Interfax-Russia.ru - Заместителя муфтия Северной Осетии Ибрагима Дударова расстреляли на трассе под Владикавказом. Следствие рассматривает несколько версий его убийства.
Тело заместителя муфтия Северной Осетии Ибрагима Дударова нашли в ночь на 27 декабря на трассе в окрестностях Владикавказа. Поздно вечером он выехал из столицы республики, и по дороге на него напали. Как сообщил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах региона, заммуфтия расстреляли в его собственной "Волге". Машину убитого обнаружили на дороге, ведущей в село Чми, где живет его отец, и где в последнее время жил сам Ибрагим Дударов. На месте преступления полицейские нашли несколько гильз калибром 9 мм - мужчину убили пятью выстрелами в голову в упор. Следов драки и сопротивления преступнику правоохранители не обнаружили. Более того, по предварительной версии, Дударов сам остановил машину перед убийцей.
По факту убийства Следственное управление СК РФ по Северной Осетии возбудило уголовное дело по ст. 105 (убийство) и ст. 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), сообщил агентству "Интерфакс-Юг" руководитель пресс-службы СУ СКР по республике Эдуард Гусов.
В настоящее время представители СК РФ рассматривают несколько версий убийства заммуфтия, от криминальной и бытовой до профессиональной. В том числе следователи изучают деятельность Ибрагима Дударова в муфтияте республики.
При этом муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов уже заявил, что Ибрагим Дударов ни с кем не конфликтовал и был безобидным человеком. "Это был порядочный, уравновешенный человек, всеми уважаемый. Он ни с кем не конфликтовал", - сказал муфтий республики агентству "Интерфакс-Юг".
Хаджимурат Гацалов убежден, что на это убийство "могли пойти только враги ислама для обострения ситуации в регионе".
"В нашей республике нет ваххабитов, нет радикалов. Северная Осетия - это спокойный регион, и убийство заместителя муфтия - это удар, что называется, в спину по больному, поскольку Ирбек был безобидным человеком", - заявил религиозный деятель.
Также муфтий рассказал, что погибший Ибрагим Дударов три месяца назад переехал в село Чми, где жил его отец, и временно не работал в Духовном управлении - он ухаживал за больной матерью, а месяц назад у него родилась дочь. При этом каких-либо конфликтов с земляками у убитого заместителя муфтия, по словам Хаджимурата Гацалова, также не было.
Погибшему Ибрагиму Дударову было 34 года. В должности заммуфтия Северной Осетии он работал около пяти лет. Учился в Российской академии госслужбы, а также имел высшее духовное образование.
В этом году в России было совершено несколько покушений на религиозных деятелей и, в частности, представителей муфтията разных регионов. Большинство покушений было совершено на территории Северного Кавказа.
Так, 13 февраля убили заместителя муфтия Ставропольского края Курмана Исмаилова. Он погиб во время взрыва его автомобиля "Нива" недалеко от Пятигорска.
Изначально следователи считали, что это был бытовой взрыв, поскольку в автомобиле муфтия было установлено газовое оборудование. Но после осмотра места происшествия правоохранителям стало ясно, что гибель Курмана Исмаилова была не случайной.
Это дело до сих пор не раскрыто. К настоящему времени оно "разрослось" уже до более чем 30 томов, и расследование по нему продолжается.
19 июля в Казани ранили муфтия Татарстана Илдуса Файзова, а начальника учебного отдела Духовного управления мусульман Валиуллу Якупова убили. Машину муфтия взорвали, а Якупова неизвестные расстреляли, когда он выходил из собственного дома. От тяжелых ранений заммуфтия скончался на месте. Одна из версий совершения данных преступлений - профессиональная деятельность лидеров ДУМ.
Но наиболее громким из последних религиозных убийств стал теракт 28 августа в доме известного мусульманского ученого-суфия Саида-афанди Уцаева (аль-Чиркави) в Дагестане.
От взрыва на месте погиб 75-летний суфийский шейх Саид Ацаев и шестеро его прихожан, в том числе 12-летний мальчик.
Приоритетной версией убийства духовного лидера следствие сразу же назвало его религиозную деятельность. Исполнительницей теракта в доме шейха была Аминат Курбанова. Ранее Аминат Курбанова носила имя Алла, ее девичья фамилия - Сапрыкина. Она из русской семьи, ее родители живут в Махачкале. Аминат неоднократно выходила замуж за боевиков и приняла ислам.
Подобные преступления против религиозных деятелей нередко совершались в России и в предыдущие годы. Некоторых причастных к ним бандитов удавалось вычислять и ликвидировать в ходе спецопераций.
Например, в середине 2010 года громким убийством на религиозной почве стал расстрел в Нальчике председателя Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева. Накануне гибели муфтий принимал участие в круглом столе представителей общественности Кабардино-Балкарии, посвященном всплеску национализма в Москве и регионах.
Спустя полгода во время спецоперации в Нальчике правоохранители ликвидировали Астемира Мамишева, который, по мнению следствия, был причастен к убийству муфтия КБР.
В середине 2011 года в Дагестане убили противника ваххабизма ректора Института теологии Максуда Садикова. Вместе с ним погиб его племянник Залиман Мусаев. Известного религиозного деятеля застрелили в Махачкале 7 июня около подъезда его дома.
Гибель Максуда Садикова представители религиозных объединений связывали с его религиозной и пропагандистской деятельностью. Он считал, что религиозное просвещение - главное оружие в борьбе с религиозно-политическим экстремизмом. Садиков также был одним из инициаторов создания единой системы современного мусульманского образования.
Обозреватель Евгения Артемова