Огонь по имаму

Interfax-Russia.ru - На Северном Кавказе экстремисты, похоже, объявили войну традиционному исламу.

Такого еще недавно невозможно было представить: в светлый праздник Ураза-Байрам (Ид аль-Фитр), знаменующий окончание мусульманского поста в священный месяц Рамадан, публично расстреливают одного из видных исламских ученых, авторитетного богослова! Подобный поступок нельзя расценить иначе как плевок в лицо каждому мусульманину - независимо от того, к какому именно течению ислама он принадлежит. Любой правоверный знает: пролить кровь человека во время Рамазана, да еще и единоверца, да к тому же священника - не просто кощунство, а несмываемый грех.

Однако все эти сдерживающие аргументы не остановили убийц заместителя председателя Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, ректора республиканского Исламского института имама Исмаила Бостанова, который утром 20 сентября возвращался в машине со своим сыном Мухаммадом в Черкесск из Усть-Джегуты после праздничного намаза в местной мечети. Небольшой городок Усть-Джегута расположен в 15 километрах от Черкесска, поэтому отец с сыном преодолели это расстояние быстро и с ветерком.

Однако на въезде в республиканскую столицу у первого же светофора перед троллейбусной остановкой пришлось притормозить: загорелся красный свет. В этот самый момент "Волгу" имама догнал и "подрезал" ВАЗ-2110 серебристого цвета. Из "десятки" неизвестные открыли огонь по имаму. По словам помощника руководителя следственного управления по КЧР Вячеслава Тараненко, стрельба велась из автоматического оружия. "Что за оружие было использовано преступниками, нам уже известно, однако до заключения специалистов говорить об этом рано", - сообщил Тараненко. Согласно же другим сведениям (тоже из правоохранительных источников), преступники произвели четыре выстрела из пистолета.

Очевидцы запомнили номера серебристой "десятки", но в базе данных они не значатся - другими словами, являются фальшивыми.

Как утверждает следствие, покушение планировалось заранее, и намеченной жертвой был именно Бостанов-старший. Пули попали ему в грудь и в горло, имам скончался на месте. Что касается 16-летнего Мухаммада, он, скорее всего, просто попал на линию огня. Покушавшиеся стреляли сбоку (в машине разбиты боковые стекла), сын находился за рулем, а отец сидел на переднем месте справа от него. Она из пуль прошла по касательной и задела юноше челюсть. Его доставили в реанимационное отделение республиканской больницы, после срочной операции состояние Мухаммада стабильное.

Возбуждено уголовное дело по п. "б", "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство лица в связи с осуществлением им служебной деятельности или общественного долга, совершенное группой лиц по предварительному сговору). Основная версия следствия - так называемый "ваххабитский" след. Имам считался представителем традиционного ислама.

Официальное мнение руководства республики публично озвучил президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев. Он заявил, что "убийцы в этот день подняли руку не только на Исмаила хаджи Бостанова, они подняли руку на всю Карачаево-Черкесию, на всю мусульманскую веру".

"Полагаю, что это убийство есть не просто покушение на те принципы, которые мы исповедуем. Это - попытка запугать многонациональный народ КЧР. Это еще один повод осознать единство и целостность нашего государства, сила и мощь которого - единственная гарантия покоя и благополучия каждого человека, каждого россиянина, каждого жителя Карачаево-Черкесии", - подчеркнул президент.

Действительно, Исмаил-хаджи Бостанов был известен как непримиримый противник экстремизма и терроризма на Кавказе. Причем особо резко имам выступал именно против ваххабизма. Он предупреждал о том, что радикальные адепты этого учения крайне хитры, изворотливы и многолики. Не стоит представлять ваххабитов как бородатых людей в шароварах, говорил Бостанов. Часто это люди в европейских костюмах, с хорошим галстуком, с ноутбуком. Этим лишь подчеркивается лживость и лицемерие их постулатов. Исмаил-хаджи был уверен, что деятельность ваххабитов и других экстремистов на Северном Кавказе активно проплачивается из-за рубежа. Нет денег - нет ваххабизма, утверждал заместитель председателя Духовного управления мусульман КЧР и Ставрополья.

Другим важным направлением борьбы с террором Бостанов считал духовное воспитание молодежи. Все, что нужно, это преподавание основ религии в школах, как для христиан, так и мусульман, считал он. Высокая нравственность - лучшая прививка от религиозного фанатизма, ведущего в пропасть. Только воспитанием нравственного человека можно искоренить в среде молодежи алкоголизм, наркоманию, хулиганство. Для экстремистского подполья подобные взгляды особенно опасны, поскольку оно в основном нацелено на зомбирование именно молодых людей с их неустойчивой психикой, малым жизненным опытом, крайними формами максимализма и зачастую невысоким интеллектом и образованием. Именно поэтому версия о причастности экстремистов, в том числе ваххабитов, к убийству ректора республиканского Исламского института довольно правдоподобна.

Заметим, что на жизнь Бостанова однажды уже покушались. Это случилось в Черкесске в декабре 2006 года. Тогда в дом имама ворвались трое вооруженных преступников в масках. Они ранили хозяина дома из пистолета в бедро и несколько раз ударили ножом, избили его жену, запугивали малолетних детей. Тогда произошедшее следствие квалифицировало как разбойное нападение. По одной из версий следствия, грабители считали, что в доме ректора находятся деньги, полученные им от паломников, собиравшихся совершить хадж в Саудовскую Аравию. Скорее всего, грабители хотели забрать из дома Бостанова 64 тыс. 800 долларов США. Именно такую сумму заплатили за билеты в Саудовскую Аравию 54 паломника из Карачаево-Черкесии и Ставрополья. Однако этих денег в доме Бостанова не было, и налетчики ограничились суммой в 42 тыс. рублей и золотыми украшениями. В тот раз преступников найти не удалось, а Народное собрание Карачаево-Черкесии потребовало, чтобы муфтию Бердиеву была предоставлена вооруженная охрана МВД.

Последнее требование было связано также с тем, что в 2006 году по всей Карачаево-Черкесии прокатилась волна убийств исламских священнослужителей.

4 августа 2006 года во время вечерней молитвы в мечети города Карачаевска был расстрелян бывший заместитель главы Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии Абдулкерим-хаджи Байрамуков. Убийца в маске выстрелил в спину имаму из пистолета с глушителем, а затем добил жертву контрольным выстрелом в голову…

12 августа 2006 года во дворе своего дома был убит Исмаил Батчаев, мулла поселка Мара-Аягы, бывший эфенди при имаме Байрамукове. Убийца напал с ножом сначала на Батчаева, а затем на его жену и дочь. Батчаев от полученных ран скончался на месте, жена и дочь с многочисленными ранениями попали в больницу. Впоследствии дочь Батчаева опознала убийцу.

26 сентября 2006 года неизвестные убили заместителя председателя Духовного управления мусульман Ставропольского края и Карачаево-Черкесии Абубакира Курбижева. Незадолго до гибели он в своей проповеди назвал ваххабитов главными врагами мусульман, а борьбу с ними - главной задачей духовенства.

Кроме того, как утверждала журналистка Фатима Тлисова, в то время не все случаи убийств на территории республики получали огласку. По ее сведениям, были убиты еще шестеро священнослужителей - мулл. Тогда же стало известно, что существовал некий список "приговоренных" имамов, куда были включены духовные лица, которые, по мнению составителей списка, сотрудничали с ФСБ, а также занимались колдовством. Список этот, по неофициальным сведениям, был составлен в Карачаево-Черкесском джамаате - общине мусульман, не подчиняющихся Духовному управлению КЧР и исповедующих радикальный ислам. Этот список правоохранители обнаружили после убийства Абубакира Курбижева в Кисловодске, в машине без государственных номерных знаков, брошенной предполагаемыми убийцами имама.

В ответ силовые органы республики провели ряд масштабных и успешных операций. В ходе них было уничтожено много боевиков, а 20 активных деятелей подполья попали в плен. Уже в 2007 году МВД Карачаево-Черкесии заявило: угрозы терроризма в Карачаево-Черкесии не существует. Как утверждали силовики, в 2006 году спецслужбы России предотвратили теракт в Черкесске, сопоставимый по масштабам с нападением боевиков на Нальчик в 2005 году.

"Террористические элементы должны осознать, что они не смогут противостоять мощному Российскому государству. Любое проявление терроризма будет жестоким образом подавлено. Для этого есть все силы и средства", - отметил заместитель министра внутренних дел Карачаево-Черкесии Борис Эркенов.

В 2008 году муфтий Карачаево-Черкесии и Ставрополья Исмаил Бердиев фактически подтвердил то, что в республике нет убийств на почве религиозных разногласий (имеется в виду именно мусульманство). В беседе с корреспондентом "Кавказского узла" в сентябре 2008 года Бердиев, комментируя участившиеся в республике нападения на сотрудников правоохранительных органов, заявил: "Я не считаю, что в последних убийствах милиционеров может иметь место исламский фактор". По его мнению, неправильно говорить, что милиционеров убивают ваххабиты, салафиты или представители каких-то других течений, религиозные убеждения которых противоречат основной религии республики.

"Если дело касается религии, то есть ведется борьба с приверженцами исламского вероисповедания, то первым делом убивали бы имамов", - прокомментировал ситуацию муфтий. Заметим: на самого Бердиева в 2006 году тоже было совершено покушение - преступники кинули в его дом гранату.

К сожалению, последние события показывают, что Исмаил Бердиев оказался не прав. Излишнее благодушие не доводит до добра. И сегодня муфтий вынужден признать: с исламом в республики далеко не все в порядке. Теперь Бердиев убежден: ректор Черкесского исламского института Исмаил Бостанов погиб от рук ваххабитов: "А кто еще мог это сделать! Он же не бизнесмен, чтобы кому-то пришло в голову его убивать ради денег", - заявил муфтий порталу "Интерфакс-Религия", подчеркнув, что погибший был известен в республике как "активный борец с распространением ваххабитской идеологии".

Того же самого мнения придерживаются и в Совете муфтиев России. "Ислам проклинает террор, наша религия приравнивает грех убийства даже одного человека не на поле битвы во время войны к убийству всего человечества", - говорится в заявлении Совета муфтиев, размещенном в воскресенье на его официальном сайте. Указав на то, что это "подлое убийство" было совершено в день мусульманского праздника, авторы обращения подчеркнули, что, таким образом, "бандитские выползни" поставили себя "в ряд ярых врагов ислама и человечества".

Версии о том, что Бостанов пострадал из-за своей религиозной деятельности, придерживает и Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. "Убийство Исмаила-хаджи еще раз доказывает, что для экстремистов нет ничего святого и человеческого, им безразличны такие дорогие для всех людей понятия, как мир и спокойствие, нравственная и духовная чистота, абсолютно не важны ни чувства верующих, ни сама жизнь человека", - говорится в сообщении Фонда.

Президент Чечни Рамзан Кадыров, выразив соболезнование по поводу убийства Исмаила Бостанова, заявил: "Если мы хотим искоренить это зло, борьба против него должна носить жесткий и непрерывный характер". Он отметил, что Бостанов в своих проповедях вел бескомпромиссную борьбу с теми, кто, прикрываясь исламскими лозунгами, совершает жестокие убийства, теракты, компрометируют ислам.

В то же самое время далеко не все склонны считать предположение о мести ваххабитов единственно возможным. Так, депутат народного собрания Карачаево-Черкессии Ахмад Эбзеев назвал сомнительной версию МВД о том, что Бостанова могли убить за его борьбу с ваххабизмом.

Заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных исследований РАН Энвер Кисриев тоже не склонен демонизировать приверженцев ваххабитского течения в исламе. По мнению эксперта, "мифология о ваххабизме слишком прочно вошла в обиход".

Многие родственники и знакомые Бостанова также не очень верят в "ваххабитский" след покушения. Родные ректора Исламского института отметили, что угроз в его адрес в последнее время не поступало. Один из них пояснил, что ваххабитов ругают все имамы, но за это не убивают.

Между тем, эксперты отмечают, что в последнее время экстремисты, серьезно потрепанные силовыми ведомствами и практически загнанные в угол, переходят к новой тактике. Судя по всему, ее основа - "точечные" теракты, совершаемые зомбированными фанатиками и отчаявшимися людьми, а также уничтожение исламских духовных лидеров и священнослужителей, выступающих против радикальных течений в мусульманстве.

Убийство Бостанова - не первое посягательство на религиозных деятелей на Северном Кавказе.

В марте также в Назрани неизвестные избили председателя комитета по хаджу муфтията Ингушетии Мусу Мериева.

В апреле в дом религиозного деятеля Мусы Эсмурзиева в Назрани ворвались неизвестные и расстреляли хозяина в упор.

В станице Троицкая Сунженского района (Чечня) в мае неизвестные в упор расстреляли у ворот собственного дома 32-летнего религиозного деятеля Саид-Ибрагима Калиматова.

В июле в Ингушетии был найден убитым религиозный деятель Абдурахман Картоев. Совершались нападения на священнослужителей в Ингушетии и в 2008 году.

25 мая 2009 года в Дагестане был застрелен помощник муфтия Ахмет Тагаев. Тагаев считался одним из главных идеологов противостояния религиозному экстремизму в исламской среде.

18 июля было совершено покушение на заместителя имама Джума-мечети города Буйнакска Ислама Меджидова. Двое вооруженных бандитов ворвались в дом священнослужителя и пытались его убить. Однако Меджидов оказал сопротивление преступникам. Во время драки один из них случайно ранил своего подельника, после чего попытался скрыться, однако подоспевшие сотрудники милиции задержали его.

Именно анализ ситуации позволяет следствию склоняться к выводу о "ваххабитском" следе. "Это продиктовано тем, что убитый был видным деятелем ислама в республике, однако отрабатываться будут различные версии преступления", - пояснил помощник руководителя следственного управления по КЧР Вячеслав Тараненко. При этом Тараненко пояснил, что "сам способ и характер совершения преступления не дает оснований ставить во главу угла версию о бытовом убийстве".

В одном можно не сомневаться: Господь (как бы он ни назывался) уж точно видит и знает все. Ему не к чему ни предположения, ни версии. Он не принимает в счет ни вымышленные алиби, ни лжесвидетельства, ни ссылки типа "мы верили, что делаем правильно". Это, конечно, в какой-то мере утешает. Но хотелось бы, чтобы преступников постигла не только Божья кара, но и человеческий суд.

Обозреватель Александр Сидоров