От халатности к сибирской язве

Interfax-Russia.ru - Шесть жителей Дагестана заразились сибирской язвой, среди них беременная женщина. Мясо зараженного животного попало и в детский садик.

У шестерых человек с признаками смертельно опасной инфекции подтвердился диагноз сибирской язвы. Жители Ахвахского района Дагестана, в том числе беременная женщина, были госпитализированы 19 июня в районную больницу республики с подозрением на заболевание кожной формой язвы.

"Пять человек госпитализированы в районную больницу, беременная женщина - в инфекционную больницу в Махачкале. Сейчас специалисты ждут результаты анализов. У больных подозрение на кожную форму сибирской язвы. Наше управление совместно с прокуратурой республики проводит по данному факту проверку", - сообщил агентству "Интерфакс-Юг" начальник отдела Госветнадзора управления Россельхознадзора по Дагестану Руслан Оздемиров. Он отметил, что первое сообщение о заболевших поступило еще 15 июня.

Стадо из 213 бычков от частных подсобных хозяйств паслось на общем пастбище, описал картину Interfax-Russia.ru начальник отдела госветнадзора управления Россельхознадзора по Дагестану Гаджимагомед Азаев. "Пастух сообщил хозяйке, что одно из животных ведет себя неадекватно, агрессивно - с признаками заражения", - рассказал он. Но хозяйка вместо того, чтобы сообщить об этом факте в санитарное ведомство, забила бычка и отвезла его мясо на продажу в село Карата. При этом ни один из этих местных жителей не имел санитарной книжки.

Из мяса весом 155 кг была реализована примерно половина. В том числе, одному из детских садов республики, сказал Гаджимагомед Азаев. Большую его часть Россельхознадзору удалось изъять, и признаков заражения ни у детей, ни у других жителей, употреблявших мясо, пока не наблюдается. По подсчетам регионального ведомства, от зараженного животного было съедено 20 кг мяса. "Других последствий пока нет, ведется наблюдение", - сказали в Россельхознадзоре.

Всего так или иначе с мясом инфицированного животного контактировали 40 человек, все они прошли необходимую санитарную проверку.

Республиканская ветеринарная лаборатория 29 июня подтвердила диагноз сибирской язвы у убитого бычка. "По видимому, либо его пропустили при вакцинации, либо у животного слабый иммунитет", - добавил Гаджимагомед Азаев.

Концы привели именно к этому животному, потому что все шестеро заболевших так или иначе контактировали с зараженной говядиной: четверо человек ели его, еще двое мужчин занимались доставкой.

Специалисты Россельхознадзора по Дагестану продолжают выяснять причину заражения. По информации ведомства, Ахвахский район проводил вакцинацию скота 12 января этого года. Но других зараженных животных момент там пока не найдено.

Ботлихский межрайонный следственный отдел 2 июля начал процессуальную проверку по факту заражения, сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СУ СКР по Дагестану Расул Темирбеков."По данному факту проводится доследственная проверка. По ее результатам будет принято процессуальное решение", - сказал он.

У зараженных сибирской язвой выявили кожную форму заболевания. "У всех больных повреждены конечности. Состояние четверых оценивается как удовлетворительное, двух — как среднее", - сообщил "Пятому каналу" главный врач Ахвахской районной больницы Магомед Шамхалов.

Сибирская язва - острая инфекционная болезнь, передающаяся человеку от животных, она характеризуется преимущественно поражением наружных покровов в виде сибиреязвенного карбункула, регионарного лимфаденита, сопровождается лихорадкой и интоксикацией.

Человек заражается от больных животных при уходе за ними, при употреблении в пищу мяса, молока от больных животных, при использовании меховой одежды, инфицированной спорами возбудителя. Существует также вероятность заражения после вдыхания спор сибирской язвы, это может привести к развитию легочной формы данного заболевания, которую также называют болезнью сортировщиков шерсти.

За последние годы сообщалось лишь о нескольких случаях заболевания этой болезнью. Последний произошел в сентябре 2011 года, тогда с таким диагнозом легкой степени были госпитализированы два фермера хутора Семичный Котельниковского района Волгоградской области. Специалисты Роспотребнадзора проводили анализы животных в хозяйстве заболевших фермеров. Однако у скота заражение инфекцией не было выявлено, все животные оказались здоровыми.

До этого в апреле были инфицированы две работницы пищеблока городской больницы Армавира Краснодарского края. У них была обнаружена кожная форма инфекции в легкой стадии, и спустя месяц их выписали из больницы. Женщины заразились от говядины частного поставщика, руководитель фирмы был задержан.

Следственное управление СК РФ по Краснодарскому краю возбудили дело по ст. УК РФ "сбыт продукции, не отвечающей требованиям безопасности", а главврач армавирской горбольницы был отстранен от руководства, в его отношении проводилась служебная проверка.

В 2010 году сообщалось о четырех случаях заболевания сибирской язвой: первый произошел в Омской области, второй в Волгоградской области, третий - в Гунибском районе Дагестана, еще один в Краснодаре.

Вероятнее всего, на этот раз косвенными виновниками заражения стали обильные ливни, прошедшие в Ахвахском районе республики. В Россельхознадзоре по Дагестану Interfax-Russia.ru пояснили, что заражение могло произойти из-за сдвига почвы после сильных горных дождей.

Этот район Дагестана и ранее считался неблагоприятным с точки зрения инфекции. Начиная с 1952 года в республике было выявлено более 500 неблагоприятных пунктов, которые могут являться источниками заражения. А в 1985 году в Ахвахском районе случился массовый падеж скота из-за вспышки сибирской язвы.

Споры сибирской язвы размером с микроскопическую пылинку проявляют высокую степень сопротивляемости к воздействию извне. Пастбище, зараженное испражнениями и мочой больных животных, а также места захоронения больного скота могут долгие годы сохранять сибиреязвенные споры.

Если речь идет о кожной форме сибирской язвы, то вероятность смертельного исхода относительно невелика при условии своевременно оказанной медицинской помощи. Смертность достигает 10-20%, если больного не лечить.

Обозреватель Евгения Артемова