Lada кавказской сборки

Interfax-Russia.ru – ООО "Чеченавто" приступает к выпуску Lada Granta. В 2016 году при соответствующей финансовой поддержке извне на предприятии могут начать производство Lada Vesta.

ОАО "АвтоВАЗ" объявило, что одно из автосборочных предприятий - завод "Чеченавто" с ноября этого года начнет собирать Lada Granta. Не исключено, что там же будут делать и новую модель Lada Vesta, но это пока лишь планы – автоконцерн не готов финансировать локальное производство Vesta в Чечне.

ООО "Чеченавто" образовано в 2008 году на базе завода "Пищемаш" в Аргуне. Изначально предприятие занималось конвейерной сборкой "ВАЗ-2107", а с 2012 года начало выпускать Lada Priora.

Недавно в дилерском центре Lada в Аргуне прошла презентация новой модели Lada Vesta. На ней присутствовали не только первые лица республики, но и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов и глава "АвтоВАЗа" Бу Андерссон.

После встречи в Аргуне в "АвтоВАЗе" сообщили, что с 1 ноября 2015 года "Чеченавто" начнет собирать автомобиль Lada Granta. До конца 2015 года в Чечне будет выпущено 600 седанов, производство еще до 6600 автомобилей запланировано на 2016 год.

Представители автоконцерна также обсудили с властями республики вопрос о локальном производстве Lada Vesta, которое можно начать уже через год при условии федеральной и региональной инвестиционной поддержки.

Для того, чтобы наладить выпуск Vesta в Чечне, потребуется 14 млрд рублей, приводит "Коммерсант" данные со ссылкой на Бу Андерссона. Вкладывать собственные средства в запуск производства "АвтоВАЗ" не намерен, но рассчитывает на помощь из федерального или муниципального бюджетов.

По словам главы АвтоВАЗа, теоретически выпуск Lada Vesta на мощностях чеченского завода может начаться через год, но само решение "целиком зависит от наличия финансирования". Предположительно, запуск сборки новой модели даст региону 500 новых рабочих мест.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что видит у производства Lada очень хорошие перспективы в регионе. "В ближайшие годы "АвтоВАЗ" сможет удвоить здесь свое производство", - заявил он.

Между тем, глава Чечни Рамзан Кадыров прокатился на новой модели российского автопрома и заявил, что Vesta, по его мнению, составит на рынке конкуренцию иномаркам и будет пользоваться спросом в России.

"Очень хорошая машина, это стало понятно сразу, хотя я не за рулем был, а сидел рядом с министром промышленности и торговли России. Я уверен, что на сегодняшний день этот российский автомобиль составит конкуренцию иномаркам в России",- сказал Рамзан Кадыров.

По его мнению, россиянам пора постепенно пересаживаться на российские автомобили. "Кстати, один наш бизнесмен уже изъявил желание приобрести 100 моделей Lada Vesta", - сообщил глава республики.

В руководстве "Чеченавто" сообщили, что согласно договору между компанией и "АвтоВАЗом" разрешен выпуск любой модели Lada. Известно, что в этом году республиканское предприятие перестанет выпускать модель Lada Priora.

"Сегодня в Чечне 165 тыс. автомобилей, из них 109 тыс. – это Lada. В этом году за первые 8 месяцев мы продали 3600 автомобилей. И это доля рынка 49%. Год назад здесь ничего не было, а в конце октября мы начинаем здесь выпуск Granta, а в 2016 году мы начнем здесь производство Vesta", - сообщил во время презентации в Аргуне Бу Андерссон.

По данным специализированного аналитического агентства "Автостат", максимальный объем производства автомобилей на "Чеченавто" за последние 6 лет был зафиксирован в 2012 году, когда было выпущено немногим более тысячи автомобилей. Поэтому пока заявленные на 2016 год 6600 автомобилей Granta на взгляд аналитиков агентства выглядят очень амбициозно.

"Да, потенциал у "Чеченавто" есть, но пока он не используется. К примеру, если взять статистику производства за прошлый год, то всего было выпущено лишь 80 седанов Lada Priora, что на 90% меньше, чем в 2013 году", – сообщил Interfax-Russia.ru ведущий аналитик "Автостата" Азат Тимерханов.

По его мнению, не исключено, что власти обратят внимание на предложение по локальному выпуску Vesta и помогут организовать еще одно производство, ведь к развитию субъектов СКФО государство относится довольно серьезно.

Привязанность жителей Северного Кавказа к российским автомобилям очевидна, но оотношение между отечественными и иностранными брендами в СКФО сегодня составляет примерно 50 на 50, отмечают в "Автостате".

Рынок Северного Кавказа не относится к лидерам по продажам машин. Летом 2015 года агентство провело исследование российского рынка новых автомобилей в России и выяснило топ-10 городов по продажам новых машин. В него не вошел ни один из городов СКФО, а на первых местах расположились Ростов-на-Дону, Москва и Воронеж.

Чаще всего жители Северного Кавказа покупают автомобили в автоцентрах Ставрополья, преимущественно в Минводах, Ставрополе. В крае представлено много автоцентров и более широкий выбор.

В прошлом году три региона СКФО – Карачаево-Черкесия, Ставропольский край и Чечня – планировали объединить свои автосборочные предприятия и создать автокластер, а под него – особую экономическую зону.

Инициативу в создании ОЭЗ проявили власти Чечни. Помимо "Чеченавто", в кластер должно было войти создаваемое в регионе предприятие ООО "Юг-Авто". Предполагалось, что оно станет основным резидентом зоны и расположится также в Аргуне на площади в 200 гектаров. Возможным инвестором должен был стать ООО "Дервейс" (Derways), уже имеющее производство в КЧР.

В Карачаево-Черкесии автозавод Derways работает по полному циклу, включая сварку, окраску, сборку и инструментальный контроль. Компания начала производственную деятельность в 2004 году. Основными партнерами являются китайские компании Lifan, Geely, Chery, Brilliance, Jac, Hawtai, с которыми заключены долгосрочные соглашения.

В Ставропольском крае предполагалось начать строительство завода "Ставрополь Авто" с начальными инвестициями около 6 млрд рублей. Однако сейчас этот проект находится в стадии заморозки.

Между тем, экономическая ситуация заставила пересмотреть россиян планы на обновление личного автопарка. За 9 месяцев 2015 года продажи новых легковых автомобилей Lada в СКФО упали на 21% - в регионах округа купили 18 тыс. машин. В целом по России продажи Lada снизились на 30% - 177 тыс. автомобилей. Впрочем, это отчасти связано с тем, что в сентябре 2014 года начался новый "виток" программы утилизации.

Если говорить об отдельно взятой модели Lada Granta, то ее продажи в сентябре упали почти вдвое по сравнению с сентябрем 2014 года, до 8,597 тыс. Второе место по итогам месяца заняла Lada Largus - в сентябре ее продажи снизились на 6,2% по сравнению с сентябрем 2014 года, до 3,992 тыс., за 9 месяцев падение составило 37,35%, до 29,777 тыс.

На третьем месте оказалась Lada 4х4 - ее реализация в сентябре сократилась на 41% по сравнению с сентябрем 2014 года, до 3,176 тыс., за 9 месяцев снижение составило 6,5%, до 27,470 тыс.

Далее следует Lada Kalina, продажи которой в сентябре упали в 2,1 раза по сравнению с сентябрем 2014 года, до 2,658 тыс., за 9 месяцев снижение составило 1,7 раза, до 29,104 тыс. Продажи Lada Priora, которой предрекают скорый уход, в сентябре сократились на 30,3% по сравнению с сентябрем 2014 года, до 2,480 тыс., за 9 месяцев снижение составило 39,4%, до 21,333 тыс.

При этом, по мнению аналитика "ВТБ Капитал" Владимира Беспалова, "АвтоВАЗ" способен показать результат лучше, чем такое снижение продаж. Он отметил "Интерфаксу", что у Lada "ситуация такая же, как в целом по рынку".

"Падение у них больше, но у них и эффект в сентябре 2014 года был более существенным, так как компания больше всего выиграла от запуска программы утилизации. Поэтому сказать, что есть какое-то изменение тренда в продажах Lada, нельзя. Я думаю, что в октябре картина будет похожая очень - будут влиять все те же факторы ", - прогнозирует он.

Обозреватель Евгения Артемова