Interfax-Russia.ru - Региональная авиакомпания может появиться на Северном Кавказе.
Предложение создать местную авиакомпанию поступило от ОАО "Курорты Северного Кавказа" (КСК). Компания-оператор по развитию туристического кластера в округе хочет наладить воздушное сообщение между городами регионов Юга и Северного Кавказа, чтобы более активно привлекать туристов.
Вопросы развития авиационной логистики туристического кластера уже обсуждают руководители регионов Юга России при участии КСК, говорится в официальном сообщении компании. Сейчас компания предлагает реконструировать шесть существующих аэропортов - в Краснодаре, Майкопе, Минеральных Водах, Нальчике, Беслане и Махачкале, а также построить четыре новых аэропорта - в Дербенте, Матласе, Мамисоне и станице Зеленчукской - на условиях частно-государственного партнерства. По предварительным подсчетам, региону будет необходимо дополнительно еще около 100 самолетов и 100 вертолетов.
"При реализации проекта туристического кластера в СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея, а также с учетом развития курортов Сочи и Кавказских Минеральных Вод прогнозируется увеличение количества туристов и, соответственно, пассажиропотока в этом регионе ориентировочно в 3-4 раза", - заявил первый заместитель генерального директора ОАО "Курорты Северного Кавказа" Юрий Тыртышов.
По его мнению, сейчас регионам Северного Кавказа и Юга остро не хватает собственного авиаперевозчика, а с запуском туристического кластера без такого перевозчика будет просто не обойтись.
"Перелет из Минвод в Махачкалу или из Ставрополя в Сочи сегодня возможен только через Москву. Это же абсурд, на котором зарабатывают крупные перевозчики, и от которого страдают пассажиры. Поэтому идея региональной авиакомпании сейчас активно изучается", - сказал Юрий Тыртышов.
К настоящему времени представители ОАО "Курорты Северного Кавказа" уже побывали на ряде французских авиатехнических предприятий и провели переговоры о возможном сотрудничестве. В частности, делегация побывала в Тулузе на заводе Airbus S.A.S., одном из крупнейших в мире производителей пассажирских, грузовых и военно-транспортных самолетов, и на производстве турбовинтовых региональных пассажирских самолетов франко-итальянской фирмы ATR.
А вот в Марселе россияне побывали на заводе франко-немецкой компании Eurocopter, вертолеты которой использует большинство популярных горнолыжных комплексов мира.
В свою очередь эксперты считают, что проект создания региональной авиакомпании может быть актуален и востребован, но при соблюдении ряда условий. Так, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов считает, что проект станет рентабельным, если удастся обеспечить достаточный поток пассажиров на эти рейсы, тем более что власти многих российских регионов заинтересованы в развитии региональной авиации.
"Не секрет, что сейчас многие регионы активно реконструируют аэропорты своих столиц, и не только их, стремятся создать или уже создают региональные авиакомпании, именно для осуществления вот таких вот межрегиональных перевозок, которые во времена СССР были весьма значительными. Главное в этой идее, чтобы она была успешной - правильно выбрать формат авиакомпании", - сказал Дмитрий Баранов Interfax-Russia.ru.
Проект создания региональной авиакомпании на Северном Кавказе интересен также и тем, что авиакомпания даст новые рабочие места жителям региона. В тоже время, по мнению эксперта, нельзя забывать, что население регионов СКФО имеет разный уровень доходов, поэтому направления и объемы пассажиропотоков в каждом регионе будут разными. Таким образом, будет очень не просто определить, какой вклад в создание будущей авиакомпании необходимо внести каждому конкретному региону СКФО: кто-то посчитает свою долю слишком большой, а кто-то может вообще отказаться от участия в данном проекте.
"Наиболее логичным представляется организация такой авиакомпании с блокирующим, а может быть с контрольным пакетом у государства, и с оставшимися равными долями у всех регионов, которые будут участвовать в проекте", - говорит эксперт "Финам Менеджмент".
Есть мнение, что основной задачей регионального авиаперевозчика станет обеспечение миграции населения по территории Северного Кавказа и доставка жителей СКФО и ЮФО в другие регионы России. А вот связь с туркластером может стать лишь дополнительным стимулом для развития проекта. "Эту функцию может взять на себя уже имеющийся перевозчик, допустим, авиакомпания "Кубань", - сообщил газете "Взгляд" редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров. Авиакомпания "Кубань", в свою очередь, заявила, что готова рассмотреть свое участие в подобном проекте, даже с совместным определением и поставкой соответствующего регионального самолета. "К примеру, успешное сотрудничество с администрацией Краснодарского края уже позволило восстановить и вывести в регулярный режим региональный рейс "Краснодар-Сочи". Мы готовы расширить этот опыт и на соседние регионы", - рассказал Interfax-Russia.ru управляющий директор по авиационному бизнесу группы компании "Базовый Элемент" Денис Ильин ("Кубань" входит в состав "Базового Элемента").
По его мнению, отсутствие местного воздушного сообщения в регионе существенно ограничивает возможности жителей и гостей региона. Однако, несмотря на это, сейчас данный проект будет нерентабельным. "Без субсидирования со стороны региональных властей это экономически несостоятельно. Основные причины - небольшое количество пассажиров, способных оплачивать авиатариф, и в целом невысокий пассажиропоток на этих направлениях", - пояснил Денис Ильин.
Ранее сообщалось, что производственное партнерство авиакомпании "Кубань" со Sky Express, которое активно развивалось в прошлом году, не принесло ожидаемой синергии. И сейчас "Кубань" нуждается в существенных инвестициях для обновления флота и дальнейшего развития.
Источник, близкий к авиакомпании, сообщил агентству "Интерфакс-Юг", что ее владельцы решили определить судьбу "Кубани" до конца июля 2012 года. Среди возможных вариантов развития компании рассматривалось сокращение парка воздушных судов и его унификация, а также закрытие авиакомпании.
Согласно официальному сообщению "БазЭла", сегодня "Кубань", несмотря на имеющиеся сложности, намерена продолжать как чартерные, так и регулярные авиаперевозки.
"Информация об остановке регулярных рейсов авиакомпании не соответствует действительности. Авиакомпания "Кубань" выполняет летом 2012 года и продолжит выполнять в зимнюю навигацию как чартерные рейсы, так и обширную регулярную программу. Все обязательства перед пассажирами выполняются и будут выполняться в полном объеме", - отмечается в сообщении.
В настоящее время "Базовый элемент" ищет стратегического партнера для авиакомпании. В роли такого партнера "БазЭл" рассматривает, в том числе, и администрацию Краснодарского края. Вероятно, что создание на базе "Кубани" перевозчика для туркластера будет для нее как раз кстати, особенно при условии вливания в авиакомпанию госинвестиций.
Территория практически всего Северного Кавказа сейчас является курортной зоной, и ехать из одного его региона в другой только для того, чтобы отдохнуть, во многом бессмысленно. Курортников в регион будут привозить другие авиаперевозчики, а вот создаваемая авиакомпания, вероятно, будет доставлять их на конкретный курорт внутри федерального округа.
Обозреватель Евгения Артемова