Interfax-Russia.ru – Крым, Ставрополье и Кубань готовят совместный туристический проект "Золотое кольцо Юга России". Ему сулят неплохие перспективы на фоне роста внутреннего туризма.
Выездной и внутренний туризм по популярности у россиян меняются местами и здесь могут выиграть отечественные южные курорты. Новые направления, необычные турпродукты и особенности будущего сезона обсудили представители власти и бизнеса на форуме в Ялте "Юг России 20:15. Время отдыхать по-новому".
В кольце друзей
На форуме сообщили о создании единого туристического продукта для Крыма, Ставропольского и Краснодарского краев.
Эту инициативу озвучила министр курортов и туризма Крыма Елена Юрченко в конце прошлого года. По ее словам, мысль о создании такого турпродукта родилась во время проведения дней Крыма в Ставрополье.
"Пока обсуждается только проект, который окончательно не принят. Мы решили объединить свои усилия и свой потенциал - и туристический, и природный, чтобы создать единый туристический продукт Юга России, куда бы входили такие виды туризма как лечебный, медицинский, оздоровительный, событийный и деловой, культурный, и культурно-познавательный. У нас одна история, одни корни, и нам есть что объединять, чему учиться друг и друга, что презентовать в целом для внутреннего туристического рынка России", - сказала она.
На туристическом форуме регионы впервые представили этот межрегиональный проект, названный "Золотое кольцо Юга России". Инициативу крымчан поддержали власти соседних территорий, в частности, Краснодарский край.
"В связи с выходом в Черное море и близким соседством, Крым часто называли и называют конкурентом Краснодарского края. Но в действительности регионы развивают партнерские связи. Министерства курортов и туризма двух регионов борются за общие цели – развитие туротрасли во благо отдыхающих", - заявил заместитель министра курортов и туризма Краснодарского края Олег Шутов.
Он считает, что Крым, Краснодарский и Ставропольский края могут стать новой единой туристической дестинацией (территорией), для чего и создается "Золотое кольцо Юга России".
Так Краснодарский край готов предложить гостям из Крыма однодневный тур "Знакомьтесь, Краснодар", а также тур "Город с видом на море", который предполагает два дня в Краснодаре, а затем выезд на Черноморское побережье. Еще одно предложение "Кубань казачья": отдых от пяти до семи дней с экскурсиями от Анапы до Тамани и казачьего комплекса "Атамань". И, конечно же, новое популярное направление - постолимпийское наследие.
Ставропольский край тоже готов поддержать проект. "Это в перспективе должно отразиться на росте количества туристов, посещающих Ставропольский и Краснодарский края, а также Крым, и тех новых впечатлениях и эмоциях, которые туристы заберут с собой", - приводит слова министра экономического развития Ставропольского края Юлии Косаревой пресс-служба Минкурорта Крыма.
Кроме Кубани и Ставрополья, к созданию общего турпродукта Юга России может подключиться и Чечня.
"В этом году Чеченская Республика как никто другой оказала нам свое содействие и поддержку. Они первыми прислали в Крым детей на отдых, сейчас в наших здравницах оздоравливаются льготные категории граждан из Чечни. Теперь республика выразила готовность совместно с Крымом, Краснодарским и Ставропольским краями принять участие в разработке и формировании туристского продукта Юга России", - сообщила Елена Юрченко в декабре на форуме "Кавказ – родина гостеприимства".
Сотрудничает с Крымом и Карачаево-Черкесия: зимой республика открыла в Симферополе свой туристско-информационный центр.
"В центре представлена полная информация о Карачаево-Черкесской республике: книги, видеоматериалы, информационно-справочная литература о регионе, о народах, о курортах, рекреационных возможностях и туристических маршрутах", - говорится в сообщении пресс-службы главы КЧР.
Регионы также договорились пустить новый автобус "Ялта-Черкесск".
Сама идея о межрегиональных турмаршрутах на Юге за последние годы уже звучала не раз. К примеру, в 2013 году развивать внутренний туризм по принципу "Южного кольца России" предложила Астраханская область. Маршрут предложили проложить по Астраханской, Волгоградской, Ростовской областям и республике Калмыкия. Идея сразу нашла отклик у коллег из соседних областей.
Как отметили во время обсуждения региональные туроператоры, ни один из них в одиночку "не потянет" такой маршрут. Для успешного продвижения "Южного кольца" необходимо участие федеральных операторов, чьи технологии бронирования и агентская база позволят обеспечить соответствующий турпоток.
А регионы Северного Кавказа в свою очередь несколько лет назад разрабатывали свою туристическую концепцию для путешественников под названием "Великий шелковый путь. Кавказский отрезок".
На собственном побережье
Что касается самого Крыма, его туристические возможности будут развивать полномасштабно и продвигать за пределами России.
На форуме "Юг России 20:15" озвучили четыре лучших проекта, три из них могут показать полуостров в определенное время года. В номинации "лучший зимний маршрут" победила программа "Золотое кольцо: 100 чудес Крыма", посвященная Владимиру Высоцкому. Во время этой поездки туристы могут посетить достопримечательности Симферополя, Алушты, Ялты, Бахчисарая и
Севастополя.
Лучшим весенним маршрутом стали "Крымские этюды: вокруг Крыма за шесть дней". Путешествие начинается и заканчивается в Симферополе, проходит через Севастополь, Ялту, вдоль южного побережья полуострова, гор Аю-Даг, Чатыр-Даг, Демерджи, далее - в Коктебель и Феодосию.
Победителем в номинации "Лучший осенний маршрут" стал гастро-этнографический тур "Калейдоскоп народов и культур". В рамках этой программы туристам предлагают познакомиться с особенностями славянской, немецкой, греческой, армянской и татарской кулинарных традиций, которые распространены на территории полуострова.
Наконец, программа "Керчь - Город-Герой" стал лучшим военно-патриотическим маршрутом, посвященным 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Посещаемость Крыма в 2014 году, по заявлениям властей, была хорошей, и по прогнозам, будет расти в дальнейшем.
Только в новогодние праздники в Крыму отдохнули около 200 тыс. туристов, из которых 120 тыс. граждане России, сообщила глава министерства курортов и туризма Крыма. Также Елена Юрченко отметила, что поток российских туристов в Крым по сравнению с 2013 годом вырос втрое.
Всего за 2014 год в Крымском федеральном округе отдохнули 4,1 млн туристов, сообщил глава Ростуризма Олег Сафонов. "Считаю, что это достойный результат", - отметил он.
В прошлом году, по данным Минкурортов Крыма, предприятия туристической отрасли региона заработали 106,7 млрд рублей.
В 2015 году эксперты ждут улучшения ситуации в турсфере округа. "По самым скромным оценкам, рост планируется где-то порядка 20%", - заявил вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Александр Осауленко.
По его словам, отдельные участники туристического рынка прогнозируют, что приток туристов в Крым увеличится вдвое в сравнению с прошлым годом. "Если брать оценку профессиональной среды, которая учитывает неудовлетворенные заявки на отдых в Крыму в 2014 году, то, как они предполагают, возможен рост до 100%", - сказал вице-президент РСТ. В Ростуризме сдержанно и оптимистично рассчитывают на увеличение, не называя конкретных цифр.
Главным фактором, сдерживающим туристов при выборе Крыма в качестве курорта, остается транспортная проблема.
В целом в России внутренний туризм по итогам 2014 года вырос на 30-40%, сообщил глава Олег Сафонов, уточнив, что основывается на оценках экспертов, работающих в туристической отрасли.
Выездной туризм, за исключением экономичных "пляжных" направлений, значительно просел. "Турция, Египет, Греция - по этим направлениям сокращения нет, даже небольшой рост. Но значительно сократился выезд в Европу, сократился выезд в некоторые популярные ранее страны. Причина понятна - эти страны для наших граждан стали более дорогими", - пояснил Олег Сафонов.
При этом сильно упавший к концу года рубль привлек в Россию иностранцев:
привлекательные цены увеличили число гостей из Финляндии, Китая и других сопредельных стран.
В ближайшее время Ростуризм собирается создать систему продвижения российских туров в Германии, Китае и Италии: в этих странах могут появиться туристические представительства РФ, представителей зарубежных туроператоров пригласят в инфотуры, а в сети появится туристический портал о России.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"