Прошли "экватор"

Interfax-Russia.ru - Пока Украина собирается подать иск к России из-за строительства Керченского моста, российские строители перешагнули "экватор" работ по возведению объекта.

Прошли "экватор"
Фото информационного центра "Крымский мост"

Украина обратится в суд из-за ограничения Россией судоходства в Керченском проливе в связи со строительством Керченского моста, так как это ведет к убыткам украинских портов, заявил заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк.

"Министерство юстиции в рамках имеющихся судебных исков против России выделяет проблему перекрытия Керченского канала и введения ограничений по судоходству. Сейчас готовится иск, и считаются убытки недополученных средств Мариупольским и Бердянским торговыми портами", - приводит пресс-служба ведомства слова замминистра на встрече с профсоюзами морских и речных портов.

В июне стало известно о подготовке министерством транспорта РФ проекта приказа о закрытии Керченского пролива в акватории его судоходной части Керчь-Еникальского канала на 23 суток в августе-сентябре 2017 года для установки арки моста.

В связи с этим Мининфраструктуры Украины заявило о подаче уведомления в Международную морскую организацию, поскольку такие действия, по мнению украинской стороны, могут нанести значительный ущерб не только безопасности судоходства, но и национальной безопасности Украины в целом.

Между тем, на официальном сайте проекта моста сообщалось о том, что технологические операции по перевозке и установке арок будут проходить только в отведенные для этого календарные "окна", и таких "окон" у строителей будет несколько.

"В эти дни суда смогут беспрепятственно проходить через Керчь-Еникальский канал, но с разрешения капитана морского порта Керчь. За сутки до начала перевозки арок строители сообщат об этом капитану порта, после чего он приостановит движение на фарватере, причем в течение одного временного "окна" ограничения не могут превышать 72 часов", - отмечается в сообщении на сайте.

Также замглавы Росморречьфлота Юрий Костин сообщал, что по обе стороны полива достаточно площадей в акватории, чтобы суда могли ожидать прохода через канал. Он уточнил, что период ожидания будет небольшим, а сразу же по закрытию "окна" опытные лоцманы таманского и крымского управлений "Росморпорта" оперативно проведут суда через пролив.

Кстати, Керченский мост является "яблоком раздора" не только между Россией и Украиной. Евросоюз и США ввели санкции в отношении отдельных компаний, участвующих в его строительстве.

Однако, несмотря на санкции и подаваемые судебные иски, строительство моста продолжается и даже идет с опережением графика. На сегодняшний день строители собрали автодорожную арку моста через Керченский пролив и одновременно подготовили к установке на фарватерные опоры железнодорожную арку, сообщила пресс-служба ФКУ Упрдор "Тамань" (заказчик моста).

Это самые габаритные пролетные элементы моста, длиной 227 метров и высотой 45 метров.

"Автодорожная арка - это почти 200 крупных элементов. В ближайшее время планируется завершить оставшиеся работы: установить гибкие подвески, смонтировать эксплуатационные системы, покрыть антикоррозийной краской. Вес пролета в итоге составит почти 5 тысяч тонн", - говорится в пресс-релизе.

В начале июля дорожники начали укладывать асфальтобетон на первые готовые четыре пролета моста по направлению Тамань-Керчь. Пока это лишь нижний слой асфальта, верхний уложат после того, как все конструкции автодорожной части моста будут готовы, сообщается на официальном сайте моста.

В настоящее время в Керчь доставлена первая плавопора для перевозки арок Крымского моста. Таких плавопор будет две, вместе они составят плавсистему для морской операции в Керченском проливе, сообщает информационный центр проекта "Крымский мост".

Плавучая система - две идентичные плавопоры длиной более 60 метров, шириной 35 метров и высотой около 12 метров. В их основе понтоны, объединенные по типу катамарана и снабженные специализированным палубным оборудованием.

Проектировщик плавсистемы - севастопольское ЦКБ "Коралл". Систему построил "Севастопольский морской завод" (филиал АО "Центр судоремонта "Звездочка" Объединенной судостроительной корпорации).

После завершения подготовительных работ арочные пролеты поочередно перевезут и смонтируют с помощью плавсистемы в проектное положение - сначала по железнодорожной части, затем - по автодорожной. Операция пройдет в августе-сентябре в специально отведенные для этого календарные технологические "окна".

Помимо технологических новшеств, Крымский мост привлекает общественность масштабностью строительства.

19-километровый мост станет самым длинным в России и соединит полуостров с материковой частью РФ автомобильной и железной дорогой.

Движение машин по мосту откроется в декабре 2018 года, поездов - 1 декабря 2019 года. Стоимость объекта составляет 227,9 млрд рублей в ценах соответствующих лет. Генподрядчиком строительства является компания "Стройгазмонтаж" Аркадия Ротенберга.

Сейчас о Крымском мосте слагают песни и пишут поэмы, оды и баллады, марши, гимны и частушки. На творческий конкурс, объявленный информационным центром моста, уже прислали более 2,5 тысяч творческих произведений из почти 600 населенных пунктов России, Австрии, Армении, Белоруссии, Венгрии, Германии, Греции, Грузии, Италии, Казахстана, Канады, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Украины, Франции, Эстонии.

А на Красной площади в Москве, на третьей линии ГУМа, открылась выставка, посвященная мосту. Выставка рассказывает об истории соединения двух берегов Керченского пролива и разных этапах строительства моста.

Центральное место в исторической части экспозиции занимает археологическая находка, обнаруженная в Керченской бухте у мыса Ак-Бурун - фрагмент терракотовой скульптуры - голова мужчины. Она датируется предположительно V веком до нашей эры.

В витринах выставки также фрагменты снарядов времен Великой Отечественной войны, найденные в районе возведения Крымского моста. На стендах - редкие архивные документы и снимки, свидетельствующие о строительстве немецкой канатной дороги через Керченский пролив в 1943 году и возведении моста через пролив уже советскими солдатами после освобождения Крыма.

В интерактивной зоне выставки посетителям предлагают в очках виртуальной реальности полетать в кабине вертолета над Крымским мостом, поиграть в настольный теннис в трубе, напоминающей сваю объекта.

Выставка в ГУМе будет работать до сентября. Это уже третья экспозиция, посвященная строящемуся мосту. Ранее в Москве на Старом Арбате была представлена фотовыставка о масштабной стройке, а в Керчи, в Восточно-Крымском историко-культурном музее-заповеднике, с марта 2017 года действует проект "Крымский мост. Фантастическая реальность".

В свою очередь заводы Крыма и Кубани начали розлив в бутылки вина в честь Керченского моста.

Также строители Керченского моста установили на смотровой площадке в Тамани в Краснодарском крае, откуда открывается панорамный вид на строительство объекта, 500-килограммовую скамейку для туристов с видом на стройку.

Такая же скамейка в скором времени появится и на крымском берегу.

В тоже время начальник службы автомобильных дорог Крыма Алексей Сафронов сообщил, что рабочее движение на автоподходах к мосту через Керченский пролив со стороны Крыма планируется открыть в мае 2018 года, завершение работ намечено на декабрь 2018 года.

"Автомобильные подходы в рамках рабочего движения будут значительно раньше, чем будет рабочее движение по мосту", - отметил он.

Протяженность автоподхода к мосту со стороны Крыма составляет 8,6 км.

Расчетная скорость движения по этой четырехполосной дороге - 120 км/час, пропускная способность - не менее 40 тысяч автомобилей в сутки. Росавтодор оценивает стоимость автоподхода в 7,1 млрд рублей. Новая дорога свяжет мост со строящейся четырехполосной трассой "Таврида". "Таврида" соединит Керчь с Симферополем и Севастополем. Первый этап строительства шоссе планируется завершить к концу 2018 года, второй - к концу 2020 года. Предельная стоимость крымского участка "Тавриды" (до границ с Севастополем) составляет около 140 млрд рублей в ценах 2016 года.

Проект строительства четырехполосной трассы "Таврида" предусматривает снижение шумовой нагрузки от потока автомобилей и посадку свыше 300 тыс. деревьев и кустарников, сообщила пресс-служба министерства транспорта республики. Также предусмотрено строительство около 100 локальных очистных сооружений.

В настоящее время строительство Крымского моста перешагнуло свой "экватор". О выполнении 55% работ по его установке сообщил начальник ФКУ Упрдор "Тамань" (заказчик проекта) Роман Новиков.

Строительство ведется на двух направлениях: автодорожном и железнодорожном. По данным на конец июня, погружен 81% свай объекта, установлено 56% опор и собрано 27% пролетных строений.

Обозреватель Александра Лоскутова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook