Загадка катастрофы

Interfax-Russia.ru – Спецслужбы не видят признаков теракта или диверсии в катастрофе Ту-154 в Сочи. При этом пока ни одна из версий крушения не является основной.

Загадка катастрофы
© РИА Новости. Нина Зотина

Операция под водой

Поиски фюзеляжа разбившегося в акватории Черного моря самолета Ту-154 и тел находившихся на его борту людей продолжаются. 26 декабря Минобороны расширил зону поиска и усилил группировку – теперь в операции участвуют 45 кораблей и катеров, пять вертолетов, беспилотники и более 3,5 тыс. человек, среди которых 158 водолазов.

По словам представителей Минобороны, группировку продолжат усиливать. Помимо госкомиссии, в связи с крушением Ту-154 создано четыре рабочие группы непосредственно от военного ведомства, которые возглавляют заместители министра обороны. Три их них находятся в Сочи.

Военные обозначили зону вероятного крушения. "Специалистами тщательно проанализированы данные объективного контроля радиолокационной станции на траектории полета. Мы в достаточной степени располагаем районом - определили шесть километров от береговой линии по оси взлета - районом возможного падения самолета, где приступили к инструментальной разведке", - рассказал заместитель министра обороны РФ Павел Попов.

При этом, фрагменты самолета и останки погибших могло отнести течением в сторону Абхазии, сообщил министр транспорта Максим Соколов, возглавивший госкомиссию по расследованию катастрофы.

"Я связался с президентом республики Абхазия, премьер-министром, поскольку течение от места предполагаемого падения самолета у нас идет в сторону государственной границы. Предположительно, что часть фрагментов самолета, останков может пересечь государственную границу",- сказал Максим Соколов.

Абхазские власти уже подключились к поискам обломков, сообщил "Интерфаксу" президент Абхазии Рауль Хаджибма. В район вероятного нахождения частей лайнера отправили все имеющиеся катера МЧС республики и аквалангистов.

"Мы готовы помочь и своими средствами, а также предоставить возможность российским специалистам проводить поисково-спасательные работы в водах Абхазии", - подчеркнул Рауль Хаджимба.

Вскоре к поискам лайнера присоединятся два обитаемых подводных аппарата Русского географического общества, 26 декабря их отправят спецбортом в Адлер.

"Для участия в поисковой операции направляются два обитаемых подводных аппарата Русского географического общества: C-Quester и C-Explorer. Они способны непрерывно работать под водой до 8 часов, первый на глубине до 100, второй - до 300 метров. С их помощью проводятся научные исследования, мониторинг подводных объектов и операции спасения", - сообщила пресс-служба РГО.

В поисках причины

Глава госкомиссии Максим Соколов заявил, что озвучивать какие-либо причины катастрофы рано: пока специалисты собирают материалы, которые в будущем позволят им определить, из-за чего упал самолет Минобороны.

Разобраться в трагедии помогут черные ящики, которые рассчитывают найти в киле Ту-154.

"При обнаружении самолета на дне моря обязательно будут подняты накопители информации, мы знаем, где они находятся - они находятся в киле. Я уверен, что именно киль меньше всего пострадал, потому что касание было нижней частью и фюзеляжем",- сказал главком ВКС РФ Виктор Бондарев журналистам в Сочи.

По данным телеканала "Россия 24", есть несколько версий катастрофы: техническая неисправность, ошибка экипажа, плохое топливо и теракт.

При этом версия теракта не рассматривается, как основная. "На данный момент нет никаких данных, свидетельствующих в пользу теракта, и органы безопасности и следствие не рассматривают эту версию как основную", - сказал "Интерфаксу" источник в спецслужбах.

Ряд экспертов, основываясь в том числе на видео с камер наблюдения Сочи, предположили, что самолет мог якобы взорваться в воздухе. На записи с камеры, расположенной на городском пляже, видна короткая вспышка.

Впрочем, как заявил источник в спецслужбах, она не имеет никакого отношения к самолету, поскольку запись не совпадает по времени с крушением.

"Внимательно изучены видеозаписи камер наружного наблюдения, зафиксировавших яркую вспышку в небе над Черным морем накануне утром. Установлено, что запись была сделана примерно через полчаса после того, как самолет пропал с экранов радаров, и не имеет к нему никакого отношения", - сказал собеседник "Интерфакса".

В свою очередь, Максим Соколов заявил журналистам, что теракт не входит в основные версии, отметив, что к катастрофе могло привести "техническое состояние либо ошибка пилотирования". Он также считает, что дополнительные антитеррористические меры в аэропортах РФ не нужны.

В ФСБ также заявили, что данных о возможном теракте или диверсии у них нет. Вместе с тем в службе отметили, есть очевидцы падения авиалайнера и запись видеорегистратора, с которой работают члены следственной группы.

Ведомство изложило свою последовательность событий авиакатастрофы.

По данным ФСБ, воздушное судно Минобороны России Ту-154Б2, выполнявшее рейс Сочи – Латакия, прибыло в аэропорт Сочи из аэропорта Чкаловский Московской области 25 декабря в 3:43 мск для дозаправки, которая изначально планировалась в Моздоке (Северная Осетия), но была перенесена в Сочи из-за сложных погодных условий.

Затем, через минуту после вылета из аэропорта Адлера над акваторией Черного моря на расстоянии 6250 метров от торца взлетно-посадочной полосы лайнер не вышел на связь и пропал с экранов радаров.

Последний рейс

На борту Ту-154 находились 84 пассажира, среди них 64 артиста ансамбля имени Александрова, и восемь членов экипажа. Среди пассажиров, в частности, был художественный руководитель ансамбля, главный военный дирижер России генерал-лейтенант Валерий Халилов, начальник управления культуры Минобороны РФ Антон Губанков, глава фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, а также девять журналистов трех российских телеканалов.

Артисты летели поздравлять ВКС РФ в Сирии с Новым годом. Елизавета Глинка везла в Сирию около тонны медикаментов, собранных фондом "Справедливая помощь".

Президент РФ Владимир Путин объявил 26 декабря общенациональным днем траура. Российские телеканалы в этот день не будут показывать развлекательные программы. Во всех храмах Русской православной церкви пройдут заупокойные богослужения в память погибших пассажиров и членов экипажа.

Между тем, за первые сутки поисково-спасательной операции вблизи Сочи обнаружили 11 тел погибших и 154 фрагмента. Большая часть погибших, предположительно, находится внутри лайнера.

Первый рейс из Сочи в Москву доставил найденные тела утром 26 декабря. Для опознания медики начали брать биоматериалы у родственников погибших.

Тех близких, которые 25 декабря прилетели в Сочи, отправят назад в Москву, сообщил глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев.

"На данный момент прибыло 15 родственников, сегодня же они будут отправлены в Москву, чтобы принять участие в опознании тел, и в том числе, если потребуется, генетической экспертизе", - сообщил губернатор.

Он отметил, что родственникам "не стоит лететь в Сочи для их же удобства, поскольку все останки будут транспортироваться в московские морги, список которых уже определен".

Генетическую экспертизу будет проводить Центр судмедэкспертизы Минздрава РФ в Москве, сообщил министр транспорта Максим Соколов.

"Правительственная комиссия накануне приняла решение о том, что идентификация всех останков будет происходить только в Москве. Доставка останков погибших будет осуществляться бортами Минобороны, и это уже происходит в режиме авиамоста", - отметил министр.

Компенсации по линии министерства

Выплаты семьям погибших по линии Минобороны начнутся 26 декабря. Родственникам каждого служащего ведомство выплатит по 5,8 млн рублей.

Как показывает практика выплат предшествующих периодов, из этой суммы 2,3 млн руб. - это страховые выплаты семьям военнослужащих по обязательному закону, примерно 3,5 млн руб. могут составлять единовременные выплаты по решению Минобороны (они также осуществляются страховщиком с последующей компенсацией от Минобороны).

Семьи журналистов, пострадавших при исполнении профессиональных обязанностей, могут рассчитывать на выплаты от Фонда социального страхования. Такие обязательные выплаты семьям составляют 1 млн рублей, а также таким семьям рассчитываются ежемесячные выплаты на детей до 18 лет или на детей до 23 лет, если они проходят дневную форму обучения.

Кроме того, в отдельных случаях семьям дополнительно помогают региональные власти. На Кубани 1 млн рублей получит семья вокалиста ансамбля Михаила Васина. Он жил в Лабинске и погиб в самолете с невестой Ралиной Гильмановой накануне свадьбы. У Михаила остались мать, старший брат и бабушка.

Что касается непосредственно самолета, потерпевшего крушение в Черном море – этот Ту-154 1983 года выпуска прошел плановое обслуживание осенью текущего года, а управлял им опытный пилот.

"Самолет Ту-154 Военно-транспортной авиации Минобороны России управлялся опытным пилотом Романом Волковым. Волков - летчик первого класса, общий налет - более 3 тыс. часов. Последний ремонт самолет прошел 29 декабря 2014 года, а в сентябре 2016 года прошел плановое регламентное обслуживание", - сказали в военном ведомстве.

Изготовителем самолетов Ту-154 являлся Куйбышевский авиационный завод, а в настоящее время - ОАО "Авиакор - авиационный завод" (Самара). Всего было построено 930 самолетов типа Ту-154.

Как сообщил журналистам глава Росавиации Александр Нерадько, решение о целесообразности дальнейшей эксплуатации Ту-154 будет принимать Минобороны после анализа обстоятельств катастрофы.

"Эти самолеты стоят на вооружении в подразделениях Минобороны, Минобороны будет решать, каким образом продолжать эксплуатацию, приостанавливать эксплуатацию или проводить какие-то дополнительные работы, но это все можно продолжать только после анализа имеющихся обстоятельств, к которому комиссия Минобороны только приступила", - сказал он.

В свою очередь Максим Соколов считает, что пока что нецелесообразно вводить какие-то запреты на эксплуатацию этого типа самолетов.

Напомним, что вывести Ту-154 из эксплуатации с 2012 года на регулярных рейсах предлагал Дмитрий Медведев, бывший тогда в должности президента РФ.

Между тем, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил журналистам, что решения о приостановке полетов Ту-154 или снятии его с эксплуатации до результатов расследования трагедии в Черном море были бы преждевременными.

"Много самолетов в мире, которые уже не производятся, но эксплуатируются. Назначенный ресурс у этого самолета сегодня 40 лет, а если брать иностранные аналоги, то у некоторых самолетов доходит ресурс до 60 лет, поэтому в авиации совершенно другие принципы назначения ресурса, вопрос наработки до цикла. Поэтому такое решение на сегодняшний день было бы преждевременным", - сказал он.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook