Сконцентрированы на поисках

Interfax-Russia.ru – Водолазы исследовали сотни километров акватории Черного моря в поисках погибших в крушении Ту-154. Обнаружены 12 тел, более ста фрагментов останков и части фюзеляжа.

Сконцентрированы на поисках
Фото пресс-службы МЧС РФ

27 декабря Минобороны сообщило, что группа, занимающаяся поисками погибших в районе крушения Ту-154 в Черном море, вновь увеличилась. Под водой работают почти 200 водолазов и 15 глубоководных аппаратов. Также из техники задействовано 45 кораблей и судов, 12 самолетов и пять вертолетов.

"Всего в поисковой операции на месте авиакатастрофы Ту-154 принимают участие более 3,6 тыс. человек и свыше 500 единиц техники. Задействованы глубоководные робототехнические комплексы, в том числе управляемые аппараты "Фалькон", - сообщила пресс-служба Южного регионального центра МЧС.

По данным Минобороны РФ на утро 27 декабря, спасатели обнаружили 12 тел и 156 фрагментов тел погибших.

Между тем, по словам источника в оперативном штабе на месте ЧС, обнаружены останки около 80 человек, находившихся на борту. Тело одного из пассажиров уже опознали родственники. Всего в самолете находилось 92 человека.

Водолазы МЧС подняли на поверхность несколько обломков самолета, в том числе крупные фрагменты фюзеляжа – боковую часть обшивки лайнера размером 3,5 х 4,5 метра.

Военные заявляют, что все найденные фрагменты доставляются на берег и передаются следственным органам.

Основная часть самолета была обнаружена 26 декабря. Представители Южного регионального поисково-спасательного отряда сообщили "Интерфаксу", что корпус разбившегося самолета сильно поврежден.

Помимо основной части корпуса, под водой нашли несколько отдельных частей фюзеляжа, фрагменты двигателей, различные механизмы и агрегаты.

Найден также основной "черный ящик". "В 5:42 мск (27 декабря - ИФ) на удаленности 1600 метров от берега на глубине 17 метров телеуправляемым аппаратом "Фалькон" обнаружен основной бортовой самописец", - сообщили в департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ.

По словам источника "Интерфакса" в экстренных службах, "черный ящик" нашли в хорошем состоянии, внешне он практически не пострадал.

Его расшифровкой займется Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил.

Первые данные, извлеченные из самописца, специалисты смогут получить не раньше 30 декабря, отметил источник. А в целом, на то, чтобы разобраться в причине крушения, может уйти примерно две недели.

"Для установления причин крушения Ту-154 над Черным морем потребуется порядка двух недель. С поднятием на поверхность одного из самописцев, в данном случае наиболее ценного для специалистов, картина может проясниться чуть раньше", - сказал другой источник, знакомый с ситуацией.

Первые данные расшифровки основного бортового самописца появятся уже 27 декабря, это позволит выдвинуть официальную версию причины катастрофы, заявил "Интерфаксу" известный летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев.

"Все зависит от состояния "ящика" и подхода к делу: могут за три-пять часов все сделать. Первые данные могут быть получены уже к позднему вечеру", - сказал он.

По его словам, основной бортовой самописец содержит параметрические данные: скорость, высота, параметры двигателя, гидросистем, топлива, техническое состояние самолета и другие показатели. Расшифровав все эти данные, эксперты смогут установить причины авиакатастрофы.

Второй "черный ящик" - речевой самописец, который записывает переговоры экипажа.

Опыт авиакатастроф показывает, что эти записи мало чем помогают при исследовании причин аварии. "Как правило, это эмоциональные высказывания и слова, которые звучат в критических ситуациях. Они важны при оценке правильности действий экипажа", - объяснил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией.

Комментируя сообщения со ссылкой на очевидцев о якобы неадекватных действиях пилотов, сильно задравших нос самолета, собеседник пояснил, что речь идет о попытке экипажа посадить воздушное судно на воду.

"Летчики, судя по всему, поняли, что самолет не может по каким-то причинам взлететь, и приняли решение совершить посадку на воду, и для этого стали задирать нос, чтобы плавно сеть на водную гладь. Но у них не было никаких шансов, поскольку самолет был слишком тяжел для этого", - сказал он.

Как сообщалось, одним из свидетелей падения Ту-154 стал сотрудник береговой охраны пограничных войск ФСБ, находившийся в момент аварии на катере в акватории Сочи, сообщил "Коммерсант" со ссылкой на источники, близкие к расследованию авиакатастрофы.

"Пограничник рассказал, что ранним утром в воскресенье стал невольным очевидцем ЧП. По его словам, самолет, вылетевший из аэропорта Адлер, вместо того чтобы набрать высоту, стал быстро снижаться к поверхности моря, как будто собирался совершить на нее посадку. Свидетель отметил, что даже для посадки положение лайнера в пространстве показалось ему странным. Якобы Ту-154 шел на небольшой скорости с неестественно задранным вверх носом", - говорится в материале издания.

Очевидец сравнил положение самолета в этот момент с мотоциклом, поставленным его водителем на заднее колесо. Еще через мгновение, по словам очевидца, самолет задел поверхность моря хвостом, который отвалился при ударе, рухнул в волны и быстро затонул.

Пока выясняется причина авиакатастрофы, полеты самолетов Ту-154Б-2, которые принадлежат военным, временно приостановили, сказал "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией.

"В связи с авиакатастрофой Ту-154 Минобороны РФ принято решение временно прекратить полеты самолетов этой марки до окончания расследования", - сказал собеседник агентства.

Он добавил, что сейчас эксплуатируется немного самолетов этого типа, и на воздушных перевозках приостановление существенно не скажется.

В гражданской авиации сегодня Ту-154Б-2 не используются, однако по-прежнему летают российские лайнеры модификации Ту-154М, сообщил журналистам министр транспорта РФ Максим Соколов. И решение по их дальнейшему использованию ведомство сейчас принимать не планирует.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook