Расплата за откровенность

Interfax-Russia.ru – Али-Хаджи Евтеев сложил с себя полномочия муфтия Северной Осетии. Духовное управление мусульман республики не торопится принимать эту отставку.

О том, что муфтий Северной Осетии Али-Хаджи Евтеев написал заявление о сложении полномочий в Духовное управление мусульман Северной Осетии, в четверг вечером сообщил агентству "Интерфакс-Юг" заместитель муфтия Хаджимурат Гасалов.

"Али-Хаджи действительно написал заявление, но на настоящее время решение Совет по нему еще не вынес", - сказал он. Министр национальностей Северной Осетии Таймураз Касаев позднее подтвердил агентству эту информацию.

Патриотизм и гражданская зрелость

Что же толкнуло Евтеева на такой шаг? Ведь в среде экспертов и аналитиков 36-летний осетинский муфтий считается одним из наиболее энергичных и активных проповедников мусульманства на Северном Кавказе. В 22 года сын русского и осетинки (таких называют в республике "осетинский племянник") Сергей Евтеев отказался от православной веры и принял ислам, учился в известном ваххабитском медресе в Учкекене (Карачаево-Черкесия), затем четыре года – в египетском университете Аль-Азхар, после этого еще четыре года – на факультете "основы религии и проповеди" в Международном исламском университете Медины (Саудовская Аравия).

Затем Евтеев был председателем мусульманской общины Беслана, а в 2007 году его избрали заместителем лидера духовного управления мусульман Северной Осетии по международным делам. Али-Хаджи Евтеев пользовался авторитетом в исламском мире Кавказа. Председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин вспоминает, что Евтеев показал себя человеком уравновешенным и рассудительным.

"Али Евтеев был представлен нам как кандидат на должность руководителя духовного управления Республики Северная Осетия-Алания во время нашей встречи в марте 2008 года с заместителем министра по делам национальностей правительства Республики Северная Осетия-Алания, членом президиума Духовного управления мусульман Северной Осетии А. Г. Батраевым, - пишет на официальном сайте Совета муфтиев России Гайнутдин. - Евтеев был охарактеризован как человек грамотный, способный сплотить мусульман республики и воспитывать, просвещать их в духе толерантности и консолидации в обществе… Мусульманская умма доверила ему роль муфтия в РСО-Алания. За короткое время он завоевал уважение со стороны мусульман республики".

Муфтием Северной Осетии Али-Хаджи Евтеев стал 31 января 2008 года. Прежний духовный лидер мусульман Мурат Хаджи Таказахов оставил пост муфтия республики по состоянию здоровья. "С самого начала мы видели усилия Евтеева по налаживанию в мусульманской общине республики диалога. Он показывал себя сторонником существующей в российской умме в целом позиции патриотизма и гражданской зрелости", - говорится в заявлении муфтия шейха Равиля Гайнутдина.

Так что же послужило поводом для отставки столь положительно характеризовавшегося духовного исламского лидера? Причина – откровенные высказывания муфтия Евтеева в интернет-интервью, которое он дал известной журналистке Яне Амелиной и заместителю генерального директора Фонда стратегической культуры Андрею Арешеву. В "печатном" виде интервью появилось в сети 2 мая, но 8 мая Амелина разместила в своем блоге Живого Журнала полную запись беседы.

Объединить планетарий с мечетью

И грянул гром… Муфтия Евтеева обвинили в поддержке вооруженного джихада, в оскорблении православия, в пропаганде исламизации Северного Кавказа, призывах к созданию здесь исламского халифата и многих других "грехах". Помимо этого, муфтий публично признался, что во время учебы в Кабардино-Балкарии ездил в Чечню к Хаттабу, где проходил курс обучения. Учителями Евтеева были Анзор Астемиров и Муса Мукожев – боевики, уничтоженные российскими спецслужбами в прошлом году в результате спецопераций… Помимо всего этого, осетинский муфтий предложил ввести в России институт многоженства и объединить во Владикавказе планетарий с мечетью – вернее, отдать бездействующее здание планетария под мечеть, объединив таким образом приятное с полезным.

Подобного рода публичные заявления исламского лидера вызвали бурю возмущения. Причем со всех сторон – как со стороны православных священнослужителей, так и со стороны мусульман.

Так, на сайте Совета муфтиев России посчитали, что такие высказывания Евтеева способны нанести мусульманству серьезный урон в общественном мнении. "В сложившейся ситуации следует понять, являлась ли его прежде озвученная позиция обманом и приспособленчеством, или в нынешних интервью были неверно интерпретированы его откровения, поскольку подобные высказывания можно охарактеризовать как неадекватные, лишенные здравомыслия, по крайней мере, несерьезные для человека, облеченного определенной властью и ответственностью и вызывают серьезное осуждение с нашей стороны", -говорится в заявлении Совета муфтиев.

Совет Духовного управления мусульман Северной Осетии подверг критике недавние высказывания главы республиканского муфтията. По итогам заседания 19 мая Совет постановил "признать высказывания муфтия... в адрес священнослужителей некорректными, само интервью – провокационным".

Благочинный православных церквей РСО-Алания отец Василий Шауэрман, со своей стороны, заявил, что для него вспыхнувший конфликт "стал неожиданностью, поскольку таких радикальных заявлений я вообще не припомню в истории исламо-христианских отношений ни на Кавказе, ни в России".

"Я признаю свою ошибку"

Действительно, некоторые обвинения православной церкви, прозвучавшие из уст Евтеева, прозвучали резко и оскорбительно. "Христиане не учат своей религии, я их в этом обвиняю. Не учат, видимо, боясь стать ненужными. Прослойка священнослужителей для меня – сообщество, которое преградило людям дорогу к Богу", - сказал муфтий Северной Осетии в своем интервью. Он также выступил против института отшельничества (монашества) как противного человеческой природе, посетовал, что в Осетии православные убийственно пассивны в отстаивании своей веры, и на этом фоне в республике одно время расцвело сектантство и даже язычество.

Отец Василий категорически не согласен с муфтием. "Сама информация, которая наличествует в этом интервью, дает основание мне утверждать, что он совершенно не знаком с тем, чем занимаемся мы, - сказал он в беседе с корреспондентом ГТРК "Алания". - …Он упрекает нас в том, что мы бездействуем. Но как же огромное количество православных школ, православных гимназий! Когда произошел конфликт в Южной Осетии, монахини женского монастыря разгружали 20-титонные рефрижераторы с гуманитарной помощью своими хрупкими руками. И после этого делать заявления, говорить о том, что монашество, как социальный институт, бессмысленно, это, по меньшей мере, непонятно".

В дело вмешалась и прокуратура Северной Осетии, которая сейчас проверяет интервью муфтия Али-хаджи Евтеева на наличие экстремистских высказываний.

Между тем, сам муфтий Али-Хаджи Евтеев через некоторое время после выхода скандального интервью решил прояснить свою позицию. 13 мая в конференц-зале владикавказского Дома искусств он принес официальные извинения православному духовенству республики и лично епископу Ставропольскому и Владикавказскому Феофану. Он признал, что часть его обвинений в адрес православного духовенства была основана на домыслах, на слухах. Муфтий призвал мусульман и христиан вместе распространять мир на Кавказе, выразил признательность православному руководству за то, что оно не пожелало раздувать этот конфликт. "Я признаю свою ошибку в плане моих неправильных высказываний в адрес лиц и конфессий", - завершил свое выступление Евтеев.

В то же самое время он подчеркнул, что беседа с Амелиной носила в большей степени конфиденциальный характер, и некоторые затронутые темы обычно не принято выносить на всеобщее обозрение: они слишком остры, злободневны и болезненны.

Благочинный православных церквей Северной Осетии отец Василий Шауэрман принял извинения муфтия, в том числе и в адрес правящего архиерея, поскольку статья, по его мнению, выражала непочтительное отношение и персонально к архиепископу владыке Феофану. "Мы верим и надеемся, что за этим заявлением, этими словами будут стоять реальные дела", - выразил надежду отец Василий.

Роль журналистской братии

Между тем, некоторые наблюдатели высказывают мнение, что ситуация вокруг интервью с муфтием была искусственно раздута.

"В очередной раз убеждаюсь, как наша журналистская братия умеет интерпретировать ясные и однозначные высказывания в совершенно противоположном смысле, - заявил агентству Interfax-Russia.ru политолог Сергей Резник. – Вот муфтий говорит о том, что джихад (это можно перевести как "старание", "усердие", "борьба за веру") является обязательной частью ислама и делится на 14 степеней, одна из которых – вооруженный джихад. Далее следует утверждение о том, что мусульманин имеет право защищать свой дом, свое имущество, свою честь и свою религию, что и подразумевается под вооруженным джихадом. Что в этом крамольного? Поставьте на место "мусульманина" слово "человек". Защита чести, имущества и достоинства – это что, призыв к экстремизму? Советские солдаты, давшие отпор фашистам, выходит, тоже экстремисты?".

Эксперт негативно отозвался о попытках обвинить осетинского муфтия в поддержке боевиков и прославлении их лидеров. На самом деле все наоборот: Али-Хаджи Евтеев на примере собственных прошлых заблуждений, метаний, колебаний пытается показать, как важна борьба на идеологическом фронте за душу каждого верующего. Если этого не делают священнослужители, их место занимают сепаратисты, экстремисты, обыкновенные бандиты. Евтеев прямо говорит: он ездил в свое время к Астемирову и Мукожеву потому, что в Осетии не было людей, которые могли или хотя бы пытались ответить ему на злободневные вопросы.

В то же время в интервью есть совершенно четкая позиция муфтия: "Моя позиция связана именно с моей религиозностью. Из боязни перед наказанием Всевышнего я не имею права причинять вред там, где я живу, обманывать людей, с которыми живу, какой бы они конфессии не принадлежали, я не имею права убивать невинных. Много чего я не имею права делать из того, что делают люди, прикрываясь исламскими лозунгами. Это запрещено, это харам, это по разряду великих грехов проходит. Моя проповедь основана именно на моей вере".

"Я совершенно четко вижу, что человек пытается открыто, искренне донести до людей свои мысли, обсудить больные вопросы, высказывая при этом и ряд спорных суждений, - сказал Сергей Резник. – Например, о том, что глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров поддерживает мусульман больше, чем христиан. Это, конечно, не соответствует истине. Мамсуров – тонкий политик и не отдает предпочтения ни одной из сторон. Но дело не в отдельных спорных моментах позиции муфтия. Дело в другом: вместо того, чтобы прислушаться, чтобы вступить с ним в диалог, в спор, его предпочитают выставить "врагом народа" и "экстремистом". Мы отвыкли разговаривать друг с другом откровенно, допуская за собеседником право на ошибку. Это – опасная тенденция. Ей не место в свободном обществе".

Собеседник агентства подчеркнул, что куда полезнее было бы вынести мнение Али-Хаджи Евтеева на широкое обсуждение для наведения межконфессиональных мостов. Ведь в речи муфтия повторяется тезис о близости нравственных установок ислама и христианства, об их общих корнях, о возможности и необходимости решать все противоречия мирных путем. Однако этого критики почему-то предпочли не заметить.

Недостаток опыта

Впрочем, есть немало и тех, кто выступает в поддержку муфтия. Так, глава Духовного управления мусульман Саратовской области, сопредседатель Совета муфтиев России Мукаддас Бибарсов считает, что муфтий Северной Осетии Али Евтеев не должен уходить в отставку. "Я считаю поспешным призыв к отставке муфтия Евтеева, уверен, что в этой ситуации, наоборот, его нужно просить, умолять не уходить. Иначе его "уход" станет настоящим подарком нашим "лесным" оппонентам, о котором они даже и не мечтали", - заявил Бибарсов на днях в одном из интервью.

Как считает Бибарсов, североосетинский муфтий констатировал факты, объяснял те понятия, которые есть в исламе, в том числе понятие "джихада". Однако, на его взгляд, Евтеев "совершил ошибку, позволив себе не совсем корректные высказывания в адрес других конфессий". "Здесь проявился недостаток его опыта. Насколько мне известно, он принес извинения по этому поводу, и представители православия приняли их. Я думаю, на этом конфликт исчерпан. Православные братья оказались в данном случае мудрее, чем некоторые из наших мусульманских деятелей", - заявил сопредседатель Совета муфтиев.

Он также добавил, что муфтий Северной Осетии "не совершал никаких противоправных действий, не призывал к ним, не воевал против федеральных сил, а лишь рассказал об изменении своих взглядов".

О том, что Евтеев много сделал для мира и согласия в Северо-Кавказском регионе, настаивает и зампредседателя Духовного управления мусульман Европейской части России Дамир Гизатуллин. Он подчеркнул, что неправильные высказывания Евтеева в адрес РПЦ мусульмане осудили, однако торопиться с отставкой не следует.

Так что пока точка в этой истории еще не поставлена.

Обозреватель Александр Сидоров