Interfax-Russia.ru - В результате очередной вылазки боевиков в Дагестане погибло 11 человек.
Так сложилось, что название тихого дагестанского городка Буйнакска, расположенного в 40 километрах от Махачкалы и насчитывающего всего 65 тысяч жителей, накрепко связано в сознании россиян, и не только россиян, с трагическими событиями. Впервые Буйнакск прогремел на весь мир после жуткого землетрясения 14 мая 1970 года, которое разрушило город почти полностью. Прошло почти 20 лет, и Буйнакск снова постигла страшная беда: 4 сентября 1999 года у пятиэтажного жилого дома по улице Леваневского, в котором проживали семьи военнослужащих 136-й мотострелковой бригады Минобороны России, был взорван автомобиль ГАЗ-52, наполненный тремя тоннами аммиачной селитры и алюминиевого порошка. Погибло 64 человека, из них 23 - дети, 146 человек были ранены.
И вот спустя еще десять лет мир узнал о новом чудовищном преступлении с массовыми жертвами. Если первая трагедия связана с бездушной стихией, второй удар боевики направляли против "неверных" - представителей федеральных силовиков, то на этот раз жертвами стали соотечественники бандитов, мирные жители.
Это случилось поздним вечером 13 августа на выезде из Буйнакска в сторону селения Манас-Аул. Надо заметить, что Буйнакский район - не самое спокойное место в Дагестане. По данным правоохранительных органов, эту территорию считает своей вотчиной боевая религиозно-экстремистская организация "Губденский джамаат". В Буйнакском районе действуют, в частности, диверсионно-террористическая группа под предводительством амира Магомедали Вагабова, а также банда Шамиля Магомедова - "Куппа" Шамиля. Третья крупная группировка, гремевшая на весь Дагестан, - отряд Абдугапура Закарьяева, была успешно уничтожена при помощи авиации, артиллерии и спецназа в марте этого года на территории Карабухентского района Дагестана. Совсем недавно, в середине июля, спецподразделениям в ходе боевой операции удалось обезвредить бандгруппу, которая подозревалась в причастности к совершению многих нападений, в том числе и в Буйнакском районе. В числе убитых боевиков был опознан Магомедмурад Османов - "правая рука" Вагабова.
Успешные действия правоохранителей несколько снизили напряженность в Буйнакске и окрестностях. Ничего не предвещало беды и в этот вечер. Когда к перекрестку на окраине города, где находится Манас-аульский контрольно-заградительный пост, примерно в 20.30 подъехала неброская "Газель", двое сотрудников милиции находились в припаркованной "Волге", а двое мирно беседовали неподалеку. Шквальный огонь из микроавтобуса оказался для них полной неожиданностью. Никто из милиционеров даже не успел оказать сопротивления. В считанные секунды "Волга" была буквально изрешечена пулями, у сотрудников поста не было ни малейшего шанса выжить.
По версии следствия, бандгруппа состояла из 13-15 человек. Перед контрольно-заградительным постом они разделились. Часть осталась в машине и участвовала в расстреле милиционеров, остальные тем временем направились к расположенной буквально в ста метрах сауне "Олимп". Это - небольшое заведение по улице Ломоносова, 186 с комнатой отдыха на 10 человек, биллиардной, спортивным и детским бассейнами, SPA-ванной, русской парной баней, финской сауной и турецким хаммамом. Если верить рекламе, заведение предназначено для семейного и корпоративного отдыха. Поскольку сауна работает до 22.00, в ней, возможно, находились посетители (об этом не упоминается в интересах следствия). Однако не они интересовали бандитов. Ворвавшись в "Олимп", люди в камуфляже принялись расстреливать из автоматического оружия девушек - сотрудниц сауны. Одна из них пыталась бежать, выскочила на улицу, но боевики догнали ее и застрелили в упор.
Затем обе группы объединились и на "Газели" скрылись в лесном массиве в направлении детского лагеря отдыха "Орленок", захватив автоматы, принадлежавшие убитым сотрудникам милиции.
Десять жертв зверского нападения скончались на месте. Одна из сотрудниц сауны с множественными огнестрельными ранениями была доставлена в городскую больницу, но скончалась там, не приходя в сознание.
После получения информации о нападении немедленно был объявлен план "Вулкан-5", блокированы все выезды из города, подняты по тревоге сотрудники районного и городского отделов внутренних дел Буйнакска.
"Поисковые группы милиционеров совместно с прибывшими к месту происшествия подразделениями ВВ МВД РФ, других силовых структур, ведут поиск бандитов: прочесывают местность, опрашивают местных жителей, поскольку бандиты могли скрыться в лесном массиве, неподалеку от которого находятся несколько сел", - сообщили в оперативном штабе, созданном для координации действий силовых структур. В штабе также добавили, что боевики хорошо вооружены и готовы в любой момент оказать вооруженное сопротивление, поэтому перед милиционерами поставлена задача полной ликвидации бандгруппы.
Впрочем, до боестолкновения не дошло: преступники смогли ускользнуть. Правда, около оздоровительного лагеря "Данко" преследователи обнаружили брошенную "Газель" и ее водителя - 49-летнего жителя Буйнакска, которого бандиты оставили в живых. По его словам, преступники, угрожая оружием, завладели его маршрутным такси еще в полдень 13 августа, затем отогнали машину в лес и позднее использовали для нападения на пост милиции и сауну.
К сожалению, как это часто бывает, сразу же после преступления о нем стала поступать самая противоречивая информация. Сначала сообщили о двух убитых, чуть позже - о четырех, вскоре число жертв дошло до семи и т.д. Почему нельзя было назвать истинное количество жертв сразу, неясно. Далее создание обстановки секретности продолжалось. Так, официальный представитель следственного комитета прокуратуры РФ Владимир Маркин утром в пятницу объявил: "В результате проведенных следственно-оперативных мероприятий установлены личности двоих из нападавших. В интересах следствия данные о них пока не разглашаются".
Но почти одновременно те же силовики озвучили сведения о том, что водитель "маршрутки" опознал среди нападавших жителя города Наби Мигитдинова, который называет себя "эмиром" боевиков, действующих на территории Буйнакского района. Мигитдинов давно уже находится в федеральном розыске по обвинению в убийствах и незаконном обороте оружия. К силовикам у этого бандита есть и личные счеты: 17 июля его сын Эльдар Мигитдинов, такой же религиозный фанатик, как и отец, напал на имама одной из городских мечетей и был застрелен сотрудниками милиции. Возможно, нынешнее ночное преступление является в том числе и актом мести.
Вскоре было объявлено имя еще одного участника преступления - Магомед Гаджимагомедов. Если речь не идет об ошибке, то совпадение кощунственное: в сентябре 2004 года неизвестные расстреляли начальника криминальной милиции горотдела внутренних дел Буйнакска, 48-летнего подполковника милиции Магомеда Гаджимагомедова…
Возникает вопрос: стоило ли нагнетать атмосферу таинственности вокруг личностей опознанных преступников, чтобы тут же ее и развеять? Непонятно, чем могло бы повредить следствию обнародование имен боевиков, которые уже находятся в федеральном розыске.
Так или иначе, по факту убийства 11 человек в Буйнакском районе Дагестана в следственном управлении СКП РФ по Дагестану уже возбуждено дело по шести статьям УК РФ: части второй, пункты "а", "е", "ж" статьи 105 (убийство двух и более лиц общеопасным способом, совершенное организованной группой), статье 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровь), части четвертой статьи 166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения), части второй статьи 222 (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия), части третьей статьи 226 (хищение оружия, боеприпасов), статье 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа).
Владимир Маркин заявил, что руководством СКП РФ принято решение о передаче уголовного дела для дальнейшего расследования в производство главного следственного управления по Южному федеральному округу. Для оказания практической помощи в расследовании в Буйнакск вылетела группа криминалистов центрального аппарата СКП РФ.
Особую тревогу вызывает то, что преступление в Буйнакске - лишь одно из цепи вызывающих преступлений, которые постоянно совершаются боевиками-экстремистами на территории Дагестана. Тогда же, в четверг, в Махачкале неизвестные обстреляли УАЗ кинологической службы милиции. К счастью, обошлось без жертв.
Затем около 17:00 неизвестный обстрелял пост ДПС "Терек-10" на южном выезде из Махачкалы. Один сотрудник ГИБДД получил ранение в ногу. Позже, около 19:00, на улице Ярагского преступник ранил выстрелом в живот бойца республиканского ОМОНа. "Возможно, нападения совершил один и тот же преступник. Предполагается, что он использует оружие, оснащенное снайперским прицелом и глушителем", - сообщили в республиканском МВД.
Вечером того же дня на 2292-м километре махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги, на участке Ростов-Баку, было обнаружено взрывное устройство из 12-литрового оцинкованного ведра, наполненного взрывчатой смесью, и выведенными из него проводами. Разминировать устройство удалось лишь на следующий день.
Не оставались в долгу и силовики: в ночь на пятницу трое боевиков были уничтожены близ селения Сабнава Дербентского района. Сотрудники правоохранительных органов попытались остановить автомобиль ВАЗ для проверки документов, в ответ из машины по ним был открыт огонь. В перестрелке троих бандитов удалось убить, автомобиль сгорел. Позже выяснилось, что один из погибших так называемый "амир дербентского джамаата", 39-летний житель Дербента Физули Газаров, двое других - его подельники.
Всего же, по некоторым данным, в Дагестане за прошедшие полгода, не считая нападений 13 августа, погибли не менее 30 и были ранены не менее 41 сотрудника правоохранительных органов и военнослужащих. Как минимум 26 раз в республике совершались нападения, обстрелы и устраивались взрывы с целью покушения на жизнь сотрудников милиции и других силовых ведомств.
И напряженность постоянно нарастает. Как заявил министр внутренних дел Дагестана Али Магомедов, опасная ситуация в Дагестане подогревается из-за границы. Вполне возможно - и даже наверняка. Причем не только в Дагестане, но и в целом на Северном Кавказе. Достаточно обратить внимание на то, что в четверг тревожные вести пришли и из Чечни. Там в полдень пятеро бойцов внутренних войск МВД РФ были ранены в перестрелке с боевиками на территории Урус-Мартановского района, а в 21.30 в поселке Керла-Юрт Грозненского района при штурме дома, где засели двое боевиков, погибли четыре сотрудника чеченской милиции, а еще четверо были госпитализированы с ранениями.
Таким образом, очевидно, что бандитское подполье, экстремисты и террористы не только активизируют деятельность на Кавказе, но и резко повысили свою боевую подготовку. Многие наблюдатели в связи с этим высказывают мысль о том, что заявления ряда политиков о стабилизации обстановки в этом регионе были преждевременными и не отвечают нынешним реалиям. То же самое эксперты говорят и об отмене режима контртеррористической операции. В апреле кое-кто ее воспринял чуть ли не как национальный праздник. Между тем, время показало, что возражения ряда специалистов Национального антитеррористического комитета имели под собой веские основания, и выводить федеральные силы из кавказских республик, наверное, все-таки рано.
Председатель Государственной Думы Борис Грызлов в ответ на вылазку боевиков в Дагестане заявил, что государство будет вести с террористами беспощадную войну. "Те, кто убивает людей, должны понимать, что рано или поздно они ответят за свои злодеяния. И снисхождения здесь не будет", - сказал Грызлов журналистам в пятницу.
Хотелось бы все-таки, чтобы не оказалось слишком поздно…
Обозреватель Александр Сидоров