Роковые закрылки

Interfax-Russia.ru - Ошибка пилотирования стала приоритетной версией крушения Ту-154 над Черным морем. К этой версии пришли специалисты после изучения данных "черного ящика".

Роковые закрылки
Фото пресс-службы МЧС РФ

Специалисты центра ВВС Минобороны РФ провели предварительный анализ записей одного из бортовых самописцев Ту-154, рухнувшего 25 декабря в Черное море в районе Сочи. Их выводы подтверждают версию об ошибке пилотирования, сообщил "Интерфаксу" осведомленный источник. Он не привел каких-либо подробностей, связанных с записью "черного ящика".

Незадолго до этого другой источник агентства сообщил, что самолет, по предварительным данным, потерпел крушение из-за "сваливания" при недостаточной для взлета подъемной силе крыла. По его словам, закрылки Ту-154 сработали рассогласованно, из-за их невыхода подъемная сила была потеряна, и скорость не была достаточной для набора высоты. Причина, по которой закрылки могли сработать нештатно, пока не установлена.

В свою очередь, следователи СКР допросили очевидцев, опросили человека, снявшего момент падения самолета, сообщила "Интерфаксу" официальный представитель СКР Светлана Петренко.

Установлены и допрошены новые очевидцы авиакатастрофы, включая человека, который снял взлет, последующий полет и падение воздушного судна в море. "Помимо этой видеозаписи также изъяты записи посадки Ту-154 в международном аэропорту Сочи, последующего руления к месту стоянки и прохождения пограничного контроля его пассажирами", - сказала Петренко.

Также изъяты образцы топлива заправщика, производившего дозаправку самолета, по ним назначены соответствующие исследования, а также назначено нескольких десятков судебно-медицинских, молекулярно-генетических и других экспертиз.

"Произведен детальный осмотр местности от летного поля международного аэропорта Сочи до береговой черты по траектории полета воздушного судна, выполнен подомовой и поквартирный обход с целью установления свидетелей произошедшего", - сказала представитель следствия.

Дело в закрылках

Расследование катастрофы Ту-154 может быть проведено в сжатые сроки с учетом того, что военные сузили перечень вероятных причин крушения, сообщил "Интерфаксу" известный летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев.

"Как только в руках специалистов оказывается "черный ящик", все можно провести в абсолютно сжатые сроки", - сказал он.

Ранее в Минобороны России заявили, что проведен первичный анализ данных с бортового самописца Ту-154, и перечень вероятных причин крушения сужен. Расшифровка магнитного носителя продолжается. Окончательные выводы о причинах авиакатастрофы сделает госкомиссия после изучения всех возможных факторов.

Анализируя известную информацию об обстоятельствах катастрофы Ту-154, Магомед Толбоев сказал, что по-прежнему считает возможной причиной крушения проблему с закрылками (предназначены для повышения несущей способности крыла на взлетно-посадочных режимах).

По его словам, катастрофа, очевидно, произошла из-за неисправности закрылков.

"Это связано с закрылками. Другого быть не может. Это или несинхронная уборка закрылков. Или превышение скорости при уборке закрылков - закрылки разрушаются", - сообщил Магомед Толбоев, который лично испытал десятки типов и модификаций самолетов.

Накануне эксперт сообщил, что крушение самолета могло произойти "из-за несинхронной уборки механизации: с одного крыла закрылки убрались, а с другого - нет". "Возникает момент вращения и все", - сказал он.

Сотрудники авиационного ремонтного завода 325 (ОАО "325 АРЗ", Таганрог Ростовской области) намерены провести экспертизу разбившегося самолета и установить причины катастрофы, сообщил "Интерфаксу" сотрудник завода.

Он отметил, что такую же экспертизу сотрудники завода проводили и после крушения Airbus А-320, разбившегося в Сочи в 2006 году.

По его словам, в настоящее время фрагменты самолета свозят в ангар старого сочинского аэропорта, там их обрабатывают и сушат от морской воды.

Поиски будут продолжены

По последним уточненным данным Минобороны РФ, всего обнаружено 15 тел погибших в катастрофе Ту-154 и 239 фрагментов тел.

Работы по подъему фрагментов разбившегося самолета могут проводиться круглосуточно в течение месяца, так как пока со дна моря поднято около 30% частей воздушного судна.

"Если позволит погода, работы в море будут проходить и в новогоднюю ночь", - сообщил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах региона.

По его словам, место падения самолета установлено, но погода может помешать работе. При сильных волнах работы будут приостанавливать, а затем возобновлять, пока не найдут большую часть обломков самолета.

К поисковым работам на месте крушения Ту-154 привлечено 45 морских судов, более 30 самолетов и вертолетов. Обследовано 340 кв. км акватории.

Как сообщило управление организации информирования населения МЧС России, дно района, где произошла трагедия, обследуют специалисты МЧС России, используя гидролокаторы бокового обзора. За сутки водолазы Южного регионального поисково-спасательного отряда (ЮРПСО) и Центра по проведению спасательных операций особого риска "Лидер" совершили более 30 погружений и подняли на поверхность обломки самолета, в том числе крупные фрагменты фюзеляжа.

Всего в поисковой операции принимают участие более 3,6 тыс. человек и свыше 500 единиц техники. Это силы и средства МЧС России, Минобороны, Росавиации, Росморречфлота, пограничного управления ФСБ России, Минздрава, правоохранительных органов и органов государственной власти Краснодарского края. В поисковой операции задействованы глубоководные робототехнические комплексы, в том числе управляемые аппараты "Фалькон".

В свою очередь МЧС Абхазии задействовало авиацию для обследования морской акватории Гагрского района республики с целью поиска тел погибших во время крушения Ту-154.

Как сообщил "Интерфаксу" первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям республики Тигран Делибалтян, к спасателям присоединились волонтеры из числа абхазских репатриантов из Сирии, переселившиеся в Абхазию после начала там военных действий.

Время помогать

Министр обороны РФ Сергей Шойгу в свою очередь заявил на заседании Общественного совета военного ведомства, что Минобороны России разрабатывает различные меры поддержки семей сотрудников, погибших при крушении Ту-154, и работает с семьями, нуждающимися в дальнейшей поддержке.

"Все это мы делаем и будем продолжать делать. Речь идет о судьбе детей, женах, о жилищных условиях. Все это мы рассматриваем, безусловно. Часть решений уже озвучена, какие-то решения и предложения находятся в стадии проработки", - сказал Сергей Шойгу.

Он также отметил, что конкурс для нового набора в состав ансамбля имени Александрова начнется уже после новогодних праздников.

Сергей Шойгу также поблагодарил компании, которые предложили помощь ансамблю.

"Часть решений мы уже озвучили, какие-то решения и предложения сейчас находятся в стадии проработки, но все они направлены на то, чтобы не потерять высокое звание и высокое признание в обществе ансамбля Александрова, его заслуг перед страной, чтобы их преумножали и развивали", - добавил министр.

А глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров распорядился отправить новогодние подарки детям погибших при крушении Ту-154, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе главы Ингушетии.

Свое решение хоть как-то поддержать семьи погибших Евкуров озвучил в ходе совещание в постпредстве Ингушетии в Москве, где он сейчас находится с рабочей поездкой.

В свою очередь губернатор Тульской области Алексей Дюмин распорядился помочь семьям туляков, погибших в авиакатастрофе. Как сообщила пресс-служба тульского правительства, семьям погибших катастрофе, родившихся или проживавших на территории Тульской области, до конца года проведут единовременную выплату.

Московская мэрия поможет с доставкой в регионы России к местам захоронения тел погибших и выделит средства для погребения погибших москвичей.

На официальном сайте мэра Москвы также сообщается, что семьям москвичей, летевших на борту разбившегося Ту-154, выплатят единовременную материальную помощь по 1 млн рублей на каждого погибшего.

Ранее о материальной помощи в 1 млн рублей родственникам каждого из погибших, проживавших в Подмосковье, заявлял губернатор Московской области Андрей Воробьев.

Обозреватель Александра Лоскутова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook