Ликвидация Амирхасана

Interfax-Russia.ru – В Дагестане в ходе спецоперации уничтожили четверых боевиков, в том числе лидера бандформирования республики Исрапила Валиджанова.

Боестолкновение между боевиками и правоохранителями произошло в ночь на 18 апреля в селе Ташкапур Левашинского района Дагестана. Около 23:30 сотрудники республиканских УФСБ и МВД попытались остановить для проверки два легковых автомобиля - "Лада Приора" и "Лада Калина". В ответ, как сообщает МВД Дагестана, неизвестные открыли из машин огонь по сотрудникам правоохранительным органов. Ответным огнем четверо преступников были убиты.

В ходе осмотра места происшествия правоохранители обнаружили и изъяли: два автомата Калашникова, пистолет ИЖ-79, гранату Ф-1, самодельную гранату - так называемую "хаттабку", а также гильзы и патроны различного калибра.

По данным Следственного комитета РФ, следственные органы республики возбудили по факту боестолкновения уголовное дело по ст. 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), ст. 223 (незаконное изготовление оружия) и ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа).

Как сообщил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах, один из четырех убитых в Левашинском районе Дагестана боевиков предварительно опознан как главарь бандподполья Исрапил Валиджанов. "По предварительным данным, убит Валиджанов и трое его ближайших сообщников. Официальная процедура опознания не завершена, но есть большая вероятность, что это он", - сказал собеседник агентства.

Позже в Национальном антитеррористическом комитете "Интерфаксу" подтвердили, что минувшей ночью в Дагестане действительно уничтожили главаря дагестанских бандитов Валиджанова по кличке Амирхасан.

Собеседник агентства также отметил, что уничтоженные бандиты причастны к убийствам и покушениям на жизнь гражданских лиц и сотрудников правоохранительных органов, а также к другим многочисленным преступлениям террористической направленности.

Валиджанов являлся так называемым амиром Дагестанского сектора имарата Кавказ и был организатором ряда терактов, в том числе теракта на военном полигоне в Буйнакске 5 сентября 2010 года, когда в результате подрыва автомобиля погибли пятеро военнослужащих. Он находился в федеральном розыске с 2006 года.

По информации НАК, Валиджанов в 1998 году проходил подготовку в Чечне в учебном центре Хаттаба "Кавказ". С 1999 года боевик был активным членом отряда наемника Абуджафара на территории Чечни, а также участвовал в вооруженном вторжении в Новолакский район Дагестана.

Вернувшись в 2003 году в Дагестан, Валиджанов вступил в банду Макашарипова, где был подрывником. "Валиджанов являлся организатором десятков преступлений террористической направленности, в результате которых погибли мирные граждане, представители органов исполнительной власти, священники и сотрудники правоохранительных органов", - рассказали в НАКе.

В 2006 году Валиджанов создал так называемую "юждаговскую" бандгруппу из местной молодежи. Бандиты занимались вымогательством денег у предпринимателей.

А в октябре 2010 года, по данным НАК, решением лидера северо-кавказского бандподполья Доку Умарова Валиджанов был назначен "первым лицом в бандитской иерархии Дагестана".

Самого Умарова силовикам ликвидировать пока не удалось. В конце марта вновь появились слухи о его гибели в ходе спецоперации в Ингушетии. Крупная спецоперация против группы боевиков в горно-лесистой местности Сунженского района Ингушетии прошла 28 марта. Тогда сообщалось, что среди боевиков мог находиться лидер северокавказского бандподполья. По официальным данным, в ходе спецоперации было уничтожено 17 боевиков, в том числе и идеолог бандформирований Абу-Супьян. Генетическая экспертиза убитых боевиков проводится в Москве.

На минувшей неделе в Ингушетии продолжились спецоперации против боевиков. 12 апреля источник в силовых структурах Северо-Кавказского федерального округа сообщил "Интерфаксу", что в Сунженском районе близ села Мужичи блокирована группа боевиков, среди которых могут находиться люди из ближайшего окружения Умарова, а, может быть, он сам.

Однако позже спецпредставитель президента РФ по вопросам международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом и транснациональной оргпреступностью Анатолий Сафонов в интервью телеканалу Russia Today сообщил, что "к сожалению, официальных подтверждений до сих пор нет".

"Насколько я знаю, не закончились и все необходимые медицинские экспертизы, и прочие процедуры, но по каким-то косвенным данным все-таки (Умаров) скорее жив", - заявил он.

О том, что гибель Умарова не подтверждается, 8 апреля "Интерфаксу" заявил и глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Тогда же и сайты северокавказских боевиков сообщили, что Умаров жив.

А по информации газеты "Коммерсант", главарь северокавказских боевиков лично опроверг информацию о своей гибели, дозвонившись до северокавказской редакции радио "Свобода". "У нас есть номер телефона, посредством которого мы общаемся с нашими слушателями со всего Северного Кавказа. В четверг мы как раз интересовались мнением наших слушателей по поводу сообщений об очередной ликвидации Умарова. В результате он сам нам и позвонил", - цитирует газета слова сотрудника радиостанции.

Как рассказал представитель радио, сначала в редакцию позвонил человек, который представился боевиком и попросил перезвонить ему. "Мы не смогли перезвонить, так как номер абонента не высветился. Но вскоре этот человек перезвонил и предложил поговорить с Умаровым", - рассказал газете журналист.

По его словам, Умаров "представился и заявил, что вопреки распространяемым слухам с ним ничего не случилось, что он жив, и якобы у него нет даже повода жаловаться на здоровье".

"Мы собирались ему задать несколько вопросов, да и он вроде был не против продолжения беседы, но связь неожиданно прервалась на третьей минуте разговора. Мне приходилось и раньше по телефону говорить с Умаровым - это, без сомнений, был он", - рассказал представитель "Свободы".

Между тем, как считает глава Чеченской республики Рамзан Кадыров, серьезных признаков того, что Умаров жив, нет. "С момента авиаудара по этой местности (Сунженский район Ингушетии - ИФ) никаких серьезных признаков, свидетельствующих о том, что Умаров жив, нет", - заявил журналистам глава Чечни.

По его словам, "разговоры, что он куда-то позвонил, не следует воспринимать всерьез, потому что голос могли подделать".

"Мы знаем, что с Умаровым всегда рядом находился Абдуллаев (Супьян Абдуллаев убит при обстреле - ИФ), являющийся главным идеологом боевиков на Северном Кавказе. Об этом свидетельствуют оперативные данные, которые поступали в течение длительного времени. То есть там, где Умаров, там же и Абдуллаев. Есть и другие люди из его близкого окружения", - сказал глава Чечни.

Вместе с тем, как заявил Кадыров, если будет юридически доказано, что Умаров остался в живых, "это дает все основания надеяться на то, что он будет взят живым и предстанет перед судом".

"Мы этого очень хотели бы, так как за ним большой шлейф преступлений, - сказал глава Чечни. - Это привело бы к раскрытию многих тяжких преступлений".

По словам Кадырова, "люди, чьи родственники погибли, получили бы большее удовольствие от того, что он на скамье подсудимых, чем от того, что его где-то настигли и уничтожили".

В то же время глава Чечни заявил, что поскольку пока юридически не доказано, что среди останков боевиков Умарова нет, "его поиски в Чеченской республике не прекращали ни на одну минуту".

Кстати, по данным МВД, в Северо-Кавказском федеральном округе за три месяца текущего года было проведено более 400 спецопераций, в ходе которых силовики ликвидировали около 100 членов незаконных вооруженных формирований. На территории округа с начала года было задержано 122 боевика и их пособников, в том числе три лидера бандформирований, 11 участников НВФ сдались добровольно и им оформили явку с повинной.

Между тем в Центре политической конъюнктуры России считают, что сам по себе факт ликвидации лидеров незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе не означает, что уменьшится число терактов на Кавказе и за его пределами.

Эксперты обращают внимание на то, что в настоящее время террористическое подполье не имеет единого "командного центра", а напротив, разобщено и действует усилиями отдельных мобильных групп, точное число которых в масштабе СКФО силовикам, скорее всего, не известно. А на смену ликвидированным боевикам приходят их заместители.

По мнению специалистов, сохранению экстремистской угрозы, в первую очередь, способствуют социально-экономические факторы. Так, считают в Центре политической конъюнктуры, из пяти антитеррористических задач, озвученных президентом РФ Дмитрием Медведевым год назад, наиболее актуальны до сих пор содействие в возвращении к мирной жизни боевиков, развитие экономики регионов Кавказа и укрепление авторитета традиционного для региона "умеренного" ислама.

Обозреватель Анастасия Николаева