Новые невыездные

Interfax-Russia.ru - Глава Чечни Рамзан Кадыров считает, что некоторым чиновникам необходимо запретить выезд за границу. Однако не все согласны с ним.

Президент Чечни Рамзан Кадыров предлагает расширить границы патриотизма российских чиновников – ограничить выезд за рубеж некоторым из них. Кроме того, он предлагает широко обсудить данную инициативу.

"Предлагаю на суд руководства страны, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации и всего общества идею введения моратория на выезд за рубеж на определенный срок государственных чиновников высокого ранга, которые имели или имеют доступ к секретной информации стратегического значения", - заявил глава Чеченской республики Рамзан Кадыров в своей статье, опубликованной в "Известиях".

Глава Чечни отмечает, что в Советском Союзе "тоже были такие ограничения, и вполне оправданные; был даже такой термин - "невыездные", "невозвращенцы", кстати, тоже были".

Напомним, что в конце прошлого года Госдума одобрила в первом чтении законопроект, запрещающий депутатам и госслужащим владеть недвижимостью, счетами и активами за границей. В феврале этого года президент РФ Владимир Путин представил свою редакцию данного закона, в которой под запретом остались счета и доли в зарубежных компаниях.

В своей статье Рамзан Кадыров ссылается на этот законопроект, ограничивающий вывод за пределы страны материальных ценностей. Но есть еще и духовные активы, которые нужно удержать в стране, утверждает глава Чечни - то есть не допускать отъезда чиновников за границу.

"Вздрагивать не нужно: речь совсем не о том, чтобы снова опустить "железный занавес" между Россией и остальным миром и запретить всем гражданам нашей страны жить за границей или выезжать на отдых, учебу или работу. Речь идет лишь о тех, кто выбрал жизненной миссией служение Отечеству, - о государственных служащих высокого ранга", - подчеркивает Рамзан Кадыров.

В качестве примера выехавших из страны бывших чиновников он называет, в частности, бизнесмена Бориса Березовского, в середине 90-х занимавшего пост заместителя секретаря Совета безопасности РФ, и экс-мэра Москвы Юрия Лужкова.

Также у главы Чечни большие опасения вызывает потенциальная возможность выезда за границу бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова. "Из той же категории чиновников и бывший министр обороны. В деле о хищениях в "Оборонсервисе" экс-министр проходит лишь в качестве свидетеля. Слава богу, ему нет резона бежать, как Березовскому или Лужкову. А если на него вдруг падет подозрение в соучастии, и он примкнет к волне обеспеченных "диссидентов" - тогда как быть? Как быть в том числе и с "ядерными кодами"?" - продолжает Рамзан Кадыров.

Он напомнил, что важные государственные должности в различное время занимали Михаил Горбачев, Михаил Касьянов, Борис Немцов, Алексей Кудрин. "Все они мало того что без каких-либо ограничений постоянно выезжают за рубеж, но и выступают там от имени страны", - поясняет свою обеспокоенность глава Чечни.

Также он пишет и о недавнем участии бывшего премьер-министра РФ Михаила Касьянова в конференции "США - ЕС - Россия после репрессий Путина", "организованной в американском конгрессе не самыми, мягко говоря, преданными друзьями России типа Freedom House и Foreign Policy Initiative".

По мнению Рамзана Кадырова, интересы национальной безопасности России диктуют насущную необходимость ограничения подобных "гастролей" экс-руководителей столь высокого ранга, если не полного их запрета вообще.

"Никто не неволит: не хотите подобных ограничений, не выбирайте судьбу государственного служащего", - считает глава Чечни.

При этом он сравнил службу на высоких чиновничьих должностях со службой в разведке. "Почему командир атомной подводной лодки или, скажем, офицер внешней разведки, обладающие сверхсекретной информацией о том, как устроена система безопасности страны, и понимающие, на что идут, выбирая специальность, могут быть ограничены в правах на выезд, а бывший мэр Москвы, владеющий данными обо всех подземных и надземных стратегических системах столицы, вправе помахать нам спокойно ручкой и просить вид на жительство в стране, спецслужбы которой дорого заплатили бы за информацию с его "диска памяти"?" - задается вопросом Рамзан Кадыров.

Более детально инициативу главы Чечни попытался раскрыть его пресс-секретарь Альви Каримов. "Речь идет о тех людях, которые обладают секретной информацией, носящей стратегический характер", - пояснил он.

При этом пресс-секретарь добавил, что в большей мере это касается не действующих чиновников, которые часто бывают за рубежом по государственным делам, а тех, кто, оставив свои посты, переезжает жить за границу.

"Нет никаких гарантий, что они там не передают в руки заинтересованных служб и ведомств ту информацию, которой они располагали", - пояснил Альви Каримов.

"Рамзан Ахматович, если будет выработан такой механизм, готов первым соблюдать эти правила", - подчеркнул пресс-секретарь главы республики.

В свою очередь политический аналитик Юрий Гиренко считает, что глава Чечни озвучил данную идею для того, чтобы ее начали обсуждать в обществе, и данное заявление логично вписывается в государственную линию наведения порядка в бюрократической среде.

"Таким образом проверяется реакция тех, на кого направлен потенциальный запрет", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.

По его мнению, если реакция в политических кругах будет благожелательная, то "что-то в таком духе могут принять". Но более вероятно, что цель этого предложения - заставить задуматься определенный круг людей.

В Госдуме, в свою очередь, считают излишней инициативу Кадырова о запрете выезда для госслужащих - носителей секретов. В частности, руководитель межфракционной депутатской группы по взаимодействию институтов гражданского общества с правоохранительными органами и спецслужбами, представитель партии "Единая Россия" Михаил Старшинов не видит необходимости реализовывать предложения Рамзана Кадырова.

"Если оценивать данную инициативу с точки зрения политической конъюнктуры, то допускаю, что она может найти поддержку среди населения", - сказал он журналистам.

Особенно, полагает депутат, данное предложение может быть востребовано в контексте кампании, в рамках которой определенные силы пытаются придать образу госслужащего негативные черты "взяточника и негодяя".

"На фоне этого нагнетания страстей любые предложения о новых запретах и ограничениях в отношении чиновников будут вызывать поддержку", - полагает Михаил Старшинов.

При этом он уверен, что сфера защиты гостайны - прерогатива ФСБ. Данная служба занимается разработкой всех необходимых нормативных актов, регламентирующих допуски на выезд за границу.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"