Туризмом – по экстремизму

Interfax-Russia.ru – Дмитрий Медведев призвал глав северокавказских республик приложить все усилия для создания туристическо-рекреационного кластера в округе.

Судя по последним заявлениям президента России и его полпреда в Северо-Кавказском федеральном округе, магистральное направление развития СКФО, похоже, найдено. Название этого направления – туризм.

"Органично делать курорты"

Выступая на сессии Петербургского международного экономического форума "Новые туристические направления – Северный Кавказ", где был представлен проект туристического развития северокавказского региона, Медведев достаточно ясно дал понять: региональные лидеры должны в первую очередь бросить силы именно на рекреационную отрасль.

"Первое и главное заключается в том, что мы должны создать какую-то сквозную тему для наших северокавказских республик, - заявил глава государства. - Понятно, что в каждой республике есть и своя промышленность, и свое сельское хозяйство, и огромная куча проблем в каждой республике существует, но нет идеи, которая была бы объединяющей в смысле бизнеса, построенного, может быть, даже по цепочке, который может принести и рабочие места в значительном количестве, и, конечно, инвестиции".

Такой "общекавказской" идеей и становится отныне развитие туризма. При этом президент подчеркнул, что понимает: у всех республик есть свои интересы. Но отчетливо дал понять: местности, где можно осуществлять туристические проекты, ни на что другое использоваться не должны. Никакой иной экономики и якобы "привлекательных" проектов – об этом следует забыть.

"Здесь нужно отрешиться от мысли о том, что, допустим, эту территорию можно было бы использовать под какие-то другие цели, получить быстрые деньги, позвать кого-то там, я не знаю, НПЗ там поставить или еще что-то сделать, - предупредил Медведев. - Давайте делать то, что органично. А на Кавказе органично делать курорты".

В этом с президентом Медведевым полностью солидарен его полпред в СКФО Александр Хлопонин. Он убежден: на Кавказе ничто не способно принести столько выгоды и прибыли, как активный отдых.

Правда, для этого в регион необходимо "вкачать" очень приличные суммы. По подсчетам полпреда, создание на территории Северного Кавказа туристско-рекреационного кластера международного уровня обойдется в 450 млрд рублей (сюда же, по словам директора департамента особых экономических зон Минэкономразвития Дмитрия Левченкова, входят 60 млрд рублей в виде господдержки). Зато подобные вложения воздадутся сторицей. "На заключительном этапе это создаст порядка 100 тысяч рабочих мест, удвоение внутреннего валового продукта и развитие самого региона", - заявил представитель президента в СКФО.

Он подчеркнул, что приоритетом для властей является именно создание рабочих мест, поскольку свыше 80 тысяч местных жителей активного возраста нуждаются в работе.

Великолепная пятерка

Пока планируется создать пять современных курортных комплексов – на территории Краснодарского края, Дагестана, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи и Кабардино-Балкарии.

"Мы начинаем не с чистого листа. Большое значение имеют уже существующие бренды, известные во всем мире – Эльбрус, Архыз, Казбек. И мы рассчитываем, что реализация нашего проекта даст новое значение и этим брендам, и создаст новые", - подчеркнул Хлопонин.

Вообще-то идея "туристического рая" в краю джигитов и абреков возникла у полпреда сразу после назначения на должность. После месяца анализа ситуации и привыкания к новой должности полномочный представитель президента РФ в СКФО и одновременно вице-премьер правительства Александр Хлопонин перешел к фазе активных публичных действий – он озвучил в конце февраля этого года идею четырех основных кластеров, в числе которых оказался и туристско-рекреационный.

Полпред заявил: в туристической сфере потенциал кавказских республик несопоставим ни с одной территорией в России. Однако тут же подчеркнул: следует категорически отказаться от "гигантомании". "В этом направлении необходимо выделить 15 реальных точек роста, тогда как республики представили около 60 разных проектов в области туризма, которые рассчитаны на гигантские, астрономические суммы", - указал представитель президента.

Он также посоветовал не зацикливаться на одних только горнолыжных курортах. Конечно, замечателен горнолыжный "Мамисон" в Северной Осетии, велик в этом смысле и потенциал Приэльбрусья. Но необходимо также развивать здравницы, грязелечебницы, санатории с минеральными водами, которые смогут конкурировать с такими зарубежными курортами, как Карловы Вары.

Правда, сегодня Хлопонин все же пришел к мнению, что на горных курортах не грех и "зациклиться". "Основная идея проекта – создание сети горнолыжных курортов по модели государственно-частного партнерства", - отметил полпред президента на Петербургском экономическом форуме.

Итак, в конце июня идея "туристического кластера" на Северном Кавказе получила полное и окончательное "добро" руководства страны.

Пять ОЭЗ или одна?

Эксперты считают чрезвычайно важным, чтобы этот кластер обрел статус особой экономической зоны (ОЭЗ), налоговые и тарифные поблажки, а также упрощенный режим въезда самих туристов. Сегодня в законодательстве существует достаточно серьезных препон на пути развития активного отдыха в России.

Так, президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько признается, что главная опасность для российского туризма – дикий рост издержек: например, колоссальный рост тарифов и налога на землю. По этой причине норма прибыли в туризме катастрофически падает. По мнению Шпилько, достижения советской эпохи в области курортологии сравнимы с полетом в космос, но в ближайшее время весь этот высокий уровень может рухнуть, и восстановить его будет невозможно. Поддержка и преференции государства здесь крайне необходимы.

Впрочем, как сообщил журналистам директор департамента особых экономических зон министерства экономического развития России Дмитрий Левченков, Минэкономразвития к концу года сформирует предложения о возможном создании ОЭЗ в пяти субъектах СКФО. "До конца года сформулируем предложения по созданию туристического кластера в пяти республиках Северного Кавказа. В частности, возможно создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Решение о ее создании может быть принято до конца года – с тем, чтобы в следующем году начать строительство", - обещал Левченков.

По его словам, еще не принято решение, будет ли это одна или пять ОЭЗ в каждом регионе. Речь идет о Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Адыгее. Директор департамента отметил, что в основном в этой зоне предлагается развивать горнолыжный туризм. Строительство горнолыжных комплексов планируется в Матласе (Дагестан), Мамисоне (Северная Осетия), Архызе (Карачаево-Черкесия), Лаго-Наки (Адыгея) и на Эльбрусе (Кабардино-Балкария).

Общая площадь этих курортов – около 4 тысяч га. Здесь еще предстоит оборудовать горнолыжные трассы протяженностью 803 км, создать более 104 тысяч мест для туристов. Планируется также построить два новых аэропорта. К слову сказать, еще в феврале, будучи с визитом в Северной Осетии, полпред Хлопонин нелестно отозвался об аэропорте во Владикавказе и заявил, что Олег Дерипаска готов создать сеть аэропортов на Северном Кавказе, которые будут отвечать международным стандартам. Видимо, пора претворять эти планы в жизнь.

Самыми крупными курортами должны стать Мамисон, где на 1,5 тысячи га планируется построить 300 км трасс и 50 тысяч мест для туристов, и Архыз, где длина спусков составит 278 км, а количество гостиничных мест – 21 тысячу. Пока же действующие горнолыжные комплексы в Чегете, Эльбрусе и Домбае принимают в год не более 4 тысяч отдыхающих. Для сравнения – на австрийских горнолыжных курортах ежегодно отдыхают свыше 5 млн человек.

По некоторым сведениям, для воплощения идеи "туристического кавказского парадиза" будет создана крупная управляющая госкомпания, которая будет координировать финансирование, управлять курортами, обеспечивать безопасность туристов, вести рекламную кампанию, заниматься проблемами соответствующего профобучения местных жителей и т.д. В состав госкомпании, помимо крупных банков и центральных госструктур, войдут правительства северокавказских республик.

В финансировании проекта, по предварительной информации, примут участие Сбербанк, ВЭБ, ВТБ, а также, возможно, иностранные Morgan Stanley, JPMorgan, Citi, Allianz. В туристический кластер могут вложить инвестиции известные иностранные фонды типа ADIA (инвестиционное агентство эмирата Абу-Даби), норвежский пенсионный госфонд Global, государственные фонды Японии, Китая и Сингапура. Эти инвесторы уже работают в России: ADIA участвовало в строительстве "Горной карусели", а сингапурский фонд участвует в проектах особых экономических зон. Если особая экономическая зона будет создана, компании, которые будут участвовать в глобальном рекреационном проекте, не будут платить никаких налогов, за исключением НДС, и получат льготные кредиты.

Окружные беды

Между тем, немало экспертов и аналитиков настроены по отношению к идее создания "кавказского Куршавеля" скептически. Прежде всего потому, что в республиках СКФО не устранены такие существенные риски, как взяточничество, терроризм, клановость в госструктурах и др.

Напомним, что Северо-Кавказский федеральный округ создал своим указом 19 января 2010 года президент России Дмитрий Медведев, выделив из состава Южного федерального округа семь регионов – Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию, Чечню и Ставропольский край. Все они, кроме Ставрополья, заслужили незавидную репутацию проблемных субъектов РФ.

Достаточно сказать, что сегодня большинство республик нового округа, население которого составляет чуть более 9 млн человек, живут исключительно за счет федерального бюджета. Здесь самый высокий уровень дотационности среди всех округов РФ. За прошлый год из бюджета страны в эти регионы было перечислено 170 млрд рублей – и это в период кризиса. Между тем на новый округ приходится всего 1,2% от всех налоговых поступлений, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему России.

Политологи сходятся во мнении, что до недавнего времени власть считала такую финансовую политику вынужденной мерой, призванной обеспечить определенную стабильность региона, лояльность местного руководства к центру и "иммунитет" против сепаратистских настроений населения. К сожалению, в условиях чудовищной клановости и серьезной коррупции на Кавказе, по сути, не удалось достичь ни одной из этих целей – разве что неустойчивую лояльность местной власти, которая, впрочем, немногого стоит, если не подкреплена лояльностью населения.

Вместе с тем, в СКФО – самый высокий уровень безработицы, зато самый низкий уровень безопасности населения. Редкий день на Северном Кавказе обходится без нападений на сотрудников госструктур, обстрелов и взрывов, обращают внимание те, кому идея создания продвинутых туристических зон в регионе кажется оторванной от реальности.

Курорты без аборигенов

Однако у скептиков есть и немало оппонентов. Они предлагают создавать туристические зоны по типу ряда стран, где подобные курорты абсолютно закрыты для местного населения и действуют лишь для иностранцев. Аборигены же выступают лишь как обслуживающий персонал, получающий достойную заработную плату. Проход на территорию – по особым пропускам, не более того.

"Я считаю такой подход наиболее оптимальным, - заявил Interfax-Russia.ru политолог Владимир Кобякин. – В конце концов, главное – обеспечить трудовую занятость местного населения, покончить с безработицей. Люди будут получать достойное жалование, появится мощная инфраструктура, в том числе и экскурсии по интересным местам, которых на Кавказе немало. Потрясающая этнография, индустрия сувениров, местная экзотика и т.д. А главное – люди смогут обеспечивать себя достойно. Сытый человек, человек, который может удовлетворять свои потребности, - это опора государства и правопорядка. Ему не нужны потрясения. Он мало подвержен экстремистским идеям политического и религиозного порядка".

Собеседник Interfax-Russia.ru считает, что поначалу ставка будет сделана не на широкие массы европейского населения, избалованного комфортом. Возможно, основной поток туристов в первые годы следует ожидать из Азии (Индия, Китай, Япония, Южная Корея и т.д.), а также из Израиля, Египта, ОАЭ, для которых горнолыжные курорты являются своеобразной экзотикой. Для того чтобы привлечь этих любителей отдыха, необходимы демпинговые цены по отношению к соответствующим курортам Европы (прежде всего Австрии и Швейцарии) и сравнимый уровень сервиса.

"Мы не можем надеяться на российский менталитет, - предупредил Кобякин. – Это ведь только у нас люди выработали особый тип русской бесшабашности. Так, в октябре 2005 года в столице Кабардино-Балкарии Нальчике произошло вооруженное нападение боевиков на силовые структуры, город в течение двух дней был ареной боевых действий, по ТВ демонстрировались трупы и перевернутые машины… А мои знакомые через пару месяцев отправились в дом отдыха Нальчика справлять Новый год. И вернулись страшно довольные! Купались среди снега в теплом нарзанном бассейне, ездили на водопады, отлично провели время. Боюсь, для иностранного туриста подобное поведение – запредельный экстрим. Вот если мы сможем создать все условия для безопасного и комфортного отдыха хотя бы в горнолыжных туристических зонах, это будет ударом по экстремизму, с которым не сравнятся никакие контртеррористические операции".

Обозреватель Александр Сидоров