Строили рогами и копытами

Interfax-Russia.ru – Счетная палата РФ выявила грубейшие финансовые нарушения при строительстве "танцующего" моста в Волгограде.

Самый пляшущий в Европе

Вкратце напомним предысторию грандиозной стройки, которая затянулась на 13 лет. До сих пор в городе-герое Волгограде моста через Волгу вообще не было. Близлежащие – в Саратове и Астрахани – находятся в 400 км от этого места. В качестве единственной наземной переправы использовалась плотина Волжской ГЭС. Но она давно уже требует серьезного ремонта.

Технико-экономическое обоснование возведения моста, задуманного как самый крупный в Европе, было разработано еще в 1994 году, однако непосредственно работы начались в 1996-м. К 2004 году из-за слабого финансирования было выполнено всего лишь 40% работ первого этапа стройки. Затем объект вошел в государственную программу "Дороги России", и с этого времени возведение моста пошло ударными темпами.

Первая 7-километровая очередь первого пускового комплекса моста через Волгу была введена в эксплуатацию 10 октября 2009 года (протяженность всего объекта - 29 км 833 м). Ее стоимость составила около 12,5 миллиардов рублей. Волгоградский мост при проверке получил высшую оценку Московского института исследования мостов и других инженерных сооружений. За добросовестно выполненную работу мостостроителей отметил благодарностями и грамотами лично министр транспорта Игорь Левитин.

Открыл движение по мосту в торжественной обстановке заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов. "Мы открываем в Волгограде 1-й пусковой комплекс с 6-полостным движением, - заявил он волгоградцам. - Новый мост удовлетворяет требованиям и с точки зрения безопасности движения и экологической безопасности главной реки России. Так что мостовики потрудились на славу".

Зампред правительства также подчеркнул, что он не поддерживает традиции открывать объекты "на скорую руку": открывать нужно, когда все готово на 100%. По словам Иванова, дорожники Минтранса это гарантировали. Чиновник добавил, что новый мост в Волгограде удовлетворяет всем предъявляемым требованиям как с точки зрения комфорта и безопасности движения, так и с точки зрения экологической безопасности реки Волги.

Увы, гарантии Минтранса вскоре рухнули, как карточный домик. Вечером 20 мая 2010 года, около 18.40 мск, по данным оперативных служб города, поступило сообщение о том, что на мосту отмечены сильные колебания. По сведениям ряда источников, в милицию позвонил диспетчер мостового перехода через Волгу, который информировал дежурного о происходящем и попросил перекрыть движение транспорта по мосту. По свидетельствам людей, наблюдавших ЧП, а также видеосъемкам, зрелище было жуткое. Как рассказали очевидцы, дорожное полотно моста стало раскачиваться, образуя волны длиною до 70 метров, а высотою до метра. Поначалу "волны" едва ощущались и были почти незаметными, но затем асфальтовая "стихия" разбушевалась и стала высоко подбрасывать легковушки, а более тяжелые машины разворачивала на 180 градусов. Вся эта железобетонная стихия бушевала, по одним данным, с 17.47 до 19:20 мск, когда сейсмодатчики зафиксировали прекращение необычного шторма. По другим сведениям, колебания продолжались чуть более часа.

Чрезвычайное происшествие в Волгограде вызвало огромный общественный резонанс. Президент РФ Дмитрий Медведев поручил контрольному управлению президента и Генпрокуратуре проверить обстоятельства проектирования, строительства и эксплуатации волгоградского моста, соблюдения при этом соответствующих нормативов и требований.

Специалисты проверяли и испытывали мост в течение двух дней: ультразвуком прошлись по всем сварочным швам, тщательно обследовали мостовые опоры и пролеты, по мосту пустили 15 КамАЗов, доверху груженых щебнем. В конце концов, в компании "Волгомост" пришли к выводу, что волгоградский мост по своим характеристикам является одним из самых надежных объектов подобного рода и соответствует всем технологическим требованиям.

С этим согласились и все остальные эксперты. По их мнению, ошибок в проектировании и строительстве не выявлено; несмотря на колебания, не потрескалась даже краска, нанесенная на металлоконструкции, в полном порядке находится асфальтобетонное покрытие. На основании результатов испытаний экспертная комиссия подписала акт, подтверждающий, что мост находится в исправном состоянии, и его можно начинать эксплуатировать с проектной нагрузкой.

Что касается причин более чем странного явления, специалисты, работавшие в Волгограде, пришли к выводу: виною всему – аэродинамика объекта и "уникальное стечение обстоятельств". Оказывается, в русле Волги 20 мая дул редкий для этих мест северо-восточный ветер. И хотя скорость его была не особенно велика – 16 м/с, но внутренняя частота колебаний моста резонировала с порывами ветра и привела к вибрации конструкции объекта с амплитудой до 100 см, говорится в заключении экспертов.

Специалисты рекомендовали изменить геометрию и аэродинамику мостового перехода и оснастить его специальными компенсаторами и рассекателями ветра. При этом авторы рекомендаций на всякий случай предложили установить дополнительную систему мониторинга, которая будет автоматически перекрывать автомобильное движение в случае повторения "шторма" на мосту. Проще говоря, установить мониторы для постоянного отслеживания ситуации.

Кроме того, как отметил на сайте областной администрации губернатор Анатолий Бровко, "на федеральном уровне планируется внести коррективы в нормативно-правовые акты, пересмотреть требования СНиПов, чтобы подобного больше не произошло ни с нашим мостом, ни с другими, которые уже введены в строй или будут построены на территории России".

А замминистра транспорта РФ Олег Белозеров вообще посчитал, что амплитудное колебание моста, составившее около 40 см, предусматривалось в рамках допустимого растяжения металла в данной конструкции и поэтому не является чем-то из ряда вон выходящим.

"Египетская сила"

Однако выводы официальной комиссии разошлись с мнением значительного количества независимых экспертов – директора Межрегионального института повышения квалификации строителей Валентина Бабалича, заведующего кафедрой "Мосты и транспортные сооружения" Саратовского государственного технического университета доктора технических наук Игоря Овчинникова, начальника конструкторской бригады ООО "НИК-Самара" Олега Токарева и многих других. Версии скептиков сводятся к просчетам авторов проекта. Некоторые связывают их с новыми мировыми технологиями строительства, тяготеющими к облегчению мостовых конструкций, другие эксперты указывают на недочеты в аэродинамике конструкции. Возникла также криминальная версия: замена качественных стройматериалов на более дешевые.

Следственный комитет при прокуратуре РФ после доследственной проверки возбудил уголовное дело по статье 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ).

Между тем, проектировщики и строители отрицают какую-либо вину и недочеты со своей стороны. Главный строитель "пляшущего" моста Вильям Чжен заявил: раз конструкции моста выдержали перегрузки и встали на место, вопросов к качеству работ быть не может. А представитель генерального проектировщика мостового перехода Сергей Масленников высказал сомнения, что потребуются какие-либо дополнительные работы по укреплению мостовых конструкций.

В связи с волгоградским ЧП специалисты напомнили о том, как в 1940 году в США рухнул мост через пролив Tacoma Narrows. Он тоже развалился не сразу: колебания отмечались в течение полугода. Причиной тогда эксперты назвали то, что не была учтена ветровая нагрузка и механический резонанс. То есть то же самое, что и в случае с волгоградским мостом. Кроме того, по воспоминаниям ряда волгоградцев, многие жители города еще в 2006 году отмечали, что пролеты возводившегося моста прогибались и провисали. Уже тогда люди предсказывали обрушение, но позже конструкции выровнялись.

Впрочем, в России есть и свои не менее впечатляющие аналогии. Так, в среду в интервью "Комсомольской правде" после встречи с президентом России глава счетной палаты Сергей Степашин пояснил: "У нас же один танцующий мост обвалился в Петербурге. Был такой случай… Мы даже о нем с Дмитрием Анатольевичем вспоминали". Степашин, впрочем, уточнил, что речь идет о событии XIX века: "Мы с Дмитрием Медведевым учились в Питере в соседних школах, и нам на уроках об этом рассказывали". И резюмировал: "Слава богу, в Питере у нас мосты не танцуют".

Речь идет о так называемом "Египетском мосте" в Санкт-Петербурге, перекинутом через Фонтанку в 1825-1826 годах. Оформленный в древнеегипетском стиле, мост был сооружен по проекту архитекторов Вильгельма Христиановича и Василия фон Треттера. Мост располагался на легких металлических порталах и трех цепях. Египетский мост прослужил жителям Петербурга до начала ХХ века, но обрушился в дни первой революции 1905 года, когда по мосту переезжал эскадрон конногвардейского полка.

Высказывалась версия, что конструкция не выдержала слишком ритмичных колебаний от слаженного шага военных, отчего в ней произошел резонанс. Эта версия в качестве примера даже была включена в школьную программу по физике, а так же привела к рождению новой военной команды "идти не в ногу", которая отдается солдатам перед тем, как они взойдут на тот или иной мост. Однако она не подтверждена никакими расчетами. Более того, очевидцы происшествия утверждали, что гвардейцы ехали верхом, а даже самых выдрессированных лошадей невозможно заставить идти "в ногу". Скорее всего, дело в ошибках проектирования или в том, что одна из цепей не выдержала нагрузки.

Среди горожан ходили также слухи, , что в одном из домов на Фонтанке, окна которого выходили на Египетский мост, проживала женщина по имени Мария, по прозванию Египетская. В молодости ее совратил и бросил офицером конногвардейского эскадрона. Увидев гвардейцев на мосту, она якобы воскликнула: "Чтоб вам провалиться!". И Господь услышал ее просьбу…

Так что следователям, работающим по делу "танцующего моста", возможно, полезно проверить и мистико-любовный след – ну, в качестве версии.

Клондайк на волжских берегах

Но вернемся к уже упомянутой встрече Дмитрия Медведева и Сергея Степашина, которая состоялась в минувшую среду в Горках. Значительная часть разговора касалась как раз ситуации с волгоградским мостом. Степашин отчитался о том, как идет выполнение поручения президента России, которое тот дал сразу после инцидента с "танцующим" мостом. В частности, ведомству Сергея Степашина предписывалось: проверить эффективность расходования бюджетных средств администрацией Волгоградской области и организациями при строительстве моста.

"Мы завершили сейчас проверку, акты подписаны, в августе проведем коллегию", - доложил главе страны глава Счетной палаты. При этом он подчеркнул, что хотел бы уже сейчас обратить внимание Медведева на ряд явных нарушений.

Первый – это долгострой: мост строился 13 лет. "У нас есть мосты, которые по тридцать лет строились", - резонно заметил в ответ президент. Однако Степашин пояснил свою мысль: "Но вся документация окончательно была утверждена только в 2007 году".

Другими словами, по мнению главы Счетной палаты, десять лет объект строили фактически как Бог на душу положит. "Поэтому строили, как могли, отсюда и плавающий мост", - резюмировал Степашин.

"Мы вышли на прямые финансовые нарушения на сумму 152 миллиона рублей. Это нецелевое использование бюджетных средств, проведение их вне конкурсов, различные подрядные организации "рога и копыта", - продолжил свои разоблачения в Горках Сергей Степашин.

Но это еще – цветочки. "Ягодки" же заключаются в том, что было допущено удорожание проекта почти на полтора миллиарда рублей. "Это связано с тем, что людям, которые отселялись с мест, где строился мост, давали деньги не рассчитанные, не просчитанные", - пояснил глава Счетной палаты. При этом он присовокупил, что ситуация "похожа на Имеретинку" (Имеретинская долина в Сочи), но там подобного власти не допустили.

"Сегодня мы эту сумму инкриминируем администрации Волгоградской области, потому что 9 миллиардов из 13 были потрачены из бюджета, остальные были вложены местной администрацией", - сказал Степашин.

По всем этим материалам Счетная палата направила документы и отчеты в следственные органы, Генеральную прокуратуру. Вместе с этими структурами палата работает по конкретным уголовным делам.

Информация Степашина во многом основана на данных проверки, которую незадолго до его встречи с президентом России провела контрольно-счетная палата Волгоградской области. Глава этого учреждения Игорь Дьяченко в конце июня заявил: в 2009 году на продолжение строительства моста было выделено свыше 3,8 млрд рублей, часть из которых пошла на выкуп у населения участков для строительства его второго комплекса. При этом землю на строительство моста администрация Волгоградской области зарезервировала еще в 2008 году.

Однако, несмотря на это, здесь не обошлось без грубых нарушений. Спустя почти год после постановления о резервации один из участков в районе стройки выкупил московский предприниматель Геннадий Николаенко – за несколько дней до подписания документа об изъятии земель в зоне строительства. Затем Николаенко получил за гектар земли и выстроенную на нем турбазу "Береста", которые попали в зону расселения, компенсацию в размере 153 млн рублей из бюджетных средств.

"Российская газета" цитирует мнение аудитора КСП Елены Пузиковой: "Пока эта выплата считается неэффективным использованием бюджетных средств. Чтобы признать ее нецелевой, что является более серьезным нарушением, аудиторам придется провести выездные проверки и собрать дополнительную информацию".

Немало вопросов и по расселению жилого фонда и выкупу частных земель при строительстве первой очереди моста. Тогда квартиры за счет бюджета получили собственники более чем 400 домов, в некоторых из которых оказались прописанными по 15-20 человек. Волгоградские аудиторы в конце июня прикинули, что в результате сумма неэффективных бюджетных расходов может возрасти до 200 миллионов рублей. Теперь же, исходя из арифметики Сергея Степашина, за месяц эта сумма достигла 1,5 миллиарда рублей.

Сумма на порядки выше, чем та, которую объявили непосредственно проверяющие. Так что либо волгоградские аудиторы здорово просчитались, а столичные товарищи их "поправили", либо глава Счетной палата недопонял своих подчиненных и запутался в цифрах.

В завершение своего доклада Сергей Степашин заявил: "И последнее – конечно, ни в какие ворота не лезет техническая документация. Мы не специалисты с этой точки зрения, но даже взгляд аудиторов, не являющихся инженерами, говорит о том, что она действительно не выдерживает никакой критики. Слава богу, что мост выжил и люди не пострадали".

Однако как раз по технической стороне дела руководитель Счетной палаты ни одной реальной претензии озвучить так и не смог. То есть строителей и проектировщиков на сегодня обвинить не в чем.

На это обстоятельство обратил внимание Дмитрий Медведев. "Надо довести это до конца, потому что мы не можем сохранять объект без каких-то технических улучшений, если он грозит обвалиться, - сказал президент, обращаясь к Степашину. - Конечно, если экспертиза придет к выводу, что все это нормально и будет служить, тогда – пожалуйста. Но я думаю, что сейчас ни одна экспертиза на себя это не возьмет, особенно после тех выводов, о которых Вы говорите".

Глава государства подчеркнул, что Степашину следует сосредоточить внимание именно на техническом состоянии моста и подключить к этому волгоградское руководство. "Следственные органы пусть разбираются с виновниками, а местная администрация пусть думает о том, каким образом укреплять мост. Нужно подключать специальные структуры, которые этим занимаются, для того чтобы этот мост был надежным", - указал Медведев главное направление работы.

"Это большая тема, занимайтесь", - добавил президент в конце встречи.

Обозреватель Александр Сидоров