Показательная резня

Interfax-Russia.ru – Массовое убийство, равных которому в России по масштабу и жестокости в новом тысячелетии еще не было, совершено на Кубани.

Скупые строки протокола

Станица Кущевская, расположенная на севере Краснодарского края, издавна считается местом благодатным, где живут люди довольно зажиточные и работящие. Правда, жителей в станице не так уж много – около 30 тысяч. Но при этом занимаются тут не только сельским хозяйством. Помимо молочного завода, в Кущевке действуют и кирпичный, и литейный, и даже бронетанковый.

Вообще-то Кущевская, несмотря на то, что расположена на Кубани, ближе к Ростову-на-Дону, до которого километров 80, чем к краевому центру Краснодару (до него почти 200 км). Потому здешние жители и по бизнесу, и просто по жизни тянутся к ростовчанам, нередко связаны с ними дружескими узами. Да и многие в донской столице так и считают, что Кущевская находится именно в Ростовской области, а не в Краснодарском крае.

Но на сей раз такая дружба обернулась и для станишников, и для их донских гостей кровавой трагедией.

Если начинать со скупых протокольных фраз, то утром 5 ноября в Кущевке в особняке по адресу улица Зеленая, 6 были обнаружены 12 трупов мужчин, женщин и детей. Детей было четверо – в возрасте от 9 месяцев до 14 лет.

"По предварительным данным, смерть малолетнего ребенка наступила от отравления угарным газом, еще один задушен. Смерть остальных десяти человек наступила от нанесения им многочисленных колото-резанных ранений. Каждому из потерпевших причинено от трех до десяти ран", - сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин.

В двухэтажном доме оперативно-следственная группа, которая работает на месте преступления, также обнаружила три очага возгорания. Предположительно, преступники подожгли особняк, чтобы уничтожить все возможные улики. Однако серьезного пожара не произошло, хотя тела некоторых жертв обгорели.

Расследование этого чудовищного преступления взял под личный контроль генеральный прокурор РФ России Юрий Чайка. По его указанию на место трагедии оправился прокурор Краснодарского края Леонид Коржинек. Помимо этого, по поручению председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина на место происшествия выехал его заместитель по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам Борис Карнаухов.

Учитывая особую важность убийства, а также значительное количество жертв, Бастрыкин дал указание принять уголовное дело к своему производству Главному следственному управлению Следственного комитета по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам. На место также выехали ведущие криминалисты центрального аппарата Следственного комитета.

Возбуждено уголовное дело по пунктам "а", "в" и "е" ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух или более лиц, убийство малолетнего, совершенные общеопасным способом).

Праздник, обернувшийся ужасом

Но сухой протокольный стиль не может дать представления о глубине трагедии, которая произошла вечером 4 ноября в кубанской станице. Поэтому постараемся восстановить картину этих жутких событий.

Хозяин крепкого кирпичного особняка по улице Зеленая, 6 - глава фермерского хозяйства "Сириус" Сервер Аметов - был по местным меркам, что называется, человеком, крепко стоящим на ногах. То есть, конечно, хозяйство мужчины в самом расцвете сил (Серверу исполнился 51 год) не поражает гигантскими размерами и бешеными прибылями: 200 га полей, где сам Аметов, его сын и племянник, а также работники его хозяйства выращивают подсолнечник, зерно, овощи и продают на рынках Кубани и Дона. И самому Серверу, и его родственникам часто приходилось "пахать" на равных с остальными работниками. Аметов-старший, его сын, племянник – все они выросли "на земле", на "ты" с сельхозтехникой да и просто с лопатой, косой, вилами. Раньше было полегче: Аметов когда-то организовал общее хозяйство вместе с братом, но тот погиб в автомобильной катастрофе. Чтобы справиться, приходится вкалывать днем и ночью.

Вот и в тот злополучный день 4 июля Аметов-младший – сын Сервера Джалиль - во второй половине дня уехал на семейную ферму в соседнюю Новомихайловку, где фактически сменил отца, который ожидал дорогих гостей из Ростова и потому ушел с полей пораньше. А Джалиль работал всю ночь, до девяти часов утра.

Сервер Аметов готовился к встрече ростовских друзей в течение нескольких дней. Среди ожидаемых гостей был и Владимир Мироненко, финансовый директор компании "АСТОН" - крупного отечественного производителя продуктов питания, пищевых ингредиентов и компонентов для производства кормов, ведущего экспортера сельхозпродукции и растительных масел.

Аметов и Мироненко давно уже дружили семьями. Более того, по некоторым данным, Сервер и Владимир приходились друг другу довольно близкими родственниками – их жены были сестрами. Неудивительно, что 46-летний директор "АСТОНа" приехал не только с супругой Мариной и двумя дочерьми - девятимесячной Аленой и пятилетней Ириной, но взял с собой также тестя и тещу – родителей Марины Виктора и Лидию Игнатенко. Со стороны хозяина помимо 48-летней жены Галины в доме находилась молодая невестка Елена (19-летняя супруга Джалиля) с девятимесячной дочерью Амирой. Галина пригласила и свою подругу - соседку, жившую через дорогу, 36-летнюю Наталью Касьянову.

"Очень хорошие у нас отношения были, - рассказал программе "Вести" отец Натальи Виктор Средный. – И в тот день доченька пришла к ним туда. Потом внук прибежал…"

Внук – 14-летний сын Натальи Павел. Он в тот день задержался у приятеля. Когда вернулся домой, дверь была заперта, и Паша, зная, что мама у соседей, отправился туда же. Впрочем, жертв могло быть больше: обычно за Натальей Касьяновой постоянно "хвостиком" бегала ее 9-летняя дочь Ульяна, но ее на каникулы отправили к родным в Ростов-на-Дону. Муж Андрей, сотрудник местной милиции, по одним сведениям, 4 ноября заступил в ночное дежурство, по другим - поехал навестить мать в соседнюю Кисляковку. В любом случае, причин для волнения у него не было: таких надежных друзей, как Аметовы, поискать надо…

Вот мы и перечислили всех, кто волею случая собрался вечером 4 ноября.

А вот о том, что именно произошло в доме Аметовых вечером 4 ноября в период предположительно от 17:00 до 21:00 мск, пока сказать что-то определенное точно невозможно. То есть ясно одно: представителей четырех семей зверски убили, многих из них жестоко зарезали. Больше всего колото-резаных ран получила хозяйка дома. Галине Аметовой убийца нанес 18 ударов. На телах остальных жертв эксперты обнаружили по семь-восемь ран.

Впрочем, пока оперативникам неясно, сколько человек орудовало в доме. Во всяком случае, явно не один: с таким количеством людей даже хладнокровный убийца, феноменально владеющий холодным оружием, вряд ли справился бы без шума. Правда, есть предположение, что первоначально Аметовых и их гостей могли усыпить нервно-паралитическим газом. Но даже если так, то показания очевидцев указывают на то, что преступников было несколько. Они подъехали на двух иномарках по параллельной Зеленой улице Фрунзе и подобрались к дому Аметовых со стороны участка с заброшенным домом. Владелец, который приобрел участок, пока на нем не строится, и земля эта фактически не охраняется. Да и от кого прятаться? "Татарин", или "дядя Сережа", как звали Сервера Аметова в станице, пользовался всеобщим уважением, ворота его дома никогда не закрывались, никаких распрей на межнациональной почве тоже не было (жена "Татарина" была русской и славилась хлебосольством).

Но все это беды не отвело. Как следует из показаний очевидцев, одна из иномарок, подъехавших со стороны улицы Фрунзе, была бардового или красного цвета, оттуда вышли четверо мужчин. Судя по всему, они и были исполнителями преступления. Во всяком случае, на рыхлой земле остались следы от большой канистры с бензином. Судя по всему, канистру заполнили доверху, и она была такой тяжелой, что убийцы тащили ее к дому волоком.

Можно предположить также, что преступники были неплохо знакомы с внутренним расположением комнат в доме. Они действовали четко и справились со своим кровавым делом быстро и бесшумно, хотя жертвы в это время находились в разных концах дома. Галина Аметова со своей невесткой были в спальне, Марина Мироненко с матерью и двумя дочками – в гостиной, хозяин дома с девятимесячной внучкой – в коридоре, Владимир Мироненко с тестем – во дворе, в бильярдной.

14-летний Паша Касьянов, по предварительным данным, появился во дворе уже в момент завершения трагедии. По неподтвержденной пока информации, увидев убийц, он пытался бежать, но его ранили из травматического оружия, а затем добили ножом.

Версий много, но ни одной "железной"

Оперативные работники и следователи в настоящее время категорически отказываются официально оглашать какие-либо определенные версии происшедшего. И их можно понять – потому что понять ничего нельзя.

Поначалу в СМИ просочилась информация о том, что речь идет о расправе с финансовым директором компании "АСТОН": уж слишком крупный куш на кону - заводы, портовый терминал, элеваторные комплексы, мукомольный комбинат, сухогрузы, танкеры, сельхозпредприятия, 30 тысяч человек сотрудников…

Однако специалисты с большим сомнением относятся к подобной версии.

"Для такого рода "заказов" преступление в Кущевской выглядит крайне непрофессиональным, жестоким и, я бы даже сказал, тупым, - заявил Interfax-Russia.ru подполковник в отставке, оперативник МВД с 30-летним стажем Павел Аниканов. – Убрать Мироненко не представляло труда и в Ростове. Более того, это даже удобнее. К тому же для исполнения подобного поручения вполне достаточно одного специалиста-снайпера. На 90% эти "заказы" нераскрываемы, типичные "глухари". Да Мироненко, насколько мне известно, особо себя и не защищал. Бизнес у него настолько крупный и легальный, что на этих уровнях уже "пацанские разборки" не в чести. Действуют другими способами, в основном экономическими".

И в самом деле, на устранение главы "АСТОНа" резня в Кущевской явно не похожа. Между тем местные жители обращают внимание на то, что расправы на фермерами и предпринимателями в округе – дело далеко не редкое. Пять лет назад неизвестные злоумышленники застрелили фермера Валерия Богачева и его 20-летнего сына Романа – причем за три дня до свадьбы парня. Затем убили главу администрации - Бориса Москвича. Он ранее возглавлял самый крупный местный совхоз "Комсомольский", был человеком смелым, принципиальным, прямолинейным. А вскоре нашли мертвым брата влиятельного местного предпринимателя Сергея Цапока. Эти преступления не раскрыты и по сей день.

С подобным положением мирятся далеко не все. Крепкие, сильные, крутые хозяева при случае могут дать отпор "отморози". Но, в конце концов, оставленные один на один с преступниками, они вынуждены либо отступить, либо умереть. Сервер Аметов был как раз из крутых хозяев. Знающие его люди рассказывают, что Аметов в молодости часто участвовал в драках "стенка на стенку", отличался жестким характером, был человеком, которого трудно запугать. Не исключено, что это могло не понравиться местным "царькам"-вымогателям.

"Под покровительством определенных "авторитетных" людей местная бандитская братва, как принято говорить на жаргоне, перестала "видеть берега". Поэтому вполне возможно, что наиболее реальная из всех версий – это "показательная расправа" над кущевским фермером", - говорит подполковник Аниканов.

Но даже при таком раскладе преступление поражает своей жестокостью. 18 ножевых ран, нанесенных женщине, которая не в силах сопротивляться, - это уже за гранью добра и зла. Пусть бандиты решили убить всех – но для чего бить по восемь раз? Исходя из этого, некоторые склонны списать преступление на одуревших подростков, находящихся под властью мистических (скажем, сатанинских) культов. Однако Аниканов отвергает подобную версию.

"То, что некие силы могли использовать в качестве исполнителей полных "отморозков" - допустить можно, - считает оперативник. – Однако по некоторым деталям (хотя бы по канистре, которую так далеко волокли) видно, что преступление не носило культового характера. Оккультисты предпочитают, чтобы результаты их расправ (в мистическом антураже) могли увидеть зрители. В этом смысл культового действа. В кущевском случае необходимо было как раз убрать улики".

Старый оперативник предполагает, что преступники точно не знали, сколько людей находится в доме. Рассчитывали, видимо, расправиться только с членами семьи. Но, раз уж подвернулись другие, зарезали походя, как свидетелей.

"Мы имеем дело с самым низшим звеном в криминальной иерархии, - утверждает Аниканов. - Это "мясники", и использовали их, чтобы навести ужас на окружающих. Ужас – вот главное слово. Надо подавить в фермерах всякую мысль о сопротивлении беспределу, рэкету, поборам. Ведь не случайно, что за пять лет зафиксировано столько случаев расправ. Народ на Кубани слишком вольный, не желает мириться с унижением. И беспредельщики решили устроить показное действо: вот что будет с каждым, кто будет "рыпаться". И с его детьми, и со всеми близкими. Это моя версия".

Аниканов также считает, что исполнителей акции, скорее всего, в ближайшее время устранят те, кто их нанял. Управлять такими людьми невозможно, они вполне могут быть законченными наркоманами, садистами без "тормозов". Это исполнители для одноразового использования. Уберут их – и все нити оборвутся.

В общем, судя по всему, "железных" версий у следствия пока нет. Есть лишь двенадцать жертв зверской расправы. Остается надеяться на то, что в этот раз следствие окажется на высоте и воздаст убийцам за преступление полной мерой.

Обозреватель Александр Сидоров