Interfax-Russia.ru - На вокзале Анапы установили солнечные батареи, осенью к ним прибавятся ветрогенераторы. К концу года вокзал полностью перейдет на автономную систему электропитания.
Оказывается, можно не бросать деньги на ветер, а ветер и солнце - преобразовывать в деньги. Железнодорожный вокзал Анапы - первый в России, который перейдет на использование альтернативных источников энергии. В ближайшие годы система будет налажена и в других южных городах, где количество солнечных дней в году максимально.
Об идее внедрения солнечных батарей на вокзалах руководства ОАО "РЖД" впервые заявило весной 2010 года. Правда, тогда компания собиралась начать с вокзала в Адлере. Старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович сообщил в марте 2010 года, что за счет солнечной энергии предполагается обеспечивать вокзалы электричеством на 70%.
"Серьезно над этим проектом работаем совместно с "Роснано" и компанией "Ренова". Они запустят производство к 2012 году. Если успеем - будем ставить российское (оборудование - ИФ). Очень бы хотелось - нам нужно уже к концу 2012 года иметь вокзал и апробировать солнечные элементы", - говорил вице-президент РЖД. Помимо технологии солнечных батарей при реконструкции вокзала компания собиралась использовать и другие современные технологии. Например, светодиодную технику и технологии использования энергии моря для кондиционирования помещения. Валентин Гапанович также говорил журналистам, что "еще будет один вокзал. По-видимому, в Анапе".
Как видно, во время реализации задуманного планы немного скорректировали - пока что первым и единственным обладателем альтернативного источника энергии стал вокзал Анапы. В прошлом году велась реконструкция вокзала, и РЖД несколько раз в течение года сообщал о том, что к 2012 году он станет "умным".
"Умный железнодорожный вокзал" - пилотный проект, который Дирекция железнодорожных вокзалов (филиал ОАО "Российские железные дороги") реализует совместно с Европейским банком реконструкции и развития. О договоренности с банком заниматься совместным внедрением инновационных технологий и модернизацией вокзала Анапы сообщила 25 июня пресс-служба РЖД.
Еще в 2010 году Валентин Гапанович сообщил журналистам во время Глобальной конференции по железнодорожным грузовым перевозкам, что РЖД собирается привлечь 50 млн евро банка ЕБРР на проекты трех "умных" вокзалов. "У нас с ЕБРР подписан протокол о намерениях. Мы должны получить финансирование на экологические проекты, связанные с устройством "умных" вокзалов. Думаю, в ближайшее время мы перейдем в стадию конкретных взаимных переговоров по уровню финансирования", - говорил он.
Два года назад предполагалось, что финансирование будет привлекаться на проекты для вокзалов в Адлере, Мурманске и Анапе. "Надо попробовать в разных климатических зонах", - пояснил топ-менеджер причину географической разнесенности объектов финансирования.
"ЕБРР будут рассчитывать финансовую модель и окупаемость. В итоге мы получим готовый вокзал, а они - инвестпроект", - пояснил Interfax-Russia.ru начальник сектора коммуникаций Дирекции железнодорожных вокзалов Дмитрий Писаренко. Он уточнил, что до настоящего момента средства банка не привлекались.
Сегодня на крыше вокзала Анапы уже установлены и прошли тестовые испытания солнечные батареи. "В настоящее время на крыше здания вокзала размещено 560 солнечных модулей, суммарная мощность которых составляет 70 кВт. В четвертом квартале текущего года в рамках инвестиционного проекта "Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте в 2012 году" на вокзале Анапа планируется внедрить ветрогенераторную установку с номинальной мощностью 50 кВт, преобразующую энергию ветра в электрическую. Обе системы относятся к категории альтернативных, экологически чистых источников энергии", - сказано в пресс-релизе РЖД.
Солнечные батареи уже к концу июня включатся в работу. А когда их объединят с ветрогенераторами в единую систему, при наращивании мощности установленных аккумуляторных батарей, позволят сделать вокзал Анапы полностью независимым от внешнего источника электроснабжения. Вырабатываемая солнечными модулями электрическая энергия будет использоваться для освещения пассажирских платформ и помещений вокзала, в том числе в темное время суток от установленных аккумуляторных батарей, которые подключены к солнечным модулям.
Система солнечных модулей спроектирована на базе тонкопленочных фотоэлектрических модулей. Она состоит из полностью унифицированных компонентов. Предварительно на вокзале Анапы всю инфраструктуру привели в нужное состояние для нормальной установки и функционирования батарей.
Установкой модулей занимается ООО "Хевел". Компания основана госкорпорацией "Роснано" и группой "Ренова" в 2009 году для развития солнечной энергетики в России. Она имеет собственное производство по выпуску фотопреобразовательных модулей в Новочебоксарске (Чувашия), а солнечные модули для вокзала были закуплены за границей.
Анапа была выбрана для пилота не случайно. "В этом городе, по нашим подсчетам, самое большое количество солнечных дней в году, плюс у здания вокзала - плоская крыша, это нужно для установки батарей. Солнечные модули работают по системе накапливания, а лучи проступают сквозь облака даже в пасмурную погоду - батареи работают весь световой день," - рассказал Дмитрий Писаренко.
В северных и восточных регионах эффективность солнечных батарей будет в разы ниже, говорят в филиале РЖД. Но установка систем альтернативной энергии рассматривается и на других, не только южных территориях. "Ряд вокзалов мы сейчас рассматриваем для внедрения. Но следующим, скорее всего, будет вокзал города Волжский Волгоградской области. Он также на юге, подходит по профильным условиям, и крыша позволяет сделать установку системы. На вокзале также недавно завершился ремонт", - сообщил Interfax-Russia.ru представитель Дирекции железнодорожных вокзалов. Среди других городов юга, которые также претендуют на технологию солнечных модулей - Лиски, Балашов, Грозный, Гудермес.
К слову, на железнодорожном вокзале детского курорта Анапы недавно завершилась реконструкция вокзала. Помимо новых источников выработки энергии там установили пандусы для "колясочников" и подъемники, позволяющие инвалидам добираться до платформ. Из будущих нововведений - для слабовидящих людей на перроне сделают тактильные полосы, которые помогут им ориентироваться.
Инвестиционная программа РЖД "Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте" включает в себя и другие аспекты. Как рассказали в Дирекции, основные элементы программы - это установка энергосберегающего освещения. К примеру, Ленинградский вокзал в 2010 году был полностью оснащен светодиодными светильниками. Кроме этого, на вокзалах ставят счетчики на разные виды ресурсов, есть также определенный набор других разнообразных технологий, которые железнодорожники планируют внедрять в будущем.
Обозреватель Евгения Артемова