Особая судостроительная зона

Interfax-Russia.ru - ОЭЗ "Астрахань" создают для компаний, работающих на Каспийском шельфе. Вместе с ними в зону планируют войти и другие компании, в том числе зарубежные.

Создание особой экономической зоны (ОЭЗ) в Астраханской области в дельте Волги близко к завершению. Подготовка документов для проекта длилась весь 2013 год, параллельно региональные власти обсуждали с потенциальными инвесторами возможность их вхождения в зону. Многие из них уже подписали предварительные соглашения с областью. На очереди основной документ - постановление правительства РФ о создании ОЭЗ.

На минувшей неделе губернатор Астраханской области Александр Жилкин встретился с президентом РФ Владимиром Путиным и сообщил, что уже в первом квартале 2014 года может быть принято постановление правительства о создании ОЭЗ "Астрахань". Губернатор также попросил Владимира Путина поддержать создание такой зоны.

"Мы находимся на заключительной стадии формирования постановления правительства. Хотел бы вас просить поддержать нас в этом, чтобы в первом квартале решение такое было принято", - сказал во время встречи Александр Жилкин.

В апреле прошлого года губернатор Астраханской области также обращался к курирующему ВПК вице-премьеру РФ Дмитрию Рогозину с просьбой поддержать данный проект. По мнению Александра Жилкина, ОЭЗ в Астраханской области позволит России улучшить на Каспии свои позиции в сфере судостроения. При этом губернатор просил "подталкивать" компании, чтобы те могли заинтересоваться вхождением в особую экономическую зону.

"Просил бы только "порученческие" пункты, чтобы усилить это дело. И мы ее (зону – ИФ) создадим, и тогда здесь развитие и захватывание позиций уже будет на порядок выше. И в других странах с точки зрения конкуренции с Россией бессмысленно даже начинать будет такие объекты", - говорил Дмитрию Рогозину глава области.

По мнению властей Астраханской области, особая экономическая зона, которая может создать условия для устойчивого развития судостроительных компаний и сопутствующих производств, поможет не только развитию Каспия, но и даст толчок реализации шельфовых проектов Казахстана, Туркмении и Азербайджана.

Впервые создать такую зону предложили в 2011 году, а в начале 2012 года о необходимости ее создания заявил президент ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) Роман Троценко. Тогда речь шла о построении судостроительного кластера на базе группы компаний "Каспийская энергия", в которую входят несколько астраханских судостроительных предприятий, а 41% акций группы компаний принадлежат ОСК.

Летом 2012 года министр промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Юрий Махошвили сообщил, что проект создания особой экономической зоны первоначально одобрило министерство экономического развития РФ и министерство промышленности РФ.

При этом Юрий Махошвили отметил, что "якорным" инвестором проекта станет ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", но это никак не ограничивает профиль зоны. Таким образом, власти приняли решение развивать на Каспии не только судопроизводство и судоремонт.

"В зоне можно будет развивать и сельскохозяйственное производство, вплоть до хлебобулочных изделий", - подчеркнул Юрий Махошвили, отметив, что видит в создании ОЭЗ судостроения перспективы для развития астраханского судоходного транспортного узла.

Площадь территории создаваемой ОЭЗ в Астраханской области составит около 10 кв. км. А объем инвестиций в ОЭЗ в ближайшие два десятилетия, по расчетам властей, может составить около 50 млрд рублей.

В ОЭЗ планируют разместить предприятия различного профиля. Расположение в зоне даст им возможность снизить издержки за счет налоговых и таможенных льгот. По предварительным расчетам, в этой зоне будет открыто не менее 11 тыс. новых рабочих мест, сообщает пресс-служба администрации региона.

По мнению Александра Жилкина, в ближайшие годы драйвером региональной экономики останется разработка природных богатств на Каспии и на суше.

"Цель на ближайшие несколько лет - сформировать центр развития Астраханской области, так я его назвал. Это и новые производства, и те, которые уже как два-три года здесь зафиксировались. Продолжим развивать проекты, не связанные с углеводородами", - сказал Александр Жилкин Interfax-Russia.ru, подводя итоги 2013 года.

Он отметил, что прошлый год регион работал над тем, чтобы сформировать предварительный пакет соглашений с инвесторами в соответствии с законодательством об ОЭЗ.

"Дальше нужно будет реализовывать подписанные соглашения, привлекать грантов европейской экономики. Это другой уровень развития территории. Будут стоять новые задачи, в том числе для образования. Будем развивать подготовку квалифицированных специалистов", - заявил глава области.

О подготовке специалистов для зоны говорил и глава астраханского правительства Константин Маркелов.

"С организацией на территории Астраханской области ОЭЗ нам понадобится около 5 тыс. высококвалифицированных специалистов, и большую часть мы планируем подготовить в наших учебных заведениях. Однако без опыта иностранных менеджеров нам просто не обойтись, потому что мы рассчитываем объединить на территории особой зоны те производства, которых нет в России", - приводит его слова "Российская газета".

По информации министерства экономического развития Астраханской области, к настоящему времени соглашения о намерениях войти в ОЭЗ регион подписал с десятью компаниями. Среди них судостроительные концерны из Голландии и Швеции. Также прошли переговоры о вхождении в особую экономическую зону с Siemens, Rolls-Royce, Hitachi и Mitsubishi.

Кроме того, на территории ОЭЗ планируют разместить производство радиопоглощающего напыления для механизмов, ферритовых порошков, светодиодной техники, электротранспорта, хлопкопрядильного производства.

Однако в первую очередь в особой экономической зоне будут размещать производства радионавигационного оборудования, судовых систем, электрооборудования, компании, развивающие морские операции, конструкторские бюро.

Кроме того, есть планы по привлечению в ОЭЗ компаний, обладающих большим опытом проектирования и строительства теплоходов для пассажирских перевозок и экскурсий по рекам и городским каналам. В настоящее время Астраханская область нуждается в судах, которые могли бы курсировать между населенными пунктами без использования пристаней - для развития пригородных перевозок и перевозок в села в дельте рек.

В частности, в конце прошлого года на выставке судостроения "Европорт-2013" в Роттердаме делегация Астраханской области нашла сразу несколько партнеров, готовых стать резидентами будущей ОЭЗ.

Также в прошлом году власти области вели переговоры о сотрудничестве с несколькими голландскими судостроительными компаниями. Осенью одна из них - Damen - объявила о том, что готова разместить свое производство в ОЭЗ "Астрахань".

"Damen объявила о том, что она станет якорным резидентом ОЭЗ, как только правительство России подпишет решение о создании зоны", - сообщили осенью 2013 года "Интерфаксу" в пресс-службе правительства Астраханской области.

Кроме того, финское подразделение шведско-швейцарского концерна АВВ - АВВ Marine - рассматривает возможность размещения в ОЭЗ собственного производства, в том числе винторулевых колонок для судов, чтобы обеспечить потребности гражданского судостроения, в том числе оффшорного, ориентированного на нефтегазовый рынок на Каспии.

Также возможность вхождения в свободную экономическую зону рассматривает голландская Numeriek Centrum Groningen BV (NCG), входящая в судостроительный холдинг CIG. Компания планирует разместить в ОЭЗ мощности по нарезке металла для судостроения, а также готова представить в "Астрахани" программное обеспечение для 3D-проектирования судов, в том числе их интерьера.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".