Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ), второй по величине в России производитель алюминиевой продукции высокого передела, в 2021 году активно занимался сертификацией проката и других метизов для поставок авиа- и судостроительным компаниям. В текущем году эта работа будет продолжена. По расчетам КУМЗа, это позволит ему в 2022 году увеличить выпуск продукции для американской Boeing в два раза относительно 2021 года, а также в перспективе участвовать в производстве нового российского самолета МС-21. Завод ожидает по итогам 2022 года 15-20%-ное увеличение объема производства, а к факторам риска относит нестабильную ситуацию на транспортном рынке. О результатах работы предприятия в 2021 году и планах на 2022 год в интервью "Интерфаксу" рассказал генеральный директор КУМЗа Андрей Берсенев.
- Каковы финансовые итоги 2021 года?
- В 2021 году показатель выручки на 26% превысил уровень, достигнутый в 2020 году (тогда выручка составила 25 млрд рублей - ИФ). К уровню доковидного 2019 года объемы выручки выше на 19%. В прошлом году завод получил чистую прибыль, по размеру сопоставимую с показателем доковидного 2019 года. Поэтому уверенно можно сказать, что КУМЗ не просто стабильно отработал в 2021 году в положительной финансовой зоне, но и укрепил свое финансово-экономическое положение в 2022 году. Отмечу, что речь пока идет о предварительных финрезультатах. Уточненные показатели мы получим после проверки отчетности аудиторами и аудиторского заключения.
- В 2020 году КУМЗ получил 7,1 млрд рублей чистого убытка по РСБУ против 1,7 млрд рублей чистой прибыли в 2019 году. Как ситуация с коронавирусом повлияла на работу предприятия?
- В отношении 2020 года отмечу, что на показатель чистой прибыли, главным образом, оказали влияние макроэкономические факторы, курсовые разницы в том числе. В тот период предприятие не утратило устойчивость и не допустило отклонений от вектора развития, это главное. Хотя, конечно, финрезультаты сказались на аппетитах и возможностях.
В 2020 году мы и наши партнеры сумели преодолеть немало сложностей, вызванных ограничениями по COVID-19. Был наработан опыт и системный подход, которые позволили в 2021 году избежать критичного воздействия ограничений на основные сферы деятельности. В прошлом году КУМЗ улучшил целый ряд основных показателей, связанных с ростом объемов производства, с повышением эффективности, качества работы.
- В июле 2019 года введена в эксплуатацию вторая очередь нового прокатного комплекса (НПК). Как идет освоение его мощностей?
- Сертификационная программа в 2020-2021 годах позволила нам расширить номенклатуру производимой в НПК продукции по ряду направлений. С компанией Boeing - на производство и поставку листовой продукции, с норвежской DNV-GL и ABS - на производство листов и плит морского назначения, также получено одобрение Российского речного регистра. В целом объемы производства в НПК в 2020 году увеличились на 30% к факту 2019 года, а в 2021 году прирост составил 36% уже к 2020 году. Основное увеличение в 2021 году коснулось листовой продукции, которая показала прирост в 44,8% к уровню предыдущего года.
- Как оцениваете деловую активность и покупательскую способность ваших партнеров из аэрокосмической, строительной, автомобилестроительной отраслей? В каких крупных проектах участвует КУМЗ сегодня?
- В 2021 году КУМЗ активно развивал отношения с покупателями. Значимыми событиями для компании стали сертификации продукции с нового прокатного комплекса для зарубежных авиастроителей, а также по морским стандартам ABS и DNV. Уже сейчас КУМЗ поставляет высококачественный сертифицированный прокат с НПК.
В то же время отечественная самолетостроительная отрасль имеет отличные процедуры сертификации, поэтому в данном направлении все движется гораздо сложнее. Однако авиастроители понимают, что без сертификации НПК они не смогут реализовать свои амбициозные планы, в том числе по серийному выпуску МС-21. Поэтому уже в январе 2022 года первый сплав сертифицирован, и работа будет продолжена в максимально сжатые сроки.
Также активно развивается строительный сектор, именно в нем ожидается максимальный рост в текущем году - до 50%. Транспортное машиностроение связано с проектами в железнодорожном транспорте - также ожидаем рост на уровне 50-60%. Поэтому в целом рынок видим в 2022 году, завод будет с заказами.
- С какими сложностями сталкивается предприятие в сфере организации поставок сырья, материалов, в выстраивании партнерских отношений?
- Что касается поставок сырья и материалов, то тут проблем много. 2021 год ознаменовался резким ростом цен на металлы, которые являются легирующими материалами для получения разных сплавов. Так, магний на бирже в моменте рос до $16 тыс. за тонну, хотя последние несколько лет он находился на уровне $2,5 тыс. Важным фактором для экономики стал рост стоимости основного сырья (алюминия), вызывающий большее отвлечение денежных средств на оборотный капитал.
В части поставки основного сырья в III-IV кварталах наблюдался дефицит с поставками от нашего основного поставщика. Но на 2022 год заключен новый контракт, который позволит обеспечить потребности КУМЗа и наших покупателей.
Нельзя не упомянуть и о нестабильной ситуации на транспортном рынке. Транспортные компании испытывают трудности в комплектовании водительского состава, в оптимизации транспортных цепочек и логистических потоков. Из-за этого получаем в том числе резкий рост ставок как на автомобильный транспорт, так и на контейнерные перевозки.
- Какие инвестпроекты планируете реализовать в перспективе? Новые направления планируется осваивать?
- Инвестиции в создание НПК составили 46 млрд рублей и потребовали привлечения крупных кредитных ресурсов. Из-за обслуживания долга по кредиту у КУМЗа пока нет возможности проводить модернизацию и техперевооружение более быстрыми темпами. Поэтому инвестиции идут точечно, в определенные сегменты производства, под освоение новых мощностей и выпуск новой, востребованной продукции, закрепление позиций в новых рыночных нишах.
Сейчас приоритетное внимание уделяем возможностям НПК. В рамках его дооснащения в марте войдет в строй новый вальцешлифовальный агрегат, на котором на современном технологическом уровне будут восстанавливаться важнейшие элементы основного оборудования НПК.
В рамках НПК активно продолжаем обновлять продуктовую линейку. Для заказчиков, представляющих транспортное машиностроение, в тесном партнерстве с "Русалом" был успешно налажен выпуск широкой номенклатуры катаных и прессованных полуфабрикатов из инновационного алюминиево-магниево-скандиевого сплава марки 1581, используемых в производстве вагонов-хопперов и танк контейнеров. Творческое сотрудничество наших компаний решило уникальную задачу по выводу на рынок листовой продукции из перспективного сплава марки 5005А для фасадных кассет, используемых в облицовке зданий и сооружений.
Также предпринимаем шаги по организации работы и производству новых изделий с более высокой степенью готовности. В конце I полугодия планируем завершить работу по созданию участка мехобработки слитков, кованых дисков и штамповок. Ввод участка позволит организовать поставки российским потребителям продукции более высокого передела.
- КУМЗ является экспортно-ориентированным предприятием. Ранее сообщалось, что 50% его товарной продукции формируют зарубежные поставки. Планируете увеличивать поставки за границу? Как в целом меняется ситуация на внешнем и внутренних рынках?
- Что касается доли экспорта в структуре продаж, то она немного изменится в сторону внутреннего рынка. Экспорт составит порядка 45% от объема поставок. Это связано как со структурой контракта на поставку первичного алюминия и сплавов, так и с пропускной возможностью по отгрузке на экспорт. Если растет внутренний рынок, то в первую очередь будем его обеспечивать. Как только внутренний рынок перестанет расти - развернемся на экспорт, там доля КУМЗа минимальна и есть большие перспективы наращивания продаж, но к этому надо дополнительно готовиться.
- Каковы прогнозы производства и продаж на 2022 год?
- План производства на 2022 год подразумевает увеличение достигнутых показателей 2021 года по НПК на 13%. Дальнейшее расширение новой номенклатуры в НПК позволит увеличить плановые объемы выпуска в 2022 году для Boeing в два раза относительно 2021 года. В наших планах дальнейшая сертификация и квалификация процессов НПК.
В целом по предприятию на 2022 год планируем 15-20%-ное увеличение объема производства. Ожидаем, что в текущем году рост реализации составит порядка 25-30% к 2021 году. Задачи амбициозные, но они просчитаны и обеспечены необходимыми ресурсами и технологическими мощностями.