем вложить более 400 млн рублей.
В прошлом году реализовали два крупных проекта по консолидации сетевых активов, приобрели сети города Озерска и компании-банкрота "АЭС Инвест". Если в первом случае объекты более-менее в нормальном состоянии, то во втором — системное недофинансирование и высокий износ оборудования, требующие серьезных капитальных вложений. Нужно поэтапно решать эти проблемы и повышать надежность электроснабжения клиентов.
— Как в целом идет процесс консолидации активов, с каким сложностями сталкиваетесь?
— Ну, начнем с того, что за последний год компания консолидировала крупные объемы. Мы приобрели объекты электросетевого хозяйства на территории Челябинской области: сети "АЭС Инвест" — это сетевой комплекс 27 муниципалитетов, сети ПАО "Форвард Энерго" — в городе Озерске, Романовском и Саргазинском сельских поселениях Южного Урала. Приняты в дар объекты от физических лиц и некоммерческих организаций. Также мы приняли в аренду электросетевое имущество объемом свыше 1,1 тыс. км ЛЭП. Речь идет об активах муниципальных образований, а также об электросетевых активах ТСО, лишившихся статуса с 2024 года. Из свежих примеров этого года — консолидация сетевых активов в микрорайоне Солнечный Екатеринбурга. С 1 февраля мы приступили к эксплуатации сетей Режевской сетевой компании. Они расположены в Реже, Тавде, немного в Нижнем Тагиле и в Екатеринбурге.
Компания не обходит стороной и бесхозяйные сети. Это важно, так как годами брошенные сетевые активы серьезно влияют на качество жизни уральцев. Сейчас они приобрели хозяина. Будем поэтапно в рамках своих финансовых возможностей их приводить в порядок. В 2023 году на баланс "Россети Урал", с учетом Екатеринбурга, по итогам признания права собственности в судебном порядке принято бесхозяйное электросетевое имущество — свыше 950 км линий электропередачи.
Сегодня мы ведем переговоры по ряду объектов, говорить конкретику не готов — это весьма непростой процесс. Но предложения есть. Для каждой сделки нужно большое количество согласований, как в регионе присутствия, так и на федеральном уровне. Ну и вопрос в источниках финансирования для решения задач по консолидации и приведения в порядок сетевых активов, которые зачастую содержались не должным образом.
— Сколько средств предполагается направить на ремонтные работы?
— В 2023 году мы направили на ремонт и эксплуатацию основных средств почти 6,5 млрд рублей, это помимо инвестиционной программы. В 2024 году речь идет о 7 млрд рублей. Увеличение связано с ростом объемов планируемых работ, а также объективными экономическими факторами, в том числе инфляцией.
— К слову об электромобилях, в последнее время довольно много говорят об их перспективах. На ваш взгляд, это направление развивается успешно? Как идет работа над созданием инфраструктуры для электротранспорта на Урале?
— В 2023 году суммарно в зоне нашего присутствия присоединили по федеральной программе развития электротранспорта 49 электрозаправок — это неплохо. В 2024 году продолжим работу. Появится 10 зарядных станций нашей компании. Кроме того, взаимодействуем с инвесторами, которые также развивают сеть ЭЗС.
Тем не менее, пока продажи электромобилей немного отстают от того планового графика, который мы видели для себя. Говорить, что электротранспорт активно развивается, пока не готов. Это больше история городов-миллионников. Я сам как простой обыватель иногда посматриваю в сторону электромобиля в качестве городского средства передвижения. Но как инженер пока оцениваю все "за" и "против". Мы все-таки на Урале живем, сами видите, какие у нас зимы бывают.
У нас есть спецавтотранспорт на традиционном топливе, но в прошлом году подписали соглашение с автозаводом "Урал". Ожидаем, что в 2025 году у нас появится первый опытный образец бригадного электромобиля. Дальше будем смотреть, как пройдет опытная эксплуатация, и стоит ли активнее вводить такой транспорт в свой парк.
— Касаемо импортозамещения, все ли проблемы вы решили с 2022 года? Какова у вас сейчас доля отечественного оборудования?
— Почему-то берут за отсечку 2022 год. Мы давно ведем работу по импортозамещению, наиболее активный толчок был еще в 2014 году. Ведь импортозамещение — это не просто красивое понятие, это, прежде всего, технологический суверенитет страны. Критическая инфраструктура, коей наша и является, должна быть обеспечена соответствующей безопасностью. Сейчас на 95-98% используется российское оборудование. Простой пример — на подстанции "Новокольцовская", которая обеспечивала Фестиваль университетского спорта в Екатеринбурге, использовалось 100% российского оборудования и, больше скажу, 85% — это производители из Свердловской области. Такой же объект — подстанция "Пышма".
— А что с софтом?
— У нас утверждена обширная программа по переходу на российское программное обеспечение до 2026 года. На сегодня доля отечественных IT-решений преобладает, но вынуждены пользоваться и зарубежными программными комплексами, так как с них просто так не перейти, поскольку это узконаправленные решения. К вопросу импортозамещения нужно подходить сбалансированно. Мы ранее уже инвестировали в программные комплексы, которыми пользуемся, а они имеют достаточную стоимость и обеспечивают ряд бизнес-процессов. Наш целевой показатель — 100%. Он и на сегодня с учетом всего ключевого оборудования близок к нему. Но тут еще актуальным остается вопрос источников финансирования на переход всей IT-инфраструктуры на полностью отечественный софт. Но стратегические планы есть. По ним активно работаем. Подчеркну, что все технологические программные комплексы, которые непосредственно контролируют работу сети, — отечественные.
— Растет ли в целом потребление электроэнергии со стороны клиентов?
— У энергетиков такого понятия нет. У нас есть котловой отпуск и отпуск в сеть. Если говорить о последнем, то он в 2023 году незначительно вырос — на 0,6% по сравнению с 2022 годом. В отдельных районах крупные потребители показывали динамику и выше — до 2,3%.
— Какие-то новые интересные группы потребителей появились, например, центры обработки данных?
— Есть пул крупных инвестпроектов, которые предусматривают многомиллиардные вложения, но я не хотел бы их называть, потому что там задействована не только наша компания. Если говорить про ЦОДы, я бы сказал, что пока инвесторы больше прицениваются. Подобные запросы были и по Челябинской, и по Свердловской областям.
— Насколько остро у вас стояла проблема неплатежей со стороны потребителей?
— Мы не сталкивались с большими сложностями в 2023 году. Безусловно, были и есть проблемные потребители, тот же Высокогорский ГОК, который имел перед компанией серьезную задолженность, но к концу года ее погасил. Сейчас партнеры иногда даже опережающими темпами вносят платежи за услуги по передаче электроэнергии.
В целом за 2023 год мы снизили уровень просроченной задолженности более, чем на 500 млн рублей. Конечно, у нас есть ряд проблемных потребителей, например, екатеринбургский "Гортранс", но и он в декабре погасил свой долг. Мы находимся с такими клиентами в переговорах. Партнеры объясняют свои сложности. Я все понимаю. Но вы получаете электроэнергию? Будьте добры, заплатите. Здесь абсолютно прямая зависимость. Все полученные средства мы направляем исключительно на реализацию производственных программ. От этого зависит энергобезопасность трех крупнейших регионов Урала.
— Какие у вас показатели по выручке и прибыли за 2023 год? Ожидания на 2024 год?
— Скоро будет опубликована официальная финотчетность. Все плановые показатели мы выполнили и даже перевыполнили примерно на 3-7%. На это влияло сохранение объемов энергопотребления, что является показателем стабильной экономики. Постоянно взаимодействуем практически со всеми крупными потребителями, с промышленностью, еженедельно сверяем планы.
— Планируете ли выплату годовых дивидендов?
— Речь идет о наших обязательствах перед акционерами. На данный момент дивидендная политика в группе компаний "Россети" предусматривает правило, по которому дивиденды выплачиваются из большей величины прибыли по РСБУ или МСФО в размере не менее 50% от чистой прибыли за минусом прибыли, направляемой на инвестиции. В любом случае размеры дивидендов, как и срок их выплаты — информация обязательная к раскрытию. Она будет доступна всем.
— Каких финансовых результатов ожидаете в 2024 году?
— В 2024 году планируем достигнуть показателей прошлого года, хотя понимаем, что могут потребоваться новые подходы в работе. Есть определенные тренды в энергетике, которые немного сужают наши возможности, например, ввод той же солнечной генерации. При этом мы рассчитываем в 2024 году на реализацию планов бизнеса в части ввода новых объектов и технологического присоединения к нашим сетям. Урал — промышленный регион, где наблюдается высокая инвестиционная активность.
В целом, я хочу подчеркнуть, что компания "Россети Урал" стабильна. Секвестирования производственных программ по поддержанию основных фондов не предполагается. Показатель долг/EBITDA находится в допустимых пределах. Впереди — реализация десятков крупнейших проектов. Мы уверенно смотрим в будущее.