Made in Кавказ

Interfax-Russia.ru - Имидж и экономику Северо-Кавказского федерального округа должен поддержать бренд "Экологически чистая продукция Северного Кавказа".

Сохранившая первобытную чистоту природа и уникальная экология Северного Кавказа - конек, который местные власти решили использовать для развития региона. Помимо курортов Северного Кавказа, на развитие которых брошены сегодня основные силы, и к которым привлекают внимание зарубежных инвесторов, СКФО работает над созданием собственного бренда, под которым планирует поставлять воду и другую продукцию на Олимпийские игры 2014 года в Сочи.

О бренде "Экологически чистая продукция Северного Кавказа" начали говорить осенью 2010 года, сразу же после принятия стратегии развития Северного Кавказа до 2025 года. Авторы стратегии подчеркивали, что агропромышленный комплекс является важной частью развития экономики округа.

Сама идея создания бренда стала одним из пунктов плана по реализации стратегии, рассказала Interfax-Russia.ru пресс-секретарь представителя президента в СКФО Александра Хлопонина Наталья Платонова. По ее словам, разработкой предложений по созданию бренда должны были заниматься Минсельхоз и Минпром. "Они это поручение выполнили, проработали поле и передали правительству свои доклады. Процесс дальнейшего развития обязательно возобновится в ближайшее время", - сказала пресс-секретарь Хлопонина.

Совсем недавно, на заседании по вопросам местного самоуправления при полпреде в Пятигорске Александр Хлопонин сам вернулся к теме бренда для продукции, произведенной на территории субъектов округа.

"Сегодня стоит задача формирования бренда сельскохозяйственной продукции, который называется "Экологически чистая продукция Северного Кавказа". Здесь мы с вами очень серьезно отстаем на сегодняшний день. У нас уникальная земля и территория, которая может производить эту экологически чистую продукцию, начиная от мяса, заканчивая овощами, фруктами, зеленью", - сказал полпред СКФО.

Речь идет даже не о создании новых предприятий, а о формировании направленной маркетинговой стратегии, которая позволит продвигать продукцию Кавказа в других регионах России.

"Это задача открыть в каждом гипермаркете, супермаркете отдельное направление, где будет продаваться эта продукция. Мы этим занимаемся, Минсельхоз этим занимается", - добавил Александр Хлопонин. Он также отметил, что готов помочь местным компаниям, занимающимся переработкой продукции, зайти в сетевые магазины.

"Если мы построили серьезный завод перерабатывающий, я готов провести переговоры с сетями (сетевыми магазинами - ИФ), которые расположены в округе, и продвигать вашу продукцию. Только опять, те условия, которые они предлагают, насколько они вас устраивают. Здесь надо разобраться", - сказал вице-премьер, добавив, что компаниям "надо двигаться в Москву, продукция должна быть конкурентоспособна".

Продукты, произведенные на Северном Кавказе, могут попасть в руки и к зарубежным гостям. По мнению Александра Хлопонина, нужно активно заняться вопросом поставки региональной продукции на Олимпиаду в Сочи в 2014 году. "Олимпиада, которая будет проходить в Сочи, только в день потребует миллион бутылок минеральной воды. И мы не можем сейчас собрать с СКФО этот объем, потому что нам нужен гарантированный поставщик. Нужны и овощи, фрукты, другие наименования, которые надо будет поставить на Олимпиаду. Чем все закончится? Тем, что москвичи все у нас купят за копейки и под своим брендом через Москву все поставят на Олимпийские игры", - предположил полпред.

Поскольку до сочинской Олимпиады осталось совсем немного времени, СКФО торопится с организацией бренда. "Надо этим заниматься сейчас, создана комиссия, но мы уже опаздываем. Я держу руку на пульсе, такая задача поставлена, будем с вами работать. Главное, чтобы мы обеспечили объемы и качество", - заявил полпред на совещании по вопросам местного самоуправления.

Заниматься созданием и развитием марки "Экологически чистая продукция Северного Кавказа", отвечать за сертификацию продуктов будет отдельная компания. О создании новой или выборе существующей брендинговой компании Александр Хлопонин говорил еще в прошлом году.

"Наймем управляющую компанию, которая должна будет разработать помимо бренда базовые требования к качеству, составу, упаковке, хранению. Она же будет вести работу с сетевыми компаниями и магазинами по продвижению этого товара", - сказал Александр Хлопонин в интервью "Ведомостям".

Финансировать такую управляющую компанию, по словам Хлопонина, будет государство. Необходимо также будет выработать приемлемые условия для сетевых организаций, условия создания логистических центров по переработке, упаковке, хранению и транспортировке этой продукции.

Попасть на прилавки супермаркетов под единым кавказским госбрендом есть шанс к примеру, у мяса и яиц с частных ферм. "Причем такую продукцию можно будет собирать не только у крупных агрохолдингов, но и у частных фермеров и мелких хозяйств. Это, конечно, не в чистом виде агропромснаб, который существовал в советское время, но что-то в этом духе", - заявлял в прошлом году чиновник.

Сегодня не только Северный Кавказ, но и многие другие регионы России работают над созданием собственных брендов.

К примеру, Ростовская область решила поставить свою продукцию на прилавки столичных супрмаркетов под маркой "Сделано на Дону". А вот Нижний Новгород работает над своим имиджем в несколько других направлениях: он позиционирует себя как духовный центр, город производства военной техники и социально-ориентированный город.

Похожих примеров сегодня довольно много: поднимать статус городов и "светиться" при помощи брендинга - модная тенденция последних лет. Только вот с реализацией у всех выходит по-разному.

К слову, Северный Кавказ старается поднимать свой имидж в глазах россиян и другими способами. В частности, сейчас в Карачаево-Черкессии снимают фильм о красоте природы Кавказа. Фильм, весьма похожий на советскую "Кавказскую пленницу", создает не кто иной как Федор Бондарчук, а финансирует съемки госкорпорация "Курорты Северного Кавказа". У этого кинобрендинга другая задача - продвигать туризм на Северном Кавказе. Впрочем, этот аспект также входит в стратегию развития Северного Кавказа до 2015 года.

Что касается "экологически чистой продукции СКФО", пресс-секретарь Хлопонина Наталья Платонова предположила, что более активный толчок развитию этого направления даст новая госпрограмма по развитию Северного Кавказа, разработкой которой сегодня занимается министерство регионального развития РФ.

Она также отметила, что сегодня некоторые компании самостоятельно создают бренды, присваивая им имя Северного Кавказа. "Под их лейблом пиарятся различные производители, но это лишь самодеятельность", - сказала она, добавив, что в ближайшее время работа над проектом "Экологически чистая продукция Северного Кавказа" будет возобновлена.

Обозреватель Евгения Артемова