Порожняковый теракт

Interfax-Russia.ru – На окраине Махачкалы подорвали грузовой состав, обошлось без жертв.

Пробуждение от спячки?

Взрыв прогремел вечером в четверг на окраине дагестанской столицы - в Кировском районе, недалеко от автотранспортного предприятия №2 рядом с нефтебазой. Как сообщили агентству "Интерфакс-Юг" в пресс-службе МВД Дагестана вскоре после ЧП, с рельсов сошли два вагона, еще два загорелись, но на месте происшествия уже работают пожарные. Впрочем, в Махачкалинском отделении Северокавказской железной дороги агентству сообщили, что возгорания нет, а в результате взрыва с рельсов сошли 12 вагонов.

В конце концов выяснилось: речь идет о грузовом составе из 14 вагонов, который следовал порожняком со стороны Дербента. Взрывное устройство было установлено под железнодорожным полотном на участке Махачкала-Порт - Тарки Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги. От взрыва локомотив (по которым, собственно, и сработала "адская машина") и три вагона сошли с рельсов. Электровоз получил незначительные повреждения, то же можно сказать о железнодорожном полотне: взрывом выбило несколько деревянных шпал и покорежило короткий отрезок рельса.

Жертв и пострадавших нет. На месте взрыва образовалась воронка диаметром примерно полметра и глубиной до 30 см. Сейчас устанавливается мощность взрывного устройства. Хотя примерно определить это можно уже сейчас. Напомним, что похожий теракт был совершен 30 ноября 2009 года. Тогда взрыв произошел перед пассажирским составом поезда № 374 "Тюмень-Баку", состоявшим из локомотива и восьми вагонов. Жертв и пострадавших удалось избежать. Состав с рельсов не сошел, локомотив протащил вагоны около 150 метров по поврежденному полотну. Заряд взрывного устройства, по выводам специалистов, составил 300 гр в тротиловом эквиваленте. Судя по схожим последствиям, и в нынешнем случае террористы привели в действие устройство примерно такой же мощности.

Судя по не слишком значительным повреждениям, ремонтные работы вряд ли затянутся. Правда, к восстановительным мероприятиям железнодорожники приступили не сразу.

"Работы по восстановлению железнодорожного полотна будут начаты после получения соответствующего разрешения правоохранительных органов. На месте происшествия в готовность приведены четыре ремонтно-восстановительных поезда и необходимое количество специалистов", - сообщило в пресс-релизе ОАО "Российские железные дороги".

Предварительно на месте ЧП были проведены тщательные оперативно-следственные мероприятия. Взрывотехники проверили, нет ли под полотном других взрывных устройств. Такая предосторожность небезосновательна, учитывая особенности тактики террористов. Нередко они рядом с местом основного взрыва оставляют дополнительные заряды и мины.

Так, 2 июля прошлого года в Карабудахкентском районе Дагестана на переезде "Уйташ" во время проезда по нему ремонтного поезда сработало самодельное взрывное устройство, в результате чего был выведен из строя отрезок железнодорожного полотна длиной 30 см. При осмотре места происшествия один из членов прибывшей на место взрыва оперативно-следственной группы управления ФСБ России по Дагестану капитан Артур Бабаев наступил на вторую мину и погиб.

Похожу тактику использовали бандиты и при взрыве "Невского экспресса" в ноябре 2009 года. Скорый пассажирский поезд был подорван 27 ноября в 25 километрах от станции Бологое, а 28 ноября на месте подрыва путей по маршруту движения "Невского экспресса" сработало еще одно взрывное устройство. Причем взрыв произошел во время осмотра района происшествия главой Следственного комитета при прокуратуре РФ Александром Бастрыкиным. Бастрыкин, а также руководитель Главного управления криминалистики Следственного комитета, руководитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте и другие сотрудники СКП находились в непосредственной близости от эпицентра взрыва и не пострадали только по счастливой случайности.

Так что на сей раз в Махачкале ремонтники приступили к работе лишь после того, как участок дороги обследовали кинологи и взрывотехники, которые опасных зарядов не обнаружили. Об этом "Интерфаксу" сообщили в пресс-службе главного управления МЧС России по Дагестану.

Ремонтные работы на перегоне начались в 8:00 мск пятницы. В результате происшествия были задержаны примерно на семь часов поезда №373 (Баку - Тюмень) и №374 (Тюмень - Баку), а также почти на два часа был задержан поезд №369 (Баку - Харьков). Движение поездов было возобновлено в 12:15 мск. "В настоящее время эти поезда возобновили движение по маршрутам", - сообщили агентству "Интерфакс-Юг" в пресс-службе Северо-Кавказской железной дороги. В свою очередь, представитель ГУ МЧС РФ по Дагестану уточнил агентству, что "поезда проходят по четному, не разрушенному взрывом пути, ремонтно-восстановительные работы на нечетной линии продолжаются".

Тем временем следственный отдел линейного управления внутренних дел на транспорте Махачкалы возбудил уголовное дело по факту взрыва на участке Махачкала-Порт – Тарки. Дело возбуждено по ст. 205 (террористический акт) и 222 (незаконный оборот оружия боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств) УК РФ. В настоящее время проводятся первичные следственные мероприятия, идет сбор вещественных доказательств.

Аналитики склонны расценивать нынешний негромкий взрыв как попытку боевиков огрызнуться в ответ на недавние успешные операции силовых структур – в частности, на разгром банды Саида Бурятского в Ингушетии и уничтожение самого главаря, которого экстремисты называли одним из своих духовных лидеров.

Напомним также, что в четверг в чеченском Аргуне взорвали автомобиль начальника территориального отделения милиции поселка Чири-Юрт Ахъяда Мусанигова. В результате взрыва Мусанигов получил осколочные ранения. Однако в ответ чеченские силовики провели быструю ответную операцию и в трех километрах севернее аула Нохч-Келой под Шатоем в перестрелке прицельным огнем уничтожили четверых бандитов. Похоже, фанатикам партизанской войны на Северном Кавказе нужно готовиться к суровым временам. Противостоящие им силовые и правоохранительные структуру постепенно нарабатывают серьезный опыт противостояния вылазкам вооруженных экстремистов. А новая социально-экономическая политика в регионе грозит постепенно лишить боевиков поддержки коренного населения. Если власть добьется реальных успехов в повышении уровня жизни жителей Северного Кавказа, если традиционный ислам будет укреплять свои позиции в противостоянии чуждым ему псевдомусульманским агрессивным течениям, призывающим к созданию единого "Кавказского эмирата" и кровавой борьбе с иноверцами, то нынешних "бойцов сопротивления" земля стремительно уйдет из-под ног.

Но для этого предстоит сделать еще очень многое. Пока же пробуждающиеся от зимней спячки боевики по-прежнему представляют собой реальную силу, способную сотворить еще много мерзостей.

Ставка на "рельсовую войну"

Что касается Дагестана, то здесь лидеры экстремистов делают особую ставку на "рельсовую войну". Минирование железнодорожного полотна и установка "адских машин" не требуют значительного числа "живой силы" и позволяют вредить противнику достаточно мобильно.

Правда, в этом году "подрывники" пока не проявили особой активности. Нынешний теракт – пожалуй, самый значительный. До него 6 января саперы обезвредили взрывное устройство мощностью 10 кг тротила на железнодорожном полотне на участке между Махачкалой и станцией Талги. Тогда движение поездов временно было приостановлено, но взрывотехникам удалось оперативно обезвредить бомбу: саперы ФСБ с помощью робота-манипулятора разрушили взрывное устройство, а взрыватель обезвредили накладным зарядом.

А вот 10 февраля рядом с железной дорогой на участке Баку—Ростов-на-Дону в черте Махачкалы прогремел взрыв, в результате которого погиб человек - по версии милиции, злоумышленник, пытавшийся заминировать железнодорожные пути.

Так что пока, к счастью, с железнодорожными терактами в этом году не густо. Однако обольщаться не стоит: ведь прошлый год был слишком урожайным на взрывы.

Только осенью произошло четыре аналогичных ЧП. Так, 14 сентября взрывное устройство мощностью около 250 гр в тротиловом эквиваленте сработало на железной дороге в Дербентском районе, обошлось без жертв. Затем в ночь на 25 октября в Кировском районе Махачкалы на запасных путях подорвали локомотив. Ударной волной повредило рельсы, однако поездная бригада не пострадала.

Особо урожайным для боевиков оказался ноябрь. В пятницу 13-го на железнодорожном перегоне между селами Каякент и Берикей во время обследования служащими местности сработала мина-ловушка. Оперативно прибывшие саперы сумели обезвредить основную бомбу, а затем обнаружили еще одно взрывное устройство. Никто не пострадал. 26 ноября на перегоне Махачкала-Порт - Тарки взрыв прогремел под одиночным маневровым тепловозом. Локомотив получил незначительные повреждения. Спустя три дня, 30 ноября, на перегоне Избербаш-Инчхе Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги сработало очередное взрывное устройство перед пассажирским поездом номер 374, следовавшим из Тюмени в Баку. Теракт также обошелся без человеческих жертв.

При этом аналитики отмечают, что взрывы на железнодорожных путях в Дагестане и в ряде других республик Северного Кавказа в значительной мере отличаются от взрывов "Невского экспресса". Главное отличие – в жертвах. Как правило, экстремисты стремятся не допустить жертв из числа этнических жителей Кавказа – исключая лишь сотрудников силовых и правоохранительных органов. Это следует и из анализа "рельсовой войны" прошлых лет. Почти ни в одном из случаев подрыва поездов в республиках Северного Кавказа не было жертв и пострадавших.

Исключение составляет взрыв электрички в Дагестане 24 июля 2005 года близ селения Байрам-Аул (Хасавюртовский район), когда погибла 20-летняя девушка, а три человека получили тяжелые ранения. Но даже тогда боевики предприняли массу "предосторожностей", чтобы избежать больших жертв. Электропоезд в расписании был первым, вышел в 5:30 утра мск, в момент взрыва во всех вагонах электрички было всего 16 человек. Основная масса пассажиров садится на следующей крупной станции, в Кизилюрте, они едут торговать на рынок в Махачкалу. Если бы преступники хотели действительно напугать кого-то большой кровью, они бы установили бомбу на перегоне за Кизилюртом.

В остальных случаях, начиная с 2003 года, на территории кавказских республик в результате многочисленных диверсий на железных дорогах не погиб никто. В то же время в прилегающих регионах, где большинство составляет русское население, дело обстояло иначе.

Достаточно вспомнить два чудовищных теракта, прогремевших в 2003 году на Ставрополье. 3 сентября два взрыва одновременно прогремели в электропоезде "Кисловодск – Минеральные воды". На месте погибли три человека, еще трое скончались в больнице, пострадало более 90 человек.

Через три месяца, 5 декабря, в городе Ессентуки во втором вагоне того же пригородного пассажирского поезда "Кисловодск – Минеральные Воды" сработало еще более мощное взрывное устройство. Тогда погибли 47 человек, травмы и ожоги получили 186 человек.

Другими словами, боевикам невыгодно настраивать против себя коренное кавказское население и плодить "кровников". В то же время по отношению к инородцам и иноверцам они особо не церемонятся.

Именно поэтому теракты на железных дорогах Северного Кавказа носят прежде всего показной, устрашающий характер. Устрашающий в основном для власти. А власть – не боится. По большому счету, подобные акции бессмысленны. Они демонстрируют лишь то, что экстремистское подполье постепенно выдыхается.

Но без посторонней помощи оно не выдохнется до конца. Что же, придется ему помочь.

Обозреватель Александр Сидоров