Ответственные за "Невский экспресс"

Interfax-Russia.ru – Басманный суд Москвы арестовал 10 подозреваемых по делу о подрыве в 2009 году "Невского экспресса", все подозреваемые доставлены из Беслана в российскую столицу.

Силовые структуры России заслуженно могут гордиться спецоперацией 2 марта в ингушском селении Экажево, в ходе которой был убит один из идеологов кавказского экстремизма Александр Тихомиров, он же - Саид Бурятский.

Спецоперация началась после того, как оперативный источник сообщил, что в родовое село Экажево вернулись боевики - братья Картоевы, которые привели с собой группу вооруженных до зубов незнакомцев. По информации источника, боевики готовились к проведению какого-то громкого террористического акта.

Когда после тяжелого и продолжительного боя все было кончено, и среди шести трупов боевиков правоохранители обнаружили обгоревшее тело мужчины, рядом с которым чудом уцелели общероссийский и заграничный паспорта на имя Александра Тихомирова, это стало для силовиков приятным сюрпризом.

Правда, не все сначала поверили, что обгоревшее тело – это и есть сам Саид Бурятский. Дело в том, что в августе прошлого года Тихомирова уже успешно похоронили – причем с его же личной подачи.

Дело было так. 17 августа 2009 года смертник на заминированном автомобиле взорвал себя и машину рядом со зданием городского отдела внутренних дел Назрани. Погибло 25 человек, ранено - около 260. А 26 августа на сайте чеченских боевиков появилась видеозапись, где Саид Бурятский, сидя в салоне микроавтобуса, демонстрирует бочку с взрывчаткой, издевательски называя ее "подарком нашему любимому Назрановскому ГОВД". Далее идет текст, из которого следует, что Саид лично находился за рулем "Газели", которая взорвалась рядом со зданием городского отдела внутренних дел Назрани.

Так что поначалу силовики решили повременить праздновать уничтожение воскресшего идеолога кавказского экстремизма. Тем более, что у трупа с двумя паспортами оказалась сильно деформирована голова. Поэтому достаточно определенно о ликвидации Саида российские спецслужбы сообщили лишь 6 марта – после того, как в судебно-криминалистической лаборатории Ростова-на-Дону по результатам экспертизы ДНК медики идентифицировали тело как труп Александра Тихомирова. Впрочем, некоторые сомневающиеся на всякий случай делают оговорку: для полной уверенности надо подождать еще пару месяцев. Официально о ликвидации Тихомирова ФСБ объявит только после проведения молекулярно-генетической экспертизы.

В то же время гибель своего духовного лидера и вождя подтверждают и сами боевики на своих сайтах. Между тем, директор ФСБ России Александр Бортников доложил об уничтожении Саида Бурятского президенту Дмитрию Медведеву. На встрече с президентом России 6 марта директор ФСБ также сообщил, что уничтоженный в селении Экажево в Ингушетии Саид Бурятский вместе с ликвидированными соратниками были организаторами подрыва пассажирских скоростных поездов "Невский экспресс" на Октябрьской железной дороге в 2007 и 2009 годах.

А уже 10 марта руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева сообщила "Интерфаксу" о том, что Басманный суд Москвы выдал санкцию на арест Зелимхана Аушева и девяти лиц по фамилии Картоевы. Все они проходят в качестве подозреваемых по делу о подрыве в 2009 году поезда "Невский экспресс".

Впрочем, ходатайство СКП об аресте жителя селения Экажево Зелимхана Аушева Басманный суд рассмотрел и удовлетворил еще 3 марта. Девятерых Картоевых (уроженцев Назрани) арестовали 4 марта. Всех их подозревают в совершении преступлений, предусмотренных ст. 205 (террористический акт) и ст. 222 (незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств) УК РФ.

В доме Зелимхана Аушева следствие обнаружило компоненты взрывных устройств и мобильный телефон с припаянными проводами, который можно было использовать в качестве замыкателя электроцепи бомбы. Как убеждены следователи, точно такое устройство использовалось при покушении на следователей в Тверской области.

А вот что касается Картоевых, то как сообщили ранее в ФСБ, в ходе спецоперации, проведенной 2 марта в селении Экажево, были уничтожены боевики братья Тухан, Ахмет, Магомет и Назир Картоевы, принадлежащие к тейпу Кхоартой (в русской транскрипции – Картой). К этому же тейпу относятся и все девять фигурантов дела – однофамильцев и однотейповцев погибших бандитов. Причем, по некоторым сведениям, трое из них – братья уничтоженных боевиков.

Судя по всему, все эти Картоевы руководство республики и силовиков уже изрядно "достали". Поэтому, когда отец погибших боевиков лично попросил прибывшего на место спецоперации главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова отдать тела сыновей для похорон по мусульманскому обряду, президент переадресовал просьбу силовикам. Впрочем, и без того ясно: следуя поправкам к федеральному закону "О борьбе с терроризмом", тела братьев Картоевых родственникам не выдадут. Их, как и Саида Бурятского, захоронят в безымянной могиле.

Правда, Картоевых в Ингушетии – сажать не пересажать. Но ведь одна только фамилия не может служить доказательством причастности к преступлению. Есть и другие улики. По данным директора ФСБ, они обнаружены на месте боевых действий в Экажево. Здесь, по словам Бортникова, найдены компоненты взрывных устройств, идентичные тем, которые применялись при подрыве "Невского экспресса" в 2007 году.

Кроме того, Бортников сообщил: "Были проведены генетические экспертизы бандитов на причастность к подрыву поезда "Невский экспресс", совершенному в ноябре прошлого года". По мнению директора ФСБ, результаты экспертизы изобличают подозреваемых.

"Эти материалы дают основание считать, что именно они принимали участие в этом преступлении", - сказал Бортников.

Между тем, президент Медведев был менее категоричен. Он особо подчеркнул, что "те доказательства, которые были получены, нужно зафиксировать, приобщить к материалам, которые есть, и довести расследование до конца".

Это указание и служит руководством к действию для Следственного комитета при прокуратуре РФ. "В рамках расследования уголовного дела о подрыве поезда "Невский экспресс" в ноябре 2009 года главным следственным управлением Следственного комитета исследуются полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий и спецоперации, проведенной в Назрановском районе Ингушетии, материалы, идет процессуальное закрепление собранных доказательств. Устанавливается роль каждого подозреваемого в причастности к подрыву поезда "Невский экспресс". В интересах следствия пока подробности уголовного дела не разглашаются", - говорится в сообщении СКП России.

А по ходу дела между тем возникают некоторые вопросы. Напомним, что в начале этого года по делу о подрыве "Невского экспресса" в 2007 году Новгородский областной суд приговорил уроженцев Ингушетии Макшарипа Хидриева и Саламбека Дзахкиева соответственно к 10 и 4 годам лишения свободы. Правда, не как непосредственных исполнителей, а как виновных в незаконном обороте взрывчатых веществ. Однако, по версии следствия, организатором подрыва поезда был тогда Павел Косолапов.

По версии следствия, в конце 90-х годов прошлого века или чуть позже Косолапов перешел в мусульманство и воевал на стороне чеченских боевиков, прошел курс обучения у арабских инструкторов, принял ислам уже радикального толка, взял себе новое имя Мохаммед и сам стал инструктором. Его подозревают в организации целого "букета" терактов, в том числе и в подрыве "Невского экспресса" в августе 2007 года. Сейчас Павел-Мохаммед Косолапов находится в федеральном розыске. Теперь же выходит, что он может оказаться и не причастен к данному преступлению.

Впрочем, никто из задержанных в ходе спецоперации 2 марта боевиков также не признает себя виновным в подрыве скоростных поездов. К примеру, Зелимхан Аушев заявил, что он ни сном, ни духом не ведает ни о каких взрывах, а все доказательства следствие попросту сфальсифицировало. То же самое можно сказать и об остальных фигурантах. Более того, по словам очевидцев, на заседании суда подозреваемые вели себя вызывающе, а некоторые даже паясничали.

Однако для начала вину боевиков в подрыве пассажирских поездов необходимо еще доказать. Что же касается уничтожения Саида Бурятского, это, несомненно, значительный успех российских спецслужб и силовых органов. Однако и переоценивать его не надо. Как справедливо заметил президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, на смену Тихомирову обязательно придет какой-нибудь другой идеолог, какой-нибудь "Саид Китайский".

Поэтому главное – искоренить на Северном Кавказе причины, порождающие недоверие к власти и религиозный экстремизм – безработицу, нищету, коррупцию, неуверенность в завтрашнем дне…

Вот тогда ни китайские, ни тунгусские, ни эскимосские Саиды России будут не страшны.

Обозреватель Александр Сидоров