Interfax-Russia.ru – Власти Ставрополья после скандала с хиджабами обязали все школы региона изменить положение о внешнем виде учащихся. Но это не значит, что все школьники будут выглядеть одинаково.
Носить школьную форму по принуждению в России перестали в 1992 году. Тем не менее, закон об образовании не запрещает вводить ее на уровне субъектов федерации. Этим правом решил воспользоваться Ставропольский край – там школьники больше не смогут ходить одетыми, как им вздумается. С декабря 2012 года абсолютно во всех школах региона должны быть введены новые стандарты внешнего вида. Однако рекомендации больше напоминают дресс-код, чем унифицированную форму для учащихся.
К решению ввести единые стандарты для школьников краевое правительство подтолкнул скандал, который разгорелся месяц назад: родители нескольких ставропольских учениц пожаловались в региональный муфтият на то, что их детей не пускают в школу в хиджабах. Эта тема вызвала широкий резонанс в прессе и дошла до федеральных властей, поскольку вопрос затрагивал не только интересы разных национальностей, но и вероисповеданий.
"Образование в нашей светской стране должно оставаться светским, и не надо превращать школу в площадку для демонстрации тех или иных религиозных обычаев", – прокомментировал вставшую перед школами проблему губернатор Ставропольского края Валерий Зеренков.
Спустя несколько дней после сообщения регионального муфтията о жалобах родителей в регионе началась разработка нормативно-правового акта, который регулировал бы требования к одежде школьников.
"Одежда учащихся должна соответствовать их светскому характеру - так установлено законом, и это должно быть видно в школьных уставах", - сказал глава региона.
Как рассказала Interfax-Russia.ru министр образования Ставропольского края Ирина Кувалдина, правительство края 31 октября приняло постановление, в котором оговорены примерные виды и типы одежды для мальчиков и девочек и основные требования к ним, в том числе яркие и вызывающие вещи, религиозные атрибуты и так далее.
"Руководство школ уже будет детализировать в своих уставах самостоятельно, как должны выглядеть ученики разных классов в их учебном заведении. К примеру, ученики начальных классов носят белые рубашки и жилетки в клетку, а старших классов – допустим, пиджаки", – объяснила министр.
По ее словам, школьная форма уже давно существует в некоторых школах Ставропольского края, это прописано в локальных уставах учебных заведений. Переписать школьные уставы, обозначив границы для учеников-модников, остальные школы края должны до 20 декабря этого года. А контролирующие органы в сфере образования теперь будут следить еще и за тем, в чем ученики приходят на уроки.
Школьное руководство может импровизировать в своих рекомендациях, но главное, подчеркивает Ирина Кувалдина, чтобы в форме не было деталей, которые отвлекали бы от учебы, подчеркивали материальный статус родителей или показывали принадлежность к молодежным движениям и вероисповеданию.
"В положении правительства сказано, что одежда школьников должна иметь классический внешний вид – то есть брюки не могут быть с заниженной талией, юбки и сарафаны – выше определенной длины, никаких декольте и открытых пупков", – добавила глава регионального министерства образования.
Безусловно, все школьники не могут выглядеть одинаково, подчеркнула Ирина Кувалдина. Она также напомнила, что подобное регулирование имеет место и в других регионах страны в отдельно взятых школах. К примеру, в Удмуртской республике тоже подумывают о введении школьной формы, хотя, в отличие от Ставрополья, с принятием нормативных документов не торопятся.
"Никакими нормативными документами на сегодня не определены цвета, форма, дизайн и стоимость школьной формы. Все это – желание и возможности родителей. И, согласитесь, когда 1 сентября или 25 мая приходишь на линейку, а там дети все аккуратные, в единой форме – это смотрится очень красиво. Форма – это атрибут праздника, поэтому мне видится еще и некий торжественный ее вариант", – сказала в эфире радио "КП" начальник отдела общего и дошкольного образования министерства образования и науки Удмуртии Лариса Пластинина.
А в апреле этого года о том, нужна ли форма школьникам, говорили депутаты Мосгордумы. Так они хотели решить проблему социального неравенства, растущую с каждым годом в московских школах. В итоге Мосгордуме предложили сформулировать стандарты и критерии для формы при отсутствии ее обязательного ношения.
Форму для учеников как обязательный атрибут сегодня активно обсуждают и на федеральном уровне, причем уже не только в связи с "вопросом хиджабов".
На днях глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко разослал территориальным управлениям своего ведомства письмо, в котором говорил о необходимости введения единой формы для учеников. Причем, главный санитарный врач усмотрел в этом выгоду для здоровья – он назвал школьную форму профилактикой дерматитов, простуды и ряда других заболеваний.
"Совокупность требований к материально-техническому оборудованию образовательных учреждений (учебные помещения, гардеробы, раздевалки, мебель) и нормативных требований к функциональному назначению одежды детского ассортимента, качеству и безопасности материалов формирует необходимость введения специализированной одежды для школы (школьной формы)", – объясняется в письме.
Форма, по мнению Геннадия Онищенко, особенно нужна в период роста.
"Дети различного возраста имеют особенности организации движения (степень развития мышц, амплитуда движений), которые оказывают влияние на величины изменения размеров тела детей в динамике. Эргономически совершенная (удобная ребенку в статике и динамике) школьная форма позволяет формировать осанку детской фигуры и призвана обеспечить динамический комфорт", – говорится в сообщении Роспотребнадзора.
В свою очередь, президент России Владимир Путин еще в октябре предложил задуматься о возвращении единой школьной формы на фоне конфликта с хиджабами в Ставропольском крае.
"Подумать об этом можно было бы на региональном уровне, а может быть даже на муниципальном, о том, чтобы вводить единую форму одежды для школ", – сказал президент. При этом он подчеркнул, что не обязательно вводить единую форму одну на всю страну.
Хотя на днях глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что общие стандарты школьной формы должны быть разработаны на федеральном уровне. А уже регионы каждый для себя будут разрабатывать виды одежды.
Как пояснил министр, школьники не должны ощущать дискомфорта от социальных и иных различий в стенах учебного учреждения.
"Цель – чтобы в школе дети ощущали общность, чувствовали, что они часть единого коллектива", - подчеркнул Дмитрий Ливанов. Он сообщил, что министерство не просто поддерживает, а будет активно лоббировать продвижение этого проекта в правительстве РФ.
Ранее глава Минобрнауки говорил, что "мы точно не сможем одеть всех школьников в нашей стране в одну и ту же одежду". В этом вопросе, по его словам, будут играть роль региональные и муниципальные различия, а также разница между отдельными школами в больших городах.
Школьная форма, появившаяся в 1834 году в Российской империи, была отменена после революции как признак буржуазного пережитка. По стандарту вновь все стали одеваться с 1948 года. Сегодня форма советских времен еще не успела забыться, и в отношении к единообразию внешнего вида учащихся мнения россиян расходятся.
Есть несколько доводов "за" и "против". Первые уповают на сплоченность, общность коллектива, снижение визуальной разницы между богатыми и бедными. Теперь появился аргумент еще и в пользу здоровья. Кроме того, производство единой формы по всей стране может дотироваться государством и снижать финансовую нагрузку малообеспеченным семьям, утверждают сторонники. А еще можно не размышлять утром о том, во что одеть свое чадо.
Вторые берут убеждены, что введение школьной формы – это насилие над личностью, лишение индивидуальности и тому подобное. Кроме того, девочкам зимой холодно ходить в юбках.
"Сложно ввести единую форму по всей стране, – согласна вице-премьер Ольга Голодец. – Есть южные, есть северные регионы с разными климатическими условиями".
Помогут ли единые школьные стандарты решить какую-то из вышеперечисленных проблем, для начала на региональном уровне, будет видно на примере Ставрополья. А что касается индивидуальности – ее можно подчеркивать и другими способами, тем более что пока речь идет только о внешнем виде учеников.
Обозреватель Евгения Артемова