Сибирское решение кавказского вопроса

Interfax-Russia.ru – Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и назначил на должность своего полпреда в новом субъекте бывшего губернатора Красноярского края Александра Хлопонина.

Предложение, от которого невозможно отказаться

Знал ли глава Красноярского края Александр Хлопонин, что его ждет, когда 19 января направлялся на рабочую встречу с президентом России Дмитрием Медведевым? С огромной долей вероятности на этот вопрос можно ответить утвердительно.

То есть о назначении в российское правительство предварительный разговор был, и это признал сам президент. Но больше интереса вызывает полпредство в новом северокавказском субъекте. Предложения о назначении на столь серьезные должности, тем более связанные с административной перекройкой территории Российской Федерации, не делаются спонтанно. Конечно, по большому счету, речь идет о предложении, от которого невозможно отказаться. И все же подобные "сюрпризы" в политике обычно готовятся и обсуждаются заранее.

Так что же произошло? На упомянутой выше встрече президент России, обратившись к красноярскому губернатору и представителям средств массовой информации, заявил о ряде принятых им решений.

"Во-первых, я изменил систему федеральных округов, которая существует в нашей стране, и теперь из Южного федерального округа выделяется Северо-Кавказский федеральный округ, в который входит Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край с центром федерального округа в городе Пятигорске", - заявил Дмитрий Медведев.

"И второй документ, который мною сегодня подписан, о Вашем назначении заместителем председателя правительства Российской Федерации и, соответственно, с принятием Вашей отставки от должности губернатора Красноярского края – то, что мы с Вами некоторое время назад обсуждали, – и одновременно о назначении Вас полномочным представителем президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе", - проинформировал Хлопонина президент России.

Медведев особо подчеркнул, что принял "уникальное решение" - соединить полномочия заместителя председателя правительства и полномочного представителя президента России. И объяснил, что подвигло его на такой шаг.

"Таким образом, возникнет уникальная позиция, когда одно лицо является и заместителем председателя правительства России, и полномочным представителем президента. В Ваших руках будут и полномочия экономического порядка, полномочия, связанные с исполнительно-распорядительной деятельностью правительства России, а с другой стороны, полномочия, связанные с исполнением обязанностей президентской вертикали. То есть полномочия, которые традиционно принадлежат представителю президента в федеральном округе по кадрам, по работе с силовыми и правоохранительными структурами и по всем другим вопросам, которые отнесены президентом к ведению полномочного представителя", - сказал глава государства.

Медведев выразил надежду, что Хлопонин сможет эффективно использовать на Северном Кавказе свой опыт губернаторства, накопленный в Сибири. Президент оценил этот опыт как успешный, особенно в развитии социально-экономических проектов. Это именно то, что сейчас крайне необходимо на Северном Кавказе, подчеркнул Медведев.

"Мы научились за последние годы решать там целую совокупность правоохранительных задач, научились бороться с бандитами, хотя, к сожалению, они там еще есть. Но у нас пока очень тяжело идут экономические проекты. Отсюда массовая безработица, преступность на экономической почве, клановость, взяточничество", - с горечью обрисовал нынешнюю ситуацию президент России.

Он также признал, что в решении таких проблем одни только правоохранительные методы не всегда дают нужный эффект. Необходимы методы экономические. Президент дал понять, что от полпреда нового федерального округа требуется в первую очередь богатый опыт именно экономиста, хозяйственника, управленца, талантливого руководителя и глубокого политика.

"Я рассчитываю, что Вы эффективно распорядитесь этими полномочиями, и что через некоторое время мы с Вами встретимся и будем обсуждать уже конкретные результаты Вашей работы", - пожелал Хлопонину Медведев.

В ответ новый полпред лаконично пообещал: "Я постараюсь максимально использовать тот опыт, который был уже наработан в Красноярском крае, в рамках Сибирского федерального округа, постараюсь оправдать доверие".

Правда, пока существует одно препятствие, которое пока не позволяет Александру Хлопонину совмещать должности вице-премьера правительства России и полпреда федерального округа.

"С учетом того, что у нас действует специальное ограничение, предусмотренное законом о правительстве, вторая часть моего указа вступит в силу с момента изменения федерального конституционного закона о правительстве. Поэтому дополнительные полномочия полпреда возникнут у Вас с этого момента", - прояснил эту коллизию Хлопонину президент России.

Речь идет о принятии изменений в статьи 6 и 11 федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Для этого необходимо, чтобы за поправки, которые Дмитрий Медведев 19 января внес в Госдуму, проголосовало конституционное большинство в нижней палате парламента (2/3 от ее численного состава) и 3/4 сенаторов в Совете Федерации.

Впрочем, есть все основания полагать, что Госдума в этом благородном деле препятствий чинить не будет. Как пообещал журналистам председатель думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, нужный законопроект будет принят "максимально быстро".

Президент сказал – президент сделал

Вообще-то предложение об изменении административного деления на Юге России прозвучало еще в ноябре 2004 года на пресс-конференции в Москве от председателя Госсовета Чечни Тауса Джабраилова. Он видел решение всех проблем в создании единого Северо-Кавказского края, который объединил бы все территории Северного Кавказа – но при этом лишив их статуса республик. Так сказать, создать одну горскую республику в единых границах.

Это предложение вызвало резкую критику экспертов самого разного толка. Так, руководитель Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков указал на то, что внутри республик существуют межклановые конфликты, межнациональные противоречия, которые в рамках единого края только обострятся. Председатель Духовного управления мусульман Ростовской области и Юга России муфтий Джафар Бикмаев с ним полностью соглашался: такое укрупнение никоим образом не только не решит существующие в регионе проблемы, а, наоборот, усугубит их. Особенно задело муфтия предложение Джабраилова сделать столицей нового края Владикавказ (Северная Осетия – единственная на Северном Кавказе республика, где преобладает христианское население).

Однако то, что Кавказу требуются кардинальные перемены, с каждым годом становилось все очевиднее. И 2009 год в этом смысле стал, можно сказать, точкой кипения. Еще 9 июня в Махачкале на заседании Совета безопасности РФ президент России Дмитрий Медведев заявил о том, что низкая эффективность органов власти в некоторых республиках Северного Кавказа сопровождается утратой доверия к власти и утратой авторитета власти. Этому, по мнению главы государства, способствуют бедность населения, высокий уровень безработицы, чудовищные масштабы коррупции, системные деформации в государственном управлении на региональном уровне.

На заседании Совбеза Медведев проанализировал ситуацию и наметил пути выхода из кавказского кризиса. Президент указал, что в республиках Северного Кавказа существует критическая зависимость от дотаций федерального бюджета. Поэтому главная задача заключается в том, чтобы преодолеть эту зависимость, развивать бизнес, собственные услуги, индивидуальное хозяйство. Необходимо также противостоять таким проблемам, как клановость, воровство, взятки.

Еще более отчетливо понимание ситуации на Северном Кавказе Медведев продемонстрировал в ежегодном послании Федеральному собранию России, с которым он выступил 21 ноября прошлого года. Медведев определил ситуацию на Северном Кавказе как самую большую внутриполитическую проблему страны. Уровень коррупции, насилия, клановости в северокавказских республиках глава государства назвал "беспрецедентным". Истоки многих проблем глава государства увидел не только происках экстремистов, но, прежде всего, в экономической отсталости и отсутствии у большинства живущих в этом регионе людей нормальных жизненных перспектив. Он заявил, что решению социально-экономических проблем граждан будет уделено главное внимание.

Именно в послании Федеральному собранию Медведев впервые заявил, что должен быть человек, лично ответственный за положение дел в северокавказском регионе. Президент не уточнил формальную должность будущего назначенца, но подчеркнул, что чиновник, ответственный за Кавказ, должен обладать достаточными полномочиями для эффективной координации работ на данном направлении.

Позже эту же мысль глава государства повторил в интервью федеральным каналам по итогам 2009 года: должен быть человек, который отвечает за ситуацию на Кавказе, и он обязательно будет назначен.

"Темная лошадка" из Сибири

Слова президента страны об "ответственном" за Северный Кавказ тут же породили массу слухов и предположений. В числе возможных претендентов назывались вице-премьер Дмитрий Козак, замглавы МВД Аркадий Еделев, президент Чечни Рамзан Кадыров. Всплывали и фамилии известных бизнесменов - Сулеймана Керимова, бывшего главы "Русснефти" Михаила Гуцериева.

Многие северокавказские лидеры поддержали идею Медведева. Рамзан Кадыров заявил: назначение государственника, имеющего политическую волю и личное мужество, чтобы доводить до федерального центра истинное положение вещей в регионе и требовать от федеральных чиновников исполнения их обязательств, пойдет на пользу региону. А Юнус-Бек Евкуров высказался в том смысле, что новый руководитель должен быть "простым хорошим человеком" и желательно – не военным, а штатским.

Ряд политологов скептически воспринял предложение российского президента. В частности, эксперт Центра Карнеги по Северному Кавказу Алексей Малашенко сказал, что на Северном Кавказе практически невозможно нормально работать, и изменить ситуацию способен только гений.

Некоторые критики президентской инициативы заявляли, что федеральный центр по-прежнему воспринимает северокавказские народы, как недотеп-"младших братьев", и это - главная его ошибка. Они предлагали выработать новую идеологию, новый подход к решению проблем региона. В частности, воспитание новой политической и экономической элиты, способной заменить старых, насквозь коррумпированных чиновников.

Никто не мог представить, в каком ранге будет выступать "ответственный за Кавказ". Помощник президента Аркадий Дворкович лишь намекал, что обсуждается вариант, согласно которому эту таинственную должность займет один из министров, и отвечать за положение дел он будет непосредственно перед Медведевым.

Однако в результате ошиблись все. Разве что эксперт Малашенко еще в ноябре не исключал возможности того, что ряд северокавказских республик будет выделен в отдельное полпредство.

На самом же деле Медведев принял смелое, можно сказать, революционное решение, которого никто ожидать не мог. Он наделил своего кавказского представителя одновременно и федеральными, и региональными полномочиями. Беда же всех руководителей в стране как раз и заключается в том, что они разделены по "интересам": центральная власть решает свои задачи и тянет одеяло на себя, местные чиновники отстаивают преимущественно позиции собственных регионов и пытаются урвать кусок из общего пирога, мало сообразуясь с проблемами всей страны.

Представительство регионального главы в правительстве России дает ему возможность прямо лоббировать интересы своего субъекта и напрямую доносить проблемы региона до самых верхов, до первых лиц государства. Это, можно, сказать, исключительная привилегия. И при правильном ее использовании добиться можно многого.

Но теперь другой резонный вопрос: почему именно Хлопонин? Прямо скажем, выбор очень неожиданный. Его имя при кулуарных обсуждениях, сплетнях и версиях, что называется, "в списках не значилось".

Тем более ряд наблюдателей настроен к выбору бывшего красноярского губернатора достаточно скептически. Так, член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров считает, что в данном случае имеют место недостатки старой кадровой политики: если человек хорошо зарекомендовал себя на одном месте, его перебрасывают на другое, не считаясь со спецификой. А ведь Северный Кавказ – это клубок не только экономических и социальных, но также межэтнических, религиозных, культурологических проблем. Хлопонин же для Северного Кавказа – человек не только новый, но и чужой.

Однако в данном случае "отстраненность" нового полпреда является, скорее, плюсом, нежели минусом. При межэтнической пестроте северокавказского региона им по определению обязан руководить, что называется, "варяг" - человек вне всяких клановых, национальных и иных связей с местным руководством. Россия возвращается к старой доброй традиции: Кавказом будет руководить русский. И это – единственно правильное решение.

Есть и другая не менее важная составляющая. 45-летний Хлопонин – не только авторитетный руководитель, он имеет огромные связи в отечественном бизнесе и опыт успешного менеджмента. Об этом можно судить хотя бы из его биографии.

В 1989 году окончил Московский финансовый институт.

С 1989 по 1992 годы - ведущий специалист Внешэкономбанка СССР в сфере государственных кредитов.

С 1992 года - заместитель председателя правления ЗАО "АКБ "Международная финансовая компания".

С 1994 года - председатель правления банка МФК.

В 1996 году - президент банка МФК.

С 28 июня 1996 года - генеральный директор и председатель правления РАО "Норильский никель".

И лишь затем начинается его политическая деятельность: в январе 2001 года избрание на пост губернатора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, в 2002 году после трагической гибели Александра Лебедя – победа на выборах губернатора Красноярского края, затем в июле 2007 года – назначение по представлению президента России Владимира Путина на новый губернаторский срок.

Молодой, амбициозный руководитель, политик, экономист, кандидат экономических наук, Хлопонин как нельзя лучше подходит для роли северокавказского полпереда. Его основная задача – подъем экономики региона и повышение уровня жизни местного населения. Он не связан с местной элитой, богат и поэтому практически защищен от коррумпированности. У него есть опыт успешного управления громадной территорией. А знание специфики региона со временем придет.

Однако не все так гладко, как может показаться. Несомненно, желание провести социально-экономическую модернизацию региона у Хлопонина есть. Таких положительных изменений желает и большинство населения Северного Кавказа, которое устало от нищеты, безработицы, коррупции и безысходности. Но вот представители местной элиты, коррумпированные чиновники, этнические "царьки", которые держат своих ставленников у власти и "распиливают", разворовывают средства госбюджета – эти люди совершенно не заинтересованы в подобных переменах.

А в их руках – реальная сила.. Не случайно специалисты по Кавказу уже давно подчеркивают: причины удивительной живучести, "неуловимости" экстремистов, расправ над многими крупными руководителями, в том числе силовых структур кроются не в последнюю очередь в том, что действиями религиозно-экстремистского подполья умело манипулируют те, кто с ним обязан бороться – люди, близкие к руководству республик Северного Кавказа.

Сумеет ли новый полпред нового округа противостоять этим деструктивным элементам? Во что выльется такое противостояние и как скоро? Предугадать ответы на эти вопросы невозможно. Остается только ждать дальнейшего развития событий.

Обозреватель Александр Сидоров