Interfax-Russia.ru – Аэропорт Ростова-на-Дону спустя двое суток после трагедии начал принимать и отправлять рейсы. Предварительные итоги расследования могут быть известны в течение месяца.
Утром 21 марта аэропорт Ростова-на-Дону, где двое суток назад потерпел крушение Boeing-737-800 FlyDubai, начал принимать и отправлять рейсы. Первым самолетом, приземлившимся на расчищенную от обломков лайнера взлетно-посадочную полосу, стал самолет МЧС РФ. Никаких ограничений в посадке и отправке самолетов больше нет, сообщил журналистам замминистра МЧС РФ Леонид Беляев.
Версии падения
Судя по всему самолет разбился, свалившись в штопор во время набора высоты, когда вторая попытка пилота посадить судно вновь не получилась, сообщил "Интерфаксу" источник в оперативном штабе.
"Самолет после решения командира воздушного судна о том, чтобы вместо посадки уйти на очередной круг, начал набирать высоту, но по неизвестной причине свалился в штопор и ударился о землю под углом 45-50 градусов", - сказал источник.
Среди нескольких причин, приведших к катастрофе, участники расследования рассматривают ошибку пилотирования в сложных метеоусловиях и техническую неисправность в хвостовой части самолета.
Также есть версия о предельных нагрузках на лайнер при попытке уйти на очередной круг, которые тоже могли привести к крушению, сообщил источник в экстренных службах.
"Рассматривается версия о том, что при попытке - в критический момент, перед посадкой - ухода на очередной круг самолет мог не выдержать предельных нагрузок с учетом сложных метеоусловий и сильного ветра, что могло привести к катастрофе", - сказал собеседник агентства.
На чрезвычайно сложные метеоусловия во время катастрофы обращают внимание и в Росгидрометцентре.
"Погодные условия, безусловно, были сложными. Сильные осадки - за минувшие сутки в Ростове выпало до 30 мм, низкая облачность - нижняя граница не превышала 600 метров. И самое главное - наблюдался боковой ветер, и что очень опасно для аэронавигационных условий - это так называемый сдвиг ветра", - объяснил "Интерфаксу" директор Гидрометцентра РФ Роман Вильфанд.
По словам метеоролога, сдвиг ветра - это характеристика смены направления ветра по вертикали на небольшом удалении: например, если на высоте 500 метров - южный ветер, а на высоте 1000 м - северный.
"Это очень опасно. Когда наблюдается такое явление, подъемная сила меняется - и самолет попадает в неуправляемую ситуацию. Все это наблюдалось, диагностировалось и прогнозировалось", - сказал Роман Вильфанд.
Он также подчеркнул, что любая авиакатастрофа - это комплекс сложных факторов, и в причинах произошедшего будут разбираться эксперты на основе всестороннего анализа.
Тем временем, Межгосударственный авиационный комитет (МАК) рассчитывает, что предварительные результаты расследования крушения лайнера можно будет получить в течение месяца.
"Очень сложно давать прогнозы, когда все это закончится. При благоприятном стечении обстоятельств мы выйдем в течение месяца на предварительные результаты", - сказал замруководителя МАК Сергей Зайко в эфире "Россия 24", добавив, что результаты будут неокончательными.
Сейчас идут подготовительные работы для копирования информации с речевого самописца. Сергей Зайко отметил, что "по речевому самописцу ситуация несколько сложнее, там также был разрушен кабель данных".
"Нам пришлось произвести рентгенографическое исследование для того, чтобы определить эти повреждения, подключать модуль памяти в таком виде небезопасно, так как любое короткое замыкание может привести к потере данных", - пояснил зампред МАК.
Он подчеркнул, что главное не потерять информацию и максимально обезопасить эту энергонезависимую память.
"Поэтому сейчас проводится подготовительная работа, восстанавливается этот кабель данных, загружается последнее программное обеспечение, именно под этот тип бортового регистратора. Эти работы в настоящее время проводятся в лаборатории", - сказал он.
Дело о катастрофе
Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин взял контроль над расследованием авиакатастрофы под личный контроль. По словам официального представителя СКР Владимира Маркина, Бастрыкин распорядился передать уголовное дело о крушении дубайского самолета в управление по расследованию особо важных дел СКР.
Это связано с тем, что следователям предстоит выполнить большой объем следственных действий.
"Кроме того, это авиапроисшествие носит международный характер, поскольку самолет принадлежал иностранной компании", - отметил Владимир Маркин.
Следователи СКР во время расследования изымают летную документацию и допрашивают тех, кто мог быть так или иначе причастен к этой катастрофе. "На данный момент допрошены более 40 человек - родственники потерпевших, а также сотрудники аэропорта и аэродромного диспетчерского центра, Ростовского метеорологического центра, представители авиакомпании FlyDubai, изъята документация воздушных судов аэропорта Ростова-на-Дону", - сказал представитель СКР.
Ранее глава Росавиации Александр Нерадько сообщил, что версия о недостатках в работе диспетчера ростовского аэропорта не рассматривается.
"В соответствии с международными правилами полетов, командир воздушного судна принимает решение на вылет и на посадку. Именно командир воздушного судна знает собственный опыт, нормативы, которые установлены самой авиакомпанией, диспетчеру это неизвестно", - сказал Александр Нерадько.
По его словам, российские диспетчеры работают полностью в соответствии с международными правилами. "Нет никаких оснований ставить вопрос о недостатках в деятельности диспетчера", - отметил он.
Со своей стороны, руководитель Южного территориального управления Росавиации Владимир Исаев также заявил журналистам, что "нареканий к работе диспетчеров у специалистов нет".
Ростовский аэродром оборудован современным радиотехническим оборудованием, обеспечивающим точную посадку в соответствии с международными требованиями.
Взгляд от FlyDubai
Группа специалистов от FlyDubai и представители страховых компаний 20 марта тоже присоединилась к расследованию в Ростове-на-Дону.
Разбившийся Boeing был застрахован в Oman Insurance Company (ОАЭ) на $500 млн, его риски были перестрахованы международной компанией Willis, сообщил на пресс-конференции министр транспорта РФ Максим Соколов.
Он уточнил, что ответственность перед пассажирами не страховалась в рамках российского законодательства (по закону об обязательном страховании ответственности перевозчика перед пассажирами), потому что перевозчик - иностранная компания.
Министр транспорта добавил, что "страхование осуществлялось дубайской компанией на условиях международной Монреальской конвенции".
По заявлению директора авиакомпании Гейт аль-Гейта, командир лайнера и второй пилот имели большой опыт. Сам разбившийся Boeing был выпущен в 2011 году, а последний углубленный техосмотр прошел 21 января в Иордании.
По мнению главы авиакомпании, российская сторона компетентно разберется в обстоятельствах крушения.
Flydubai выплатит по $20 тыс. семьям жертв авиакатастрофы, но точную сумму компенсаций назовут после окончания расследования.
"Финансовые потери пока неясны. Наш текущий приоритет - поддержка семьям жертв, а также процесс расследования", - сообщил гендиректор.
Никаких обвинений в отношении FlyDubai со стороны участников расследования катастрофы в Ростове-на-Дону пока не предъявляли, сообщил в "Интерфаксу" представитель пресс-службы авиакомпании Лоуренс Макдоннелл.
"Слишком рано обсуждать причины катастрофы - это долгий процесс. Самое главное, что мы тесно сотрудничаем с компетентными органами и полностью доверяем им. Руководитель следствия сказал, что пока никто никого не обвиняет, потому что мы только в начале. Слишком рано обсуждать какие-то предположения", - заявил он агентству.
Память и помощь
В будущем власти Ростове-на-Дону планируют создать мемориальный знак в память о крушении дубайского самолета.
"Мемориал предложено установить в ростовском аэропорту. Глава администрации Сергей Горбань поручил подготовить предложения по данному вопросу", - сообщила пресс-служба городской администрации Ростова-на-Дону.
По-прежнему продолжается идентификация останков погибших пассажиров. Для генетической экспертизы в ростовском областном бюро судебно-медицинской экспертизы взяли 53 забора крови у родственников погибших. Ростовским экспертам помогают московские коллеги.
Как сообщила пресс-служба областного правительства, с 19 марта в аэропорту постоянно работали бригады скорой помощи. Амбулаторная помощь потребовалась 34 родственникам и близким погибших, а также четырем сотрудникам служб аэропорта.
Также с родственникам и близким работали более 70 психологов. МЧС открыло три телефона "горячей линии" для психологической помощи: один - на базе ГУ МЧС по Ростовской области, другой - федеральный, на базе Центра экстренной психологической помощи МЧС и еще одна "горячая линия" создана для звонков из-за рубежа.
"На горячую линию поступило 1628 звонков. Звонят люди, которые обращаются за психологической помощью и другой информацией. Звонят и родственники погибших, и друзья, которые ищут кого-то, а также люди, которые хотят помочь", - сообщила начальник отдела экстренного реагирования южного филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС РФ Екатерина Бабкина.
Пяти близким погибших потребовалась госпитализация, они находятся в больницах города, сообщили агентству "Интерфакс-Юг" в пресс-службе областного Минздрава.
Выплаты родственникам погибших в Ростовской области начались 20 марта. Из резервного фонда регионального бюджета выделили 41 млн рублей. В самолете находился 41 житель Ростовской области.
Также местные власти пообещали помочь близким с организацией похорон после окончания работы судмедэкспертов.
Власти Волгоградской области тоже выплатят семье погибших в авиакатастрофе жителей Урюпинска Ирины и Николая Карпенко 2 млн рублей из резервного фонда области, сообщили агентству "Интерфакс-Юг" в пресс-службе губернатора региона.
Сейчас в Ростове-на-Дону работает консультационный пункт по оказанию помощи родственникам погибших в авиакатастрофе, его филиалы работают в органах социальной защиты населения муниципальных образований.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook