Interfax-Russia.ru - Экстремисты в Дагестане продолжали боевые действия даже в новогодние праздники.
Каждый дарит что умеет
В Новый год дагестанские силовики решили войти с праздничным настроением. 31 декабря власти республики сообщили о том, что за два дня до этого, 29 декабря, в ходе перестрелки в Хасавюрте силовики уничтожили четверых боевиков. Инцидент произошел поздно вечером на улице Грозненской, где сотрудники МВД и УФСБ по Дагестану проводили совместные оперативные мероприятия.
"При попытке остановить автомобиль ВАЗ-21014 по сотрудникам был открыт огонь автоматического оружия. Ответным огнем четверо боевиков ликвидированы, один из них опознан как главарь бандподполья Умалат Магомедов", - сообщил Interfax-Russia.ru глава пресс-службы МВД Дагестана Марк Толчинский.
Кроме так называемого "амира" Дагестана Умалата Магомедова (прозвище Аль-бара) были убиты также Шамиль Магомедов (Куппа-Шамиль) - заместитель Магомедали Вагабова, главаря крупнейшей "губденской" диверсионно-террористической группы, а также Ибрагим Ибиев - главарь "казбековской" диверсионно-террористической группы. Все трое находились в федеральном розыске. Четвертым оказался активный участник бандподполья Анвар Байдуллаев.
"Из машины изъяты четыре автомата Калашникова, три гранатомета и готовое к применению самодельное взрывное устройство", - сообщили агентству в пресс-службе МВД республики.
Это был сильный удар по террористам. Дело в том, что в вещах убитых бандитов силовики обнаружили так называемую "кассовую книгу", в которую вносились суммы, поступавшие экстремистам из-за рубежа – в частности, из Саудовской Аравии, Турции и Азербайджана. Также кровавый "бухучет" фиксировал деньги, полученные в результате вымогательства от известных дагестанских предпринимателей. Для справки: еще в сентябре прошлого года в Кизлярском районе Дагестана убили Абдуллу Саадуллаева, известного среди боевиков как "шариатский судья Дауд". При нем сотрудники ФСБ обнаружили письма к предпринимателям с угрозами расправы в случае, если коммерсанты не откупятся от бандитов суммами от 100 тысяч евро и более.
В записную книжку, найденную у "амира" Магомедова, уничтоженного 29 декабря, были также занесены расходы на вознаграждение боевикам и их семьям, на создание "схронов", закупку оружия, медикаментов и проч.
Выяснилось, что Умалат Магомедов ворочал миллионами рублей, и его уничтожение нанесло серьезный удар по финансированию экстремистов. А заодно были раскрыты многие из их баз и тайных пособников на территории республики.
По официальной статистике МВД Дагестана, общая численность боевиков на территории республики составляет не менее 150 человек, которые разбиты на шесть диверсионно-террористических групп - махачкалинскую, хасавюртовско-кизилюртовскую, гимринскую, губденскую, балаханинскую и южнодагестанскую. В каждой насчитывается от 10 до 40 хорошо вооруженных головорезов.
Сегодня именно Дагестан является одной из самых "горячих" точек на Северном Кавказе. По данным МВД республики, в 2009 году по сравнению с прошлым годом в два раза возросло количество покушений на жизнь сотрудников правоохранительных органов Дагестана со стороны членов вооруженного подполья.
Всего же, по данным главы Следственного комитета при прокуратуре РФ Александра Бастрыкина, на Северном Кавказе число преступлений террористической направленности уже к октябрю прошлого года увеличилось на 57%.
В общем, серьезным экспертам было ясно: даже успешную отдельно взятую операцию МВД и ФСБ Дагестана накануне Нового года вряд ли можно расценить как мощный и решающий удар по дагестанскому национал-экстремистскому движению. Скорее всего, бандиты ответят быстро и жестоко: сил у них для этого более чем достаточно.
Взрыв перед Рождеством
Действительно, реакции боевиков долго ждать не пришлось. Уже через неделю, утром 6 января 2010 года, террорист-смертник атаковал базу батальона ДПС УГИБДД по Дагестану в Махачкале.
Преступление планировалось тщательно: с 7:30 до 8:00 на батальонном плацу проводится развод сотрудников, на котором присутствуют до 150 человек. Если бы смертнику на автомобиле, начиненном взрывчаткой, удалось ворваться в это время во двор базы и подорваться, последствия могли быть ужасными. Между тем все шлее именно к этому.
"Террорист развил большую скорость на заминированном автомобиле "Нива" и прорвался на базу, однако в последний момент удар на себя приняла специальная огневая группа", - сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе УГИБДД по Дагестану.
Действительно, полутора сотен жертв помог избежать случай. В то самое время, когда на территорию базы батальона ДПС почти влетела смертельная "Нива", у самого въезда дорогу ей перекрыл УАЗ. Прогремел страшный взрыв.
Погибли пять милиционеров - Манап Даудов, Андрей Сазонов, Тарлан Эвленов, Юсуп Вазирханов и Омар Шахбанов. Ранения и травмы получили 19 человек, среди них гражданские лица, в том числе женщина. Но, если бы милиционеры героически не остановили фанатика, последствия могли быть куда более страшными. Мощность взрыва составила около 100 кг в тротиловом эквиваленте. В его эпицентре образовалась воронка глубиной один метр и диаметром три метра. Ударная волна и осколки повредили около 100 автомашин. Но сотрудники милиции, которые находились на разводе, остались живы.
По факту преступления возбуждено уголовное дело по ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ст. 222 (незаконный оборот оружия и боеприпасов) УК РФ.
Между тем теракт у базы батальона ДПС оказался далеко не единственным в череде преступлений, совершенных в Дагестане во время затянувшихся праздников. Тогда же, 6 января, на железнодорожных путях между Махачкалой и станцией Талги было обнаружено взрывное устройство, которое удалось обезвредить.
На другой день, 7 января, в Махачкале неизвестные пытались взорвать милицейскую машину - взрывное устройство, спрятанное в мусорном бочке на обочине дороги, сработало на пути следования УАЗа. К счастью, жертв удалось избежать.
А вечером того же дня убийца застрелил сотрудника вневедомственной охраны ОВД по Кировскому району. Милиционер открыл дверь квартиры на стук и получил в ответ пулю.
Власть отвечает на вызов
Кровавый теракт в разгар новогодних праздников стал ударом и по престижу центральной российской власти. Как доложил президенту России Дмитрию Медведеву директор ФСБ России Александр Бортников, теракт 6 января организовали боевики, входившие в группу Умалата Магомедова, уничтоженного 29 декабря. Фактически это была месть за погибшего командира.
Бортников также рапортовал президенту, что правоохранительные органы смогли оперативно, по горячим следам найти и уничтожить непосредственных организаторов теракта в Махачкале. Один из них - 37-летний Исмаил Ичикаев, уроженец села Карамахи Буйнакского района. Он принимал участие в боях против федеральных сил еще летом-осенью 1999 года, был задержан и осужден на год. После выхода на свободу вернулся в ряды боевиков, занимался вымогательством крупных сумм денег у дагестанских предпринимателей, находился в розыске и являлся одним из ближайших помощников лидера диверсионно-террористической группировки Магомедали Вагабова.
Второй - 38-летний Исматулла Кузаалиев, водитель маршрутного такси в Махачкале.
Оба они были блокированы в селении Коркмаскала Кумторкалинского района Дагестана. В доме, который взяли штурмом силовики, было два автомата Калашникова, два самодельных взрывных устройства, газовый пистолет, переделанный под стрельбу боевыми патронами, а также государственный регистрационный номер В252УК 05 региона, принадлежащий автомобилю "Нива", который смертник подорвал 6 января.
Президент России заявил: "В том, что касается бандитов, наша политика остается прежней. Их нужно просто уничтожать, делать это жестко и делать это систематически, то есть регулярно, потому что, к сожалению, бандподполье еще существует".
"Нужно методично действовать "по всей поляне", если где-то появился след, значит, нужно искать их и уничтожать", - подчеркнул глава государства.
В то же время Медведев подчеркнул, что задача российской власти – "создать нормальную среду для жизни на территории наших южных республик". Это означает социально-экономическое развитие, создание новых рабочих мест, новых производств, запуск новых инвестиционных проектов.
Однако пока с рабочим визитом в Махачкалу 8 января прибыл министр внутренних дел России Рашид Нургалиев. Он вручил награды раненым 6 января в результате теракта сотрудникам милиции и выделил батальону ДПС 15 новых служебных автомобилей.
Затем министр посетил медицинские учреждения, где находятся на лечении милиционеры, раненные в результате теракта, и вручил им ведомственные награды. 15 милиционеров получили медали "За доблесть в службе" и "За боевое содружество".
А далее пошла суровая проза жизни. На оперативном совещании с дагестанскими силовиками Нургалиев устроил жесткий разнос правоохранителям. Он фактически связал разгул экстремизма и терроризма с кризисом в силовых ведомствах республики. Нургалиев прямо заявил, что боевики подпитываются финансами не только (а возможно, и не столько) извне, сколько изнутри. И способствует такой ситуации беспредельное воровство, коррупция, чудовищные хищения в экономике.
Весомым источником финансирования членов НВФ министр назвал незаконные доходы от рыбного браконьерства в Дагестане, которые превышают все мыслимые пределы.
"Одним из каналов финансирования бандподполья являются денежные средства, полученные от незаконного отлова и последующей реализации ценных промысловых пород рыбы, другие словами, от браконьерства", - заявил Нургалиев.
Министр также поручил руководителям дагестанского МВД более эффективно бороться с хищением бюджетных средств. По его словам, МВД России совместно со Следственным комитетом при прокуратуре РФ сформирует специальную следственную группу, которая займется расследованием громких преступлений, совершенных в Дагестане.
Сейчас местным расхитителям и жуликам гораздо выгоднее поддерживать бандитов, которые, несомненно, неплохо осведомлены о том, что творится в республике. Жулики, мошенники, коррупционеры – такие же бандиты и уголовники, как террористическое подполье. Бардак в республике, нестабильность, уничтожение сотрудников правоохранительных органов им только на руку. Поэтому бороться только с вооруженным экстремизмом бессмысленно. Необходимо больно ударить именно по негодяям, которые ловят рыбку в мутной воде.
С приездом министра внутренних дел России в Дагестане словно бы встряхнулись. 9 января патрульный милицейский наряд в селении Шанхал (10 километров от Махачкалы) попытался остановить машину "Ока". В ответ из салона раздались выстрелы. Милиционеры открыли огонь вслед проскочившему мимо автомобилю, и машина взорвалась.
"Убиты трое подозреваемых в участии в махачкалинской диверсионно- террористической группе. В их машине произошло несколько взрывов, по всей видимости, они перевозили взрывные устройства", - сообщили Interfax-Russia.ru в пресс- службе УФСБ РФ по Дагестану.
Позже одного из погибших боевиков идентифицировали как "эмира Махачкалы" Марата Курбанова. "При попытке задержания в ходе боя Курбанов и сопровождавшие его боевики получили ранения, несовместимые с жизнью. Автомобиль, в котором, как выяснилось, перевозились самодельные взрывные устройства, взорвался. Опознан еще один из нейтрализованных боевиков, прибывший из Ингушетии", - говорится в сообщении УФСБ РФ по Дагестану.
Утром последнего праздничного воскресного дня в районе поселка Сепараторный на северной окраине Махачкалы был введен режим контртеррористической операции. В частном доме на улице Кулиева в микрорайоне Тарнаир силовики блокировали одного из боевиков. На предложение сдаться тот ответил огнем, и дом пришлось брать штурмом. В ходе штурма, который вели бойцы спецназа ФСБ, бандит выскочил из дома и попытался пробиться сквозь оцепление, но был убит. В доме, где он скрывался, обнаружены автомат, гранатомет, гранаты, религиозная литература, лекарства, части взрывных устройств. Как выяснилось позже, убитый - лидер махачкалинско-шамхальской диверсионно-террористической группы Мадрид Бегов. Он находился в федеральном розыске с апреля 2009 года. Интересно также, что 35-летний Бегов - бывший боец ОМОН. В 2004 году он уволился и уехал учиться в Египет, после чего примкнул к боевикам. 4 апреля 2009 года бывший омоновец в Махачкале пытался застрелить Героя России полковника ФСБ Зулкаида Каидова.
Увы, события первой посленовогодней декады свидетельствуют о том, что и в нынешнем году нам не раз придется рассказывать о трагических событиях в этом неспокойном регионе, все более напоминающих очередную кавказскую войну. А так хотелось бы написать о чем-то радостном и светлом… Однако это зависит уже не от нас.
Обозреватель Александр Сидоров