Interfax-Russia.ru - Основная фаза поисковой операции на месте авиакатастрофы под Сочи завершена, но спасатели продолжат поиски тел погибших.
О том, что активная фаза поисковой операции в районе крушения Ту-154 в Черном море завершена, на пресс-конференции в Москве сообщил глава правительственной комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы, министр транспорта Максим Соколов.
"Сейчас уже можно говорить с высокой степенью уверенности о том, что на данный момент уже поднято все, что связано с крушением самолета и проведением необходимых исследований и экспертиз для определения причин этой катастрофы", - сказал глава Минтранса.
По его словам, установлено, что самолет при ударе о воду и об дно Черного моря практически полностью разрушился, что осложнило проведение поисковой операции.
В свою очередь замглавы МЧС Александр Чуприян рассказал, что большие фрагменты самолета нашли с помощью спутников. "Благодаря космическому мониторингу наиболее большие фрагменты самолета были обнаружены с помощью фотографий из космоса. Это подтвердили наши водолазы, когда проводили работу", - сообщил Чуприян.
Вместе с тем, по словам Соколова, поисковая операция продолжается. В акватории Черного моря остаются около 18 судов и различных плавсредств, около 50 водолазов, необходимый личный состав для мониторинга берега.
По данным Соколова на 29 декабря, всего найдено 19 тел, более 230 фрагментов погибших, 13 крупных и почти 2 тыс. мелких обломков самолета.
Также найдены три бортовых самописца. Как заявил начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил России Сергей Байметов, на потерпевшем крушение в Черном море самолете Минобороны РФ Ту-154 было два основных самописца и третий эксплуатационный, который большой роли не играет.
"На борту самолета Ту-154 находятся два аварийных накопителя - один параметрический, другой с записями переговоров экипажа. Третьего аварийного накопителя нет. Есть эксплуатационный накопитель, который записывает параметры полетов", - сообщил Байметов.
По его словам, 28 декабря был обнаружен "второй "черный ящик", и в этот же день в лаборатории 30-го научно-исследовательского института ВКС приступили к восстановлению этих параметров и дешифровке".
Так, рассказал Байнетов, одна из фраз, которую произнес командир разбившегося воздушного судна, говорит о начале развития особой ситуации на борту: "Все было достаточно штатно, но фраза командира, одна, анализ этой фразы говорит о начале особой ситуации, о начале развития этой ситуации. Больше пока она нам ничего не говорит".
Он добавил, что радиообмен был краток: "Вы можете себе представить, что особая ситуация развивалась в течение 10 секунд. Что можно сказать за 10 секунд?" При этом, рассказал Байнетов, весь полет проходил около 70 секунд. Максимальная высота, которую определили по параметрической информации, составляла около 250 метров.
Вместе с тем, по его словам, подтвержденной информации об отказе техники на борту потерпевшего крушения в Черном море самолета Минобороны пока нет. "Приборы (бортовые приборы самолета) пока еще не все подняты. По предварительной оценке параметрической информации, пока очевидных отказов (техники на борту самолета) нет", - заявил начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил России.
Байнетов также сообщил, что количество версий причин катастрофы Ту-154 сократилось. "В начале расследования авиационного происшествия было выдвинуто со стороны комиссии более 15 версий. Когда мы получили в распоряжение комиссии (данные) объективного контроля с двух накопителей, количество версий уменьшилось в два раза", - рассказал он.
По его словам, крушение Ту-154 не было вызвано взрывом на борту, но версия теракта продолжает рассматриваться. "Но теракт - это же не только взрыв. Это могут быть и другие причины. Поэтому пока эту версию не снимаем", - сказал представитель Вооруженных сил.
Впрочем, глава Минтранса отметил, что версия теракта не рассматривается в качестве основной. Источник, знакомый с ходом расследования, также сообщил "Интерфаксу", что версия о теракте на борту разбившегося под Сочи Ту-154 не находит подтверждения.
"Первые данные расшифровки бортовых самописцев, а также анализ состояния обломков, в том числе отсутствие следов взрывчатых веществ, не оставляет оснований для дальнейшей проработки версии, которую потенциально можно квалифицировать как теракт", - сказал собеседник агентства.
Кроме того, по его словам, среди основных версий более не фигурируют сложные метеоусловия: "На первый план выходят версии о техническом и человеческом факторах, которые потенциально в совокупности могли привести к катастрофе".
Окончательные выводы о причинах крушения Ту-154 в Черном море будут сделаны после расшифровки бортовых самописцев, сейчас же на первый план выходят работы по опознанию тел погибших, заявил глава правительственной комиссии по расследованию катастрофы.
"К сожалению, мы вынуждены констатировать, что основное опознание будет происходить через обязательную генетическую экспертизу останков тел. Для этого при содействии Минобороны РФ нашими медиками уже взяты у всех родственников погибших необходимые биологические материалы", - сообщил Соколов, добавив, что эта экспертиза уже началась.
По словам замглавы Минздрава РФ Игоря Каграманяна, генетические экспертизы по опознанию погибших в авиакатастрофе Ту-154 будут проведены через четыре недели. Он сообщил, что эта работа проводится под руководством главного судебно-медицинского эксперта Минздрава РФ, директора Российского центра судмедэкспертизы, профессора Андрея Ковалева. Собраны самые квалифицированные эксперты федерального уровня, Бюро судмедэкспертизы Москвы, которые обеспечены самым современным оборудованием и необходимыми реактивами.
Он также рассказал, что Минздравом РФ совместно с органами управления здравоохранением в субъектах РФ, где проживают родственники погибших, прежде всего в Москве, была поставлена задача обеспечить четкую организацию необходимой медицинской и психологической помощи родственникам погибших.
Так, в Москве под особый контроль Центра экстренной медицинской помощи департамента здравоохранения столицы взяты адреса проживания родственников, а в местах временного проживания родственников погибших - в гостинице "Орехово" - дежурят бригады Скорой медицинской помощи.
Между тем, на военно-мемориальном кладбище в Мытищах 28 декабря состоялись первые похороны погибших в катастрофе Ту-154. "Мы объявили семьям погибшим, что федеральное военно-мемориальное кладбище в их распоряжении. Вчера там состоялось первое захоронение", - заявил заместитель министра обороны РФ Николай Панков.
Все остальные похороны состоятся по завершении медэкспертизы, добавил он.
Тем временем поиски погибших в авиакатастрофе Ту-154 в Сочи и фрагментов самолета продолжаются. "Идет перегруппировка. Поиски продолжаются. При этом все сотрудники отряда "Кубань - Спас" будут работать на прибрежной территории, предварительно, до 9 января включительно", - сообщил агентству "Интерфакс-Юг" источник в экстренных службах региона.
По его словам, всех спасателей группируют по участкам, продолжается мониторинг ситуации: "У спасателей нет выходных и праздников. Мы работаем в круглосуточном режиме".
Полеты самолетов Ту-154 в Вооруженных силах РФ приостановлены. Решение о возобновлении полетов Ту-154 примет главком ВКС РФ.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook