Interfax-Russia.ru – Компания Аркадия Ротенберга "Стройгазмонтаж" выбрана подрядчиком для строительства Керченского моста. В Росавтодоре считают, что у нее есть необходимый опыт.
Мосту через Керченский пролив искали подрядчика с весны прошлого года. Лишь в январе 2015 года правительство РФ остановило свой окончательный выбор на строителе. Заниматься этим крупнейшим инфраструктурным проектом станет ООО "Стройгазмонтаж" – головная структура группы компаний СГМ Аркадия Ротенберга.
Информация о том, что именно эта компания станет строить мост длиной около 19 км через пролив, просочилась в СМИ в первой половине января. Однако курирующий строительство Керченского моста вице-премьер РФ Дмитрий Козак заявлял журналистам, что решения по подрядчику пока нет.
У "Стройгазмонтажа" есть накопленный опыт в качестве генподрядчика - компания работает по проектам газопроводов "Газпрома", в частности "Южный коридор". На сайте компании говорится, что среди ее проектов - 13 газопроводов общей протяженностью 7460 км.
Как считают участники рынка, часть работ СГМ возьмет на себя, остальное же распределит между нанятыми профессионалами сторонних компаний.
"Это трудный проект в любом случае, даже просто технологически, но, с другой стороны, этим он и интересен. При всем том для меня это точно хорошая история. Рад, что правительство приняло положительное решение", - сказал в интервью "Коммерсанту" Аркадий Ротенберг.
По его словам, при выборе претендентов на строительство моста Минтранс рассмотрел более 70 предложений. "Шли длительные конкурентные переговоры. Требования государства были достаточно жесткими - и по срокам строительства, и по стоимости, и по гарантиям исполнения контракта, которые должен предоставить подрядчик", - отметил Аркадий Ротенберг.
Изначально предполагалось, что мост будут строить по схеме государственно-частного партнерства, однако потом финансирование проекта на себя полностью взяло государство. Осенью прошлого года правительство заявило максимальную цену моста с учетом проекта – 228,3 млрд рублей.
При этом с учетом единственного исполнителя правительство поставило условие – гарантия того, что подрядчик не превысит предельную стоимость контракта "в виде банковской гарантии либо иного обеспечения, предусмотренного действующим законодательством, в размере 30% от предельной стоимости контракта".
Проект моста должен быть готов, по установленному сроку, к концу июня 2015 года. Движение по мосту должно начаться к декабрю 2018 года. Аркадий Ротенберг полагает, что сроки, как и сумма на строительство моста - это те рамки, в которые можно уложиться.
"Окончательная стоимость будет определена, когда появится финальная проектно-сметная документация, она пройдет госэкспертизу и обсуждение с экспертами", - сказал бизнесмен.
Он также сообщил, что ведутся переговоры об участии в строительстве моста с зарубежными компаниями. "Мы ведем переговоры с зарубежными компаниями - например, с турецкими строителями, которые сами на нас вышли. В ближайшее время технические специалисты поедут это обсуждать. Мы их предупредили прямо - могут быть санкции, а они говорят, что решат этот вопрос", - сказал Аркадий Ротенберг. По его словам, "Стройгазмонтаж" также ведет переговоры с компаниями из Южной Кореи.
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) будет главным распорядителем средств федерального бюджета, с ним же компания намерена заключить контракт.
Напомним, что транспортный переход по плану должен включать в себя проезд для автомобильного транспорта с четырьмя полосами движения, а также два пути железной дороги.
По мнению главы Росавтодора Романа Старовойта, у выбранной компании есть багаж опыта для реализации мега-проекта. Ведомство проводило серию конкурентных переговоров, рассматривая финансовое состояние и наличие необходимых ресурсов. В итоге посчитали возможным рекомендовать "Стройгазмонтаж", сказал глава агентства.
"СГМ" имеет опыт успешного управления и создания крупных инфраструктурных проектов, требующих привлечения и координации разноотраслевых компетенций", - пояснил Роман Старовойт.
В самое ближайшее время компания приступит к проектированию. "Будут использованы материалы изыскательских работ, которые проведены ГК "Автодор", наработки Федерального дорожного агентства. Проект перехода должен быть готов в июне. Сразу же после подписания контракта компания планирует начать мобилизационные работы, а в апреле - подготовительные", - сказал глава Росавтодора.
Есть у объекта и свои особенности. "Возможно, понадобится проводить работы по разминированию местности, так как во время Великой Отечественной войны здесь велись интенсивные боевые действия, а также другие подготовительные работы, включая создание строительных городков и подвоз материалов", - отметил чиновник.
По мнению экспертов, мост через Керченский пролив является настолько сложным и ответственным проектом, что его трудно сравнить с чем-либо. Первое препятствие - в геологии местности.
"Это сложнейший объект. Думаю, что выбор подрядчика - очень важный этап. У меня есть уверенность, что все будет сделано, потому что уже начались работы на подходах к мосту, а это один из самых главных этапов", - считает первый проректор, заведующий кафедрой изысканий и проектирования дорог МАДИ профессор Павел Поспелов.
По его словам, с Керченским мостом трудно сравнивать другие объекты. "Строительство этого моста уникально. Нет таких больших мостов, которые имели бы какие-то аналоги, либо полностью соответствовали бы ранее осуществленным конструкциям. Там очень сложные грунтовые условия, 70 м иловатые пески. Кроме того, там проходит тектонический разлом, поэтому при проектировании нужно будет учесть динамическое воздействие на конструкцию", - пояснил профессор.
При строительстве нужно учесть и сейсмоопасность, говорили прежде российские сейсмологи. Сильные и разрушительные землетрясения Крымскому полуострову не грозят, но в последнее время ученые фиксировали в этом месте сейсмическую активность.
Так Южный Крым - от Керченского полуострова до района Ялты - находится в обстановке "сейсмической активизации": ученые регулярно отмечают в регионе большое количество слабых землетрясений.
"Мы предполагаем, что сейсмическая активность и выделение энергии способствует разряжению обстановки, а не нагнетанию. Поэтому я не могу сказать, что сейчас можно делать такой прогноз, что пройдет землетрясение и все там снесет. Этого мы не видим. Мы видим, что обстановка, скорее, нормальная", - сказал замдиректора Института физики Земли им. Шмидта РАН Евгений Рогожин.
Ученые надеются, что землетрясения прекратятся, и более мощное за ними не последует.
Что касается технологий для строительства, ряд которых заблокированы санкциями, то эксперты, равно как и выбранный подрядчик, считают, что мост возможно построить и без зарубежных контрактов.
"Не обязательно генподрядчик должен быть узким специалистом по мостам. Нужно воспользоваться опытом, имеющимся на российском рынке, и привлечь продвинутых специалистов необходимых специальностей", - считает Павел Поспелов.
Сложность проекта можно оценить и по тому факту, что на него не было много претендентов, а некоторые потенциальные подрядчики отказывались от работы.
Так группа компаний "Стройтрансгаз" в начале декабря отказалась от строительства моста. Глава компании Геннадий Тимченко объяснил это "репутационными рисками", косвенно подтвердив журналистам свое нежелание браться за проект.
В свою очередь председатель Совета директоров, президент ОАО "Сибмост" Альберт Кошкин рассказал, что его компания тоже решила не участвовать.
"Мы рассматривали данный проект, всесторонне изучали все исходные данные и технические параметры, после чего приняли решение отказаться от участия в нем", - сказал он.
Он пояснил, что речь идет не просто о большом мосте в традиционном понимании, а о некоем комплексе - транспортном переходе, который помимо названных выше сложностей включает вопросы, связанные с обеспечением судоходства.
"Это огромный комплексный проект и компания, которая за него возьмется, должна иметь опыт организации многокомпонентных проектов. Я думаю, что по этой же причине от данного проекта отказались другие участника рынка. Строительство этого объекта вряд ли принесет подрядчику большой доход, а вот рисков очень много", - считает Альберт Кошкин.
Аркадий Ротенберг со своей стороны уже заявил, что для него мост через Керченский пролив – это "заключительный проект", за который он взялся не ради заработка, а в качестве "вклада в развитие страны".
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"