Украинская "эскадра"

Interfax-Russia.ru – Корабли ВМС Украины прошли из Одессы в Бердянск через Керченский пролив под наблюдением береговой охраны ФСБ. Украина обвинила РФ в создании "опасных инцидентов".

Украинская "эскадра"
Фото пресс-службы пограничного управления ФСБ РФ по Республике Крым

Поисково-спасательное судно "Донбасс" и морской буксир "Корец" ВМС Украины 22 сентября прошли под арками Керченского моста. Суда шли из Одессы в Бердянск.

В процессе перемещения корабли Военно-морских сил Украины находились недалеко от берегов Крыма в исключительной экономической зоне РФ. Их сопровождали корабли береговой охраны пограничной службы ФСБ, сообщила пресс-служба крымского регионального ведомства.

Со своей стороны контроль за перемещением кораблей провел и разведывательный самолет ВВС США RC-135W. Он совершил несколько пролетов вблизи Керченского пролива, когда в Азовское море заходили корабли Украины, следует из мониторинговых данных западных авиационных ресурсов.

По их сведениям, американский самолет RC-135W в течение нескольких часов в воскресенье курсировал вдоль побережья Крыма и Краснодарского края.

"Украинский милитаристский портал" со ссылкой на свои источники сообщил, что эти суда направлялись в Бердянск в Запорожской области, где Украина планирует создать военно-морскую базу своего флота на Азовском море.

Между тем, в ВМС Украины заявили, что во время прохождения украинских судов через Керченский пролив российские корабль и военный самолет создали опасные инциденты.

Согласно сообщению ведомства в соцсетях, 20 сентября корабль "Приазовье" якобы опасно сблизился с украинскими судами, а 21 сентября Су-27 опасно приблизился к самолету Ан-26 ВМС Украины, который выполнял плановое задание над Черным морем.

В свою очередь глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что корабли ВМС Украины запрашивали разрешения Росморпорта для прохождения через Керченский пролив.

"Разрешение на проход в Керчь-Еникальском канале запросили у Росморпорта, и за лоцманской поддержкой тоже обратились в наши службы, покорно стояли в очереди за гражданскими судами. Это бесславное начало конца проекта под название "Незалежна Україна", - написал Сергей Аксенов на своей странице в Facebook.

Глава Крыма считает, что украинский военный флот находится в упадке.

"Это печальное зрелище, когда на фоне великолепного архитектурного сооружения - Крымского моста в сопровождении современных российских кораблей береговой охраны плывут два ржавых корыта ВМС Украины, как символы "Руины" - разрухи, которая, как известно, не в клозетах, а в головах", – заявил глава республики.

Согласно данным из открытых источников, корабль управления "Донбасс" - плавучая мастерская советского флота проекта 304 (код НАТО - Amur). Мастерская построена на судоверфи в Польше в 1969 году и имела названием "ПМ-9".

После раздела Черноморского флота "ПМ-9" сменил название на "Краснодон", в 2001 году переименован в "Донбасс". После вхождения Крыма в состав РФ в марте 2014 года на корабле был поднят российский флаг, а украинский экипаж выведен на сушу. В апреле 2014 года корабль возвращен в состав ВМС Украины и перебазирован в порт Одессы на буксире.

Морской буксир "МБ-30" построен на Ярославском судостроительном заводе в 1973 году. Был в составе Черноморского флота, в 1997 году включен в состав ВМС Украины, получил новое название "Корец" в честь города в Ровенской области Украины. 20 марта 2014 года буксир заняли российские военные, через два месяца его вернули ВМС Украины.

Накануне президент Украины Петр Порошенко поздравил поисково-спасательное судно A500 "Донбасс" и морской буксир A830 "Корец" Военно-морских сил ВС Украины с выходом в Азовское море.

"Эти суда станут частью военно-морской базы украинского флота на Азове. Спасибо экипажам судов по безупречно выполненный приказ!", - написал Петр Порошенко на своей странице в Facebook.

В начале сентября Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины утвердил комплекс мероприятий, направленных на защиту национальных интересов страны в южных регионах, акваториях Азовского и Черного морей.

В частности, речь идет об усилении военно-морского присутствия в Азовском море, создании там корабельно-катерной группировки ВМС Украины, развитии соответствующей инфраструктуры, обеспечении подразделений береговой обороны новейшей высокоточной ракетным оружием.

Ситуация в Азовском море обострилась после задержания украинскими пограничниками в марте 2018 года российского рыболовецкого судна "Норд" (порт приписки - Керчь, Крым).

Вопрос об инциденте с "Нордом" Россия планирует поднять на российско-украинской комиссии по рыболовству в Азовском море, сообщил в сентябре заместитель главы Росрыболовства Василий Соколов.

"К сожалению, инцидент с "Нордом" до сих пор не урегулирован, хотя там постоянно идет разговор, что вот-вот отпустят. В октябре должна состояться комиссия, и там мы будем поднимать эти вопросы, потому что долгие годы успешного сотрудничества в Азовском море были единовременно перечеркнуты", - сказал Василий Соколов журналистам.

Заседание комиссии должно пройти на территории Украины, где сейчас идет подготовка к этому мероприятию.

Также в "заложниках" в порту Херсона с августа находится судно "Механик Погодин", его украинская сторона заблокировала на три года.

Одновременно с этим в конце августа Госдеп США обвинил РФ в притеснении украинских судов в Азовском море.

Ранее министр иностранных дел Украины Павел Климкин выразил убеждение, что ситуацию с "российскими провокациями" в Азовском море невозможно решить только юридически. Климкин рассказал, что на Генеральной ассамблее ООН в сентябре будет также подниматься вопрос о ситуации в Азовском море.

По данным украинской погранслужбы, за последние месяцы Россия задержала для досмотра в Азовском море более 150 судов.

"У меня нет точных данных, но это, кажется, больше 150 иностранных судов, которые следовали в украинские порты. Причем тенденция сохраняется: пограничники российские продолжают осматривать те суда, которые следуют в украинские порты на Азовском море", - заявил 21 августа помощник главы Госпогранслужбы Украины Олег Слободян.

При этом, по его словам, суда, следующие в российские порты, проходят без задержек. Слободян отметил, что досмотры следующих в украинские порты судов обычно проводят, когда они находятся в зонах, недоступных для патрулирования украинскими пограничниками.

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян утверждал, что "РФ нарочно создает препятствия судам, следующим в украинские порты Азовского моря", посему следует ввести украинские зеркальные санкции и инициировать международные санкции.

Интересен факт: как заметили российские пограничники, украинские рыбаки с недавнего времени перестали выходить на промысел в общие с Россией рыболовецкие угодья в Азовском море.

"Примечателен тот факт, что украинские рыбаки предпочитают осуществлять промысел не более чем в пяти милях от украинского берега", - сообщила пресс-служба пограничного управления ФСБ России по Крыму.

Круглосуточное дежурство в Азовском море осуществляют сейчас несколько единиц пограничных сторожевых кораблей и катеров береговой охраны Пограничного управления ФСБ РФ.

Сейчас в Азовском море идет активная добыча бычка, ежедневно в море выходят от 5-ти до 17-ти рыбопромысловых сейнеров, с каждым из которых погранкорабли, находящиеся на дежурстве, держат радиосвязь.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"