Interfax-Russia.ru - Вторая за прошедшую неделю катастрофа отечественного фронтового бомбардировщика Су-24 произошла в Ростовской области.
Российские ВВС крепко тряхнуло. И есть отчего: потеря двух подряд "фехтовальщиков" (именно так - Fencer - определяется Су-24 по классификации НАТО) за одну неделю. Напомним, что сначала 17 июня в Мурманской области при завершении полета "сушка" упала рядом со взлетно-посадочной полосой аэродрома в Мончегорске, развалилась и сгорела. Оба пилота, к счастью, успели катапультироваться. Поначалу источник в Минобороны РФ сообщил, что причиной падения бомбардировщика стала, скорее всего, техническая неисправность - "отказ одного из узлов самолета". Однако уже на следующий день начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов уточнил: причиной аварии фронтового бомбардировщика Су-24 в Мурманской области стала, по всей видимости, ошибка летчика при посадке самолета. К слову сказать, виновниками предыдущей катастрофы Су-24 в декабре 2008 года под Воронежем (вблизи поселка Масальское) были тоже назначены спасшиеся летчики. Возбудили даже уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним). Так что полеты "фехтовальщиков" после аварии в Мончегорске решили не останавливать: ну, не виновата техника в том, что народ у нас такой бестолковый…
Однако буквально через сутки, в пятницу 19 июня, очередной бомбардировщик Су-24 упал в Ростовской области аккурат между хуторами Кострико-Быстрянскй Морозовского района и Лукичи Милютинского района. От места падения до каждого из населенных пунктов примерно по 10 км, но то самое поле, которое пропахала "сушка", расположено на морозовской территории. По счастливой случайности, людей там не оказалось: озимые побило заморозками, и поле перевели в разряд списанных. Как сообщил глава администрации Кострико-Быстрянского сельского поселения Владимир Адамов, разрушений среди построек хутора нет. По свидетельствам очевидцев, завидев низко летящий самолет, они поначалу не придали этому значения: привыкли, ведь рядом находится военный аэродром. Но буквально через несколько мгновений грохнул взрыв, и в небо взметнулись черные клубы дыма. Когда на брошенное поле прибежали местные механизаторы, работавшие в поле неподалеку, на месте падения они увидели огромную воронку. Обломки самолета разлетелись на расстояние до полукилометра, некоторые из них еще полыхали. Позже подошли и успевшие катапультироваться пилоты, вскоре прибыли пожарные, спасатели, милиция, прокуратура.
В этот раз претензий к экипажу не выдвигалось. Как сообщил помощник главкома ВВС РФ подполковник Владимир Дрик, летчики до последнего боролись за то, чтобы сохранить машину. Экипаж несколько раз заходил на посадку, но из-за серьезных сбоев в системе управления самолета о благополучном приземлении не могло быть и речи. И тогда руководитель полетов отдал приказ пилотам удалиться от аэродрома, выбрать безопасное место и катапультироваться. Что те и сделали.
На место падения самолета вылетела комиссия Минобороны, которая будет заниматься расследованием происшествия. По факту крушения бомбардировщика прокуратура Ростовского военного гарнизона проводит проверку исполнения командованием законодательства, регламентирующего проведение полетов и подготовку к ним. Уже обнаружены и исследуются "черные ящики". Как уверяют в правоохранительных органах, уголовное дело по факту крушения Су-24, скорее всего, возбуждено не будет.
А вот полеты фронтовых бомбардировщиков решением главкома ВВС генерал-полковника Александра Зелина пришлось приостановить - в связи с тем, что в течение недели произошла вторая авария самолета Су-24.
Следует напомнить, что в этом году генерал-полковнику уже пришлось издавать подобное распоряжение - в отношении учебно-тренировочных реактивных самолетов L-39 "Альбатрос". Это случилось после целого ряда крушений "Альбатросов". Сначала полеты приостановили из-за катастроф 28 января и 1 февраля - соответственно под Волгоградом в районе аэродрома "Котельниково" (летчик-инструктор 23-летний старший лейтенант Сергей Горшков от полученных травм скончался) и на аэродроме Армавир в Краснодарском крае (при выполнении полетного задания произошла остановка двигателя самолета, летчик катапультировался).
Затем L-39 снова возобновили полеты, но ненадолго. Вечером 17 марта "Альбатрос", приписанный к учебному авиационному полку Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков Минобороны России, загорелся и упал на поле в 30 км северо-восточнее аэродрома, с которого взлетел, недалеко от села Алексеевское Краснодарского края. И снова пришлось приостановить полеты "летающих парт" L-39 (так в авиации называют учебно-тренировочные самолеты).
Параллель между нынешними авариями Су-24 и прошлыми катастрофами L-39 не случайна. Причины ненадежности и тех, и других машин, по мнению большинства экспертов, схожи. И "сушки", и "Альбатросы" в большинстве своем давно выработали свой ресурс. Они полностью физически устарели - отсюда и зашкаливающее за все разумные пределы количество крушений обеих моделей. Средний возраст "Альбатросов" - 30 лет, не лучше положение и с бомбардировщиками Су-24.
В 1998 году, выступая в Госдуме, заместитель главнокомандующего ВВС РФ Виктор Кот заявил, что "Су-24 на сегодняшний день являются наиболее аварийными летательными аппаратами в боевой авиации". С тех пор ситуация только изменилась к худшему. Что, впрочем, неудивительно: еще в ходе летных испытаний этой модели было потеряно 14 Су-24 и его модификации - Су-24М: по вине конструкции - 3 (обрыв тяги поворотного пилона, разрушение механизма поворота левой консоли крыла, отказ системы продольного управления самолетом), все остальные - из-за двигателя АЛ-21Ф3 (титановые пожары и взрывы камер сгорания). По свидетельству авиаконструктора Олега Самойловича из ОКБ П.О.Сухого, "ни на одном другом самолете нашего КБ таких потерь не было". К сожалению, многие из них сопровождались гибелью людей. Погибли 13 летчиков-испытателей и штурманов ОКБ Сухого, катапультировались и остались живы 8 человек.
Это жуткая статистика. Но и позднее, когда Су-24 приняли на вооружение, показатель его аварийности был 5-6 падений в год. С 2000 по 2008 гг. в России разбилось 11 самолетов Су-24/24М. Характерные аварии: неисправность двигателя (они загорались в полете), отказ управления.
Но это скорее, следствия, а не причины. Причины же, как считают многие специалисты, чудовищно просты: даже не старость, а ужасающая ветхость машин. Одной из самых скандальных катастроф в этом ряду следует признать трагедию июля 2006 года в Калининградской области, где при подготовке Дня ВМФ разбился фронтовой бомбардировщик Балтийского флота Су-24М. В это время на Балтику для участия в празднике прибыл тогдашний министр обороны России Сергей Иванов. Понятно, что главе Минобороны должны были продемонстрировать лучшую технику из той, что имелась в наличии. И продемонстрировали… Су-24М разбился при перелете с аэродрома Черняховск в Балтийск для участия в празднике. Штурмовик был тщательно подготовлен, им управляли отличные летчики. Однако это не помогло избежать катастрофы. Причем падение, судя по всему, было настолько неожиданным, что пилоты даже не успели катапультироваться. Они погибли, едва успев отвести бомбардировщик от поселка. По общему мнению летчиков и экспертов, машина разбилась… от старости!
Как же так? Ведь отбирали лучший самолет! Вот именно. Но как отбирали? По свидетельству очевидцев, "сушку" собирали из агрегатов и узлов чуть ли не всех самолетов полка. Механики не вылезали из-под их машин - приходилось подтягивать то одно, то другое. Позднее в Главкомате ВВС утверждали, что некоторые местные начальники как будто предчувствовали беду - пытались отговорить командование флота и администрацию области от организации воздушного шоу. Но те поручили выполнять в небе над Балтийском воздушные кульбиты асам, среди которых были погибшие начальник воздушной, огневой и тактической подготовки полка подполковник Виктор Пошехонцев и старший штурман подполковник Борис Седов. У обоих внушительный налет - почти по 2000 часов. Но это ровным счетом ничего не значит, если опытного летчика сажают в "летающий гроб", как японского камикадзе.
Очень точно это сформулировал один из следователей, позднее работавших на месте падения другого Су-24М - в Воронежской области 19 декабря 2008 года. Подчеркнув, что летчики, успевшие катапультироваться, были опытными мастерами высшего пилотажа, он тут же добавил: "Но техника бывает такой, что она не считается с опытом пилотов".
Обозреватель Александр Сидоров