Interfax-Russia.ru – Донские власти готовятся к началу строительства крупного аэропортового комплекса "Южный". Однако эксперты считают, что региону не нужен еще один аэропорт.
Работу над проектом нового аэропортового комплекса "Южный" власти Дона начали еще в ноябре 2011 года. В этом году они должны начать реализацию масштабного проекта. И уже к Чемпионату мира по футболу новый международный хаб должен функционировать в станице Грушевской (Ростовская область), в 29 км от Ростова.
Общий объем финансирования крупнейшего для российского Юга инфраструктурного проекта составит 27,4 млрд рублей, в том числе более 16 млрд рублей будет привлечено из внебюджетных источников. Ростовская область намерена выделить на строительство "Южного" 812 млн рублей.
За счет средств федерального бюджета в аэропорту будут проводить проектирование и строительство взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, стоянки для воздушных судов и перрона.
Сейчас у региональных властей есть два главных вопроса - это сам проект и земли, на которых будет строиться большой перевалочный пункт авиасообщения федерального значения. К слову, среди собственников этих земель есть как физические, так и юридические лица.
В течение февраля этого года независимая группа оценщиков определяла выкупную цену этих земель. В марте правительство Ростовской области планирует подготовить проект постановления об изъятии этих земель. Кроме того, из резервного фонда областного бюджета власти выделили 16,3 млн рублей на выкуп первых участков под строительство "Южного", сообщила пресс-служба губернатора региона. На эти деньги правительство купит первые 12 участков площадью 244,13 гектара.
Всего под строительство "Южного" в Грушевской зарезервированы земли общей площадью 3,6 тыс га, из них в зону изъятия попадают 1,5 тыс га, на которых разместятся объекты первого этапа строительства хаба.
Что касается проекта, его исполнитель станет известен в апреле этого года, а само строительство начнут уже в 2014-2015 годах.
Кроме того, как сообщил журналистам министр транспорта Ростовской области Дживан Вартанян, сейчас донское транспортное ведомство готовит конкурсную документацию по строительству подъездной дороги к новому аэропорту. Ее протяженность составит примерно 14 км.
По словам министра транспорта, в соответствии с генеральным планом аэропортового комплекса "Южный" предполагается, что пассажиропоток составит в 2018 году 4,4 млн человек, к 2025 году достигнет 5,8 млн человек, к 2035 году - 8,2 млн человек.
Однако один из основных владельцев действующего ныне ростовского международного аэропорта уже критикует действия местных властей. По мнению бизнесмена Ивана Саввиди, который владеет ГК "Агроком" (в нее входит ООО "Праймери Дон" с долей в 25% плюс 1 акция в действующем ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону"), Ростову не нужен такой крупный аэропорт, потому что действующий ажропорт и так справляется с пассажиропотоком и грузооборотом.
"Новый аэропорт не нужен инвестору. Самый легкий вариант (окупаемости - ИФ) - это 30 лет, самый оптимальный до 100 лет доходит. Поэтому все государства в мире, и мы не исключение, аэродромную часть замыкают на себя, назвав это вариантом двойного пользования", - заявлял журналистам Иван Саввиди.
Местные власти, в свою очередь, добиваются возведения крупного аэропортового комплекса, мотивируя свои стремления тем, что он даст большой толчок для развития агломерации Ростова и области, расширит возможности растущих грузопотоков, улучшит инвестиционную привлекательность региона в целом. Дополнительным мотивом послужило то, что FIFA отобрала Ростов в числе городов, которые примут Чемпионат мира по футболу 2018 года.
Пассажиропоток в 8 млн человек в год, на который рассчитывают власти, спустя несколько лет после запуска аэропорта, в принципе, способен окупить такой проект. Однако по итогам 2012 года пассажиропоток действующего ростовского аэропорта составляет лишь 1,8 млн пассажиров, по сравнению с 2011 годом он вырос на 10%. При благоприятных прогнозах за пять лет он может вырасти до 3 млн человек в год. Тем не менее, один инвестор у "Южного" уже есть: им выступит группа компаний "Ренова". Соглашение о сотрудничестве министерство транспорта РФ, правительство Ростовской области и "Ренова" заключили в июле 2011 года.
Стоит отметить, что у "Реновы" на сегодня сформирован крупный аэропортовый холдинг из трех аэропортов - "Кольцово" (Екатеринбург), "Стригино" (Нижний Новгород) и "Курумоч" (Самара). При этом общий пассажиропоток трех этих аэропортов за 2012 год составил 6,4 млн человек.
"У нас в России не так много проектов, связанных со строительством хабов с нуля. Это, как правило, либо реконструкция, либо модернизация чего-то действующего. Здесь же будет реализовываться проект в полном смысле "гринфилд". Поэтому он потребует полной координации федеральных и областных органов власти, окружных и нас, как инвесторов этого проекта. Надеемся, что все задуманное будет выполнено в срок. И в первую очередь, к 2018 году", - отметил председатель совета директоров ГК "Ренова" Виктор Вексельберг на встрече донскими властями.
Что касается нынешнего ростовского аэропорта, в марте ООО "Праймери Дон" продало 24,9% акций "Аэропорта Ростов-на-Дону" компании ООО "Сигма-Финанс". Таким образом, в марте компания сократила долю в уставном капитале ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" с 52,46% до 25% плюс 1 акция.
Совет директоров "Праймери Дон" принял решение подготовить проект договора купли-продажи акций еще в феврале 2013 года. Тогда же была определена рыночная стоимость пакета акций аэропорта и круг потенциальных приобретателей (приоритет должны были иметь заявки на покупку 25%-ного акций, во вторую очередь рассматривались предложения о покупке всего пакета акций).
По данным "Ведомостей", продать акции аэропорта стратегическому инвестору, вроде ГК "Ренова" Виктора Вексельберга, рекомендовал губернатор Ростовской области Василий Голубев.
До этого ООО "Праймери Дон", наоборот, планировало увеличить долю в уставном капитале аэропорта Ростова-на-Дону, объявив в середине января 2013 года обязательное предложение о выкупе его акций.
Однако Минимущества Ростовской области оспорило эту оферту. В феврале текущего года министерство обратилось в региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе с требованием защитить права более 800 акционеров ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону", которые, по мнению ведомства, были нарушены "Праймери Дон".
По мнению министерства, отчет независимого оценщика, на основании которого "Праймери Дон" (владевшее на тот момент 52,46% акций аэропорта) выставило оферту миноритариям о выкупе акций и оценило стоимость выкупаемых бумаг, оказался просрочен, а потому недействителен.
Самый крупный акционер аэропорта – Ростовская область в лице министерства имущественных и земельных отношений (его доля в уставном капитале составляет 38%). Эти акции были переданы из федеральной в областную собственность указом президента РФ Владимира Путина в мае 2012 года.
Впрочем, транспортное министерство Дона занимается авиационной тематикой не только со стороны строительства Южного хаба. Как сообщил журналистам министр транспорта региона Дживан Вартанян, сейчас донские власти рассматривают также возможность реанимации региональной авиации.
Здесь идет речь о межсубъектовых полетах, которые были развиты прежде. В первую очередь, руководство области изучает варианты восстановления авиасообщения по маршрутам Ростов-Махачкала, Ростов-Грозный, Ростов-Владикавказ, Ростов-Волгоград.
В феврале этого года губернатор Ростовской области Василий Голубев утвердил концепцию развития малой авиации региона. Она предполагает восстановление работы местных авиалиний и развитие объектов наземной инфраструктуры в аэропортах Ростовской области, в первую очередь, за счет инвесторов.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"