Interfax-Russia.ru – Через Керченский пролив нужно построить автомобильный и железнодорожный мост, заявил президент РФ Владимир Путин. Оптимальный вариант проекта разработают к концу года.
Первые проекты строительства моста через Керченский пролив появлялись в начале XX века, а во время Великой Отечественной войны мост построили. Однако из-за некачественных материалов и спешки строителей зимой 1945 года лед, который нагнало в Керченский пролив ветром, разрушил мост. Мост решили не восстанавливать, а остатки его опор еще долго мешали судоходству.
Сейчас транспортный переход через Керченский пролив – это проект международного масштаба, который может стать одним из звеньев черноморского кольцевого транспортного коридора.
В XXI веке к идее строительства моста через пролив вернулись в 2007 году. Россия тогда заявила, что готова полностью профинансировать строительство. Но уже в 2008 году обсуждение проекта моста приостановили. Ряд экспертов объяснил это неурегулированным статусом Черного и Азовского морей. В 2009 году к дискуссиям о строительстве моста вернулись. В частности, Виктор Ющенко, который на тот момент был президентом Украины, заявил, что к проекту необходимо привлечь иностранных инвесторов, в том числе из Евросоюза и стран Азии.
В апреле 2010 года Дмитрий Медведев, будучи президентом РФ, на совместной пресс-конференции с президентом Украины Виктором Януковичем заявил, что было бы хорошо построить мост к Олимпиаде-2014 в Сочи.
"Неплохо бы к чемпионату по футболу (построить мост - ИФ), но понятно, что это нереально, тогда хотя бы к Сочинской Олимпиаде", - сказал Медведев.
При этом он заложил только на подготовку проекта не менее года. Янукович в свою очередь подчеркнул, что проект уже запущен.
Однако только в ноябре 2010 года стороны подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу строительства транспортного перехода. Участниками меморандума стали Минтранс РФ, министерство транспорта и связи Украины и Внешэкономбанк. Документ определял источник финансирования предпроектных работ и технико-экономическое обоснование по строительству перехода через Керченский пролив.
Посол РФ на Украине Михаил Зурабов после подписания меморандума подчеркнул, что данный проект достаточно сложный, и есть достаточно большое количество технических препятствий, которые необходимо преодолеть строителям и проектировщикам.
"Технических проблем довольно много, потому что место, где этот мост будет находиться, является проблемным как по грунтам, так и по ветру, и по ледоходу, поэтому сейчас и необходимы эти исследования", - сказал посол.
По итогам дальнейших переговоров проект моста планировалось подготовить к 2013 году, а на основании анализа местности и рельефа выбрать место для строительства. При этом финансировать проект власти двух государств планировали 50 на 50 с использованием бюджетных и частных средств. Однако дальше обсуждения финансирования проекта дело не пошло.
В очередной раз переговоры возобновили только в 2013 году. Предполагалось, что на этапе запуска проекта, в частности, разработки проектной документации, финансировать работы будет Внешэкономбанк России. Также заинтересованность в финансировании высказал и российский ВТБ.
При этом Зурабов отметил, что в рамках проекта изучается возможность проложить по мосту газопровод и электросети для удовлетворения потребностей Крымского полуострова.
"Если строится мостовой переход, то также можно запитать Крым газом и энергией (. . .) Это пойдет прямо по мосту", - сказал он агентству "Интерфакс-Украина" в октябре прошлого года.
Провести инженерно-геологические исследования и разработать технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта стороны договорились до конца 2014 года. На основании ТЭО планировалось просчитать потоки грузов и пассажиров и принять решение о типе транспортного перехода, который соединит берега Керченского пролива. Среди возможных вариантов были автомобильный мост, автострада с ж/д магистралью, все перечисленное и газопровод, а четвертый вариант включал все плюс прокладку высоковольтной электросети.
В министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) Украины оценили стоимость строительства транспортного перехода в 1,5-3 млрд долларов. По данным министерства, проект должен окупиться через 5-10 лет.
При этом, несмотря на обострение политической ситуации на Украине, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал в начале марта распоряжение правительства о создании ОАО "Транспортный переход через Керченский пролив" (дочерняя компания ГК "Автодор") - заказчика строительства транспортного коридора через пролив. Он отметил, что строить транспортный переход через Керченский залив необходимо вне зависимости от политической ситуации.
В министерстве транспорта РФ стоимость строительства моста через Керченский пролив оценили минимум в 50 млрд руб, а сроки проведения работ - в 3,5 года.
"Варианты, а их сегодня основных 4-5, строительства мостового перехода даже без железнодорожной составляющей предполагают существенные финансовые ресурсы, минимум 50 млрд рублей", - сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов, добавив, что прокладка железнодорожных путей по мосту увеличит эту цифру.
Он также отметил, что этот проект не менее сложный, чем мост на остров Русский через Босфорский пролив.
ОАО "Транспортный переход через Керченский пролив" в свою очередь уже 18 марта разместила на портале госзакупок запрос предложений на право проведения инженерных изысканий и разработки ТЭО по строительству моста. Начальная стоимость договора составила 384 млн 272 тыс. руб. Исполнитель будет определен уже 27 марта, представить результаты работ он должен до 1 октября.
"При расчете использовалась средняя рыночная стоимость работ (…), рассчитанная на основании данных, указанных в прилагаемых коммерческих предложениях", - говорится в документации.
При этом коммерческие предложения от ОАО "Институт Гипростроймост" (610 млн руб.), ЗАО "Институт Гипростроймост Санкт-Петербург" (291,6 млн руб.), ОАО "Трансмост" (415 млн руб.), ОАО "Союздорпроект" (360 млн руб.), НПО "Мостовик" (205 млн руб.), ОАО "ГипродорНИИ" (400,477 млн руб.) и ряда других компаний уже поступили.
По мнению заместителя министра транспорта РФ Сергея Аристова, вхождение Крыма в состав РФ позволит существенно сократить сроки строительства транспортного перехода и избежать продолжения длительных переговоров, которые шли более 10 лет. Теперь, по его словам, в проекте появятся четкий заказчик и инвестор.
"Это очень небольшое расстояние, которое соединяет наш порт Кавказ и порт Керчь. Три года у нас было заложено на строительство этого моста, так как был неясен источник финансирования и позиция сторон. Теперь, я думаю, что срок будет максимально уменьшен", - отметил Аристов.
Замминистра транспорта также добавил, что реализовывать проект нужно на основе государственно-частного партнерства.
"Ни один бюджет никогда не потянет (весь объем финансирования - ИФ)", - подчеркнул он.
Мнение Аристова поддержал бывший мэр Москвы Юрий Лужков, который также считает, что инвестиции в проект могут окупиться за десять лет, а сам мост сделает путь из Кавказского региона в европейские страны короче на 700-800 километров.
"Я убежден, что проект может быть не только политическим и гуманитарным, но и экономически выгодным, если будет реализован на условиях частно-государственного партнерства", - заявил Лужков "Интерфаксу".
Экс-градоначальник столицы также предложил ввести разумную плату за проезд по мосту, что позволит быстрее окупить инвестиции.
В свою очередь президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин заявил, что строительство перехода через пролив нужно вести вместе с развитием железнодорожных подходов к нему.
"Прежде всего, нам нужно будет обход Краснодарского края сделать. Такие планы есть в инвестиционной программе. Будем надеяться, что это будет осуществляться синхронно, потому что мост строить без расшивки подходов невозможно", - сказал он. Он также добавил, что движение по ж/д мосту будет как пассажирским, так и грузовым.
Между тем, результат изучения грунтов, рельефа, грузовых и пассажирских потоков станет известен только осенью, когда, по всей видимости, и примут окончательное решение о том, каким будет транспортный переход через Керченский пролив. Однако уже сейчас, опираясь на мнение официальных лиц РФ, можно предположить, что мост будем многофункциональным.
"Нам там нужен и автомобильный, и железнодорожный мост", - заявил президент РФ Владимир Путин на совещании с членами правительства.
А замминистра энергетики Крыма Андрей Скрынник ранее сообщал, что по мосту также будут проложены электрокабеля, водовод и газопровод.
Обозреватель Александра Галактионова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"