Interfax-Russia.ru – Очередной двойной взрыв прогремел на этот раз в ингушском Карабулаке.
Кавказские террористы пробуждаются от зимней спячки. Как уже не раз предупреждали многие эксперты и аналитики, с приходом весны активность экстремистов Северного Кавказа резко обострится. Увы, ожидания эти оказались небеспочвенными. Причем агрессивность новой волны терактов превосходит все ожидания.
Еще не успело затихнуть эхо взрывов 29 марта в Москве, когда две террористки-смертницы подорвали себя на станциях метро "Лубянка" и "Парк культуры" (по последним данным, 40 человек погибло, более 80 госпитализировано), как 31 марта два смертника произвели взрывы в дагестанском Кизляре. Первый самоубийца сидел за рулем "Нивы" и, когда наряд ДПС попытался остановить автомобиль для осмотра, привел в действие "адскую машину" мощностью 200 кг тротила. Когда на место преступления прибыла оперативная группа и зеваки, второй террорист, одетый в милицейскую форму, ворвался в центр толпы и привел в действие "пояс шахида". В результате взрывов погибло 12 человек, 9 из которых являлись работниками милиции. Ранения и травмы различной степени тяжести получили 37 человек.
И вот – первый теракт апреля. И снова – два взрыва, на этот раз в ингушском городе Карабулак. Карабулак в переводе с тюркского означает "черный ручей". Сами ингуши называют этот город ИльдаргIал (одна из букв не имеет аналога в русском алфавите). Когда-то многонациональный, выросший из небольшого рабочего поселка, Карабулак в результате постперестроечного обострения экстремизма на Кавказе сегодня превратился фактически в моноэтнический город, откуда в период разжигания ненависти к "инородцам" вынуждены были бежать русские, украинцы и представители многих других некоренных национальностей. К сожалению, название этого города на слуху именно из-за отвратительных преступлений национал-экстремистов. В августе 2007 года здесь была совершена зверская расправа над семьей русской учительницы Веры Драганчук: бандиты убили ее мужа Анатолия и двух сыновей- 23-летнего Михаила и 19-летнего Дениса. Затем в октябре среди бела дня на глазах десятков прохожих неизвестные расстреляли трех членов русской семьи Кортиковых и их соседку Татьяну Немову, тоже русскую по национальности. Ранее бандиты совершили целую серию нападений на семьи местных жителей "некоренных национальностей" - русских, корейцев, цыган.
Не случайно, что этот четвертый по населению город Ингушетии (35,8 тыс. человек) был выбран объектом очередной кровавой драмы. Есть некоторые основания предполагать, что теракт задумывался не менее масштабным, нежели в Кизляре. Как сообщают источники в правоохранительных органах Ингушетии, на 5 апреля в республике был запланирован масштабный рейд ГИБДД с целью массовых и тщательных проверок автотранспорта на дорогах. В частности, в Карабулаке на территории городского управления внутренних дел в утреннем разводе участвовало 50 дорожных инспекторов и значительное количество местных милиционеров.
Как сообщает сайт следственного комитета при прокуратуре РФ, именно во время развода, примерно в 8 часов 20 минут мск, на улице Промысловой в момент, когда на территорию городского отдела внутренних дел въезжал легковой автомобиль с сотрудниками милиции, неизвестный мужчина привел в действие взрывное устройство неустановленного образца, начиненное поражающими элементами. По некоторым данным, смертник как раз пытался проникнуть на территорию ГОВД следом за автомобилем, однако его остановили милиционеры - Руслан Нальдиев и Адам Костоев, охранявшие вход в здание. Бдительные сотрудники потребовали у мужчины предъявить документы. Пока подробности неизвестны, но есть вероятность того, что смертник мог быть одет в милицейскую форму. Поняв, что проникнуть во двор ГОВД ему не удастся, "шахид" привел в действие взрывное устройство, начиненное поражающими элементами. Террорист погиб на месте, оба милиционера, по информации СКП РФ, скончались в больнице. Ранения, не представляющие опасности для жизни и здоровья, получили четыре сотрудника милиции. По сведениям из других источников, один сотрудник милиции, Муса Оздоев, находится в тяжелом состоянии.
Как заявил агентству "Интерфакс-Юг" прокурор республики Юрий Турыгин, в настоящее время проводятся мероприятия по установлению личности террориста-смертника.
"Нам известно, что это был мужчина в возрасте до 30 лет", - сообщил прокурор.
Но этим дело не завершилось. Буквально через полчаса после ЧП рядом с карабулакским ГОВД сработало второе взрывное устройство, которое находилось в автомобиле ВАЗ-21112, припаркованном напротив здания отдела внутренних дел. По другим сведениям, речь идет о машине "Лада-Приора" серебристого цвета.
"По оценке взрывотехников, мощность первого взрыва, произошедшего с использованием террориста-смертника, составила около 4 кг в тротиловом эквиваленте, а мощность второго взрывного устройства, сработавшего в его автомашине у стоянки ГОВД, оценивается более чем в 40 кг в тротиловом эквиваленте", - сообщили агентству "Интерфакс-Юг" в МВД Ингушетии. По предварительным данным СКП РФ, мощность взрывных устройств составила до 3 и 50 килограммов в тротиловом эквиваленте соответственно.
К счастью, некоторые сотрудники милиции обратили внимание на то, что именно в этом автомобиле приехал смертник. Поэтому прибывшая оперативная группа оцепила место происшествия, но не стала проводить следственные мероприятия непосредственно рядом с эпицентром первого взрыва. Следователи предположили, что, как и в случае с Кизляром, первый взрыв может послужить своеобразной "приманкой": если не получится взорвать участников развода, то, во всяком случае, удастся уничтожить опергруппу и высокое начальство, которые прибудут на место взрыва у входа в ГОВД. Потому и заряд предусмотрели повесомее.
И предосторожность следователей оказалась не напрасной. Буквально через полчаса после первого взрыва на оцепленном месте прогремел и второй. В результате ранения, не представляющие опасности для жизни и здоровья, получили и.о. прокурора Карабулака, семь милиционеров и один местный житель. Как пояснили "Интерфаксу" в МВД РФ, второе взрывное устройство было приведено в действие при помощи таймера. Между тем некоторые источники сообщили, что взрыв произведен при помощи дистанционного управления. Однако это утверждение, скорее всего, неверно. Террористам не было смысла использовать дистанционное устройство "вхолостую". Они привели бы его в действие тогда, когда машину стали бы осматривать оперативники – бандитам нужны жертвы.
Скорее всего, "адскую машину" с таймером установил в своем автомобиле сам смертник. Поэтому некоторое сомнение вызывают неподтвержденные сведения о том, что рядом со зданием карабулакского ГОВД найдено еще несколько взрывных устройств. В то же время место преступления действительно находится в плотном кольце охранения – на тот случай, если организаторы теракта планировали использование второго "шахида", который должен взорвать себя, вклинившись в группу прибывших для расследования первого взрыва.
В настоящий момент на месте происшествия работает оперативно-следственная группа следственного управления СКП РФ по Ингушетии и другие правоохранительные органы. Их действия координирует прокурор республики Юрий Турыгин. Милиция Карабулака переведена на усиленный режим работы. Сотрудники органов правопорядка досматривают все автомобили на въездах и выездах в город.
По фактам взрывов Карабулакский городской следственный отдел следственного управления СКП по Ингушетии возбудил уголовное дело по ст. 205 УК РФ (террористический акт), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 295 УК РФ (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ч.2 ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение имущества путем взрыва либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия), ч.2 ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершенный группой лиц по предварительному сговору).
Расследование уголовного дела по факту взрывов в Карабулаке взяла на контроль Генеральная прокуратура РФ. Об этом говорится в сообщении, размещенном в понедельник на сайте ведомства.
Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров распорядился оказать материальную помощь семьям погибших и пострадавших в результате двух взрывов у здания ГОВД Карабулака.
"Глава республики выразил соболезнования родным и близким погибших, а также распорядился оказать материальную помощь семьям погибших - по 200 тыс. рублей, семьям раненых - по 50 тысяч рублей", - сообщил агентству "Интерфакс-Юг" представитель пресс-службы президента Ингушетии.
"Благодаря мужеству и героизму сотрудников ГОВД Карабулака, а также слаженным и профессиональным действиям МВД и УФСБ республики были предотвращены многочисленные человеческие жертвы", - отметил собеседник агентства.
Взрывы в Карабулаке могли стать еще одним звеном в цепи терактов, осуществленных ранее в Москве и Дагестане, сообщил "Интерфаксу" информированный источник в силовых структурах РФ.
"Мы, безусловно, изучаем возможную взаимосвязь взрывов в Карабулаке, произошедших в понедельник, и терактов в Москве и Дагестане, осуществленных ранее", - отметил собеседник агентства.
Вместе с тем, считает он, у последних терактов есть и серьезные различия.
Он пояснил, что взрывы в московском метро были направлены против гражданских лиц, а в Кизляре и Карабулаке целью террористов стали сотрудники правоохранительных органов.
"В то же время окончательные выводы можно будет сделать лишь после тщательного изучения всех обстоятельств последних терактов", - отметил источник "Интерфакса".
"Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы обнаружить прямую связь всех трех терактов между собой, - сообщил Interfax-Russia.ru военный эксперт Владимир Кобякин. – И вопрос вовсе не в том, был ли у взрывов в Москве, Кизляре и Карабулаке единый конкретный "технический координатор". У них – безусловно единый организатор, единый идейный вдохновитель. Надо ясно осознавать, что сегодня мы имеем дело совершенно с другим явлением, нежели, скажем, "борьба за независимость" и месть за погибших родственников со стороны чеченских боевиков. Те времена уже фактически уходят в прошлое. Сейчас Россия противостоит вовсе не местечковым "борцам за свободу". Она противостоит глобальному исламскому экстремизму".
Эксперт подчеркнул: руководство террористическими вылазками осуществляется из единого центра – "Имарата Кавказ". "Духовные отцы" этого движения поставили своей задачей не просто полное освобождение "из-под гнета России", но и создание Кавказского Эмирата в жестких традициях самых радикальных ветвей ислама. Причем главным для идеологов создания нового эмирата является именно агрессия в отношении "неверных", распространение "чистого ислама" путем физического уничтожения всех тех, кто этому противостоит. По убеждению эксперта, подобная идеология привнесена на Северный Кавказ из-за рубежа.
"Это же очевидно, - говорит Кобякин. – За долгие годы существования в рамках Российской империи и в рамках СССР мусульманство на Северном Кавказе приняло достаточно толерантные, мягкие формы. Поэтому знаменем экстремизма необходимо сделать не "местный", а именно привнесенный извне, нетрадиционный, непривычный ислам. В качестве такового и выступает ваххабизм. Само по себе учение спорное и неоднозначное, оно когда-то послужило для некоторого объединения мусульман на почве борьбы с многобожием. Хотя в то же время внесло раскол в исламский мир излишне жесткими требованиями и отрицанием ряда привычных мусульманских культов. Сейчас под видом ваххабизма на Кавказ импортируют откровенный бандитизм и кровавый шовинизм. Уже не гнушаются даже пропагандой такфиризма – учения, разрешающего мусульманину нарушать традиционные запреты. Такфириту можно не молиться, пить, курить и т.д. – все спишется, если ты будешь убивать как можно больше неверных".
Свою обеспокоенность развитием ситуации высказал и ростовский политолог Сергей Резник.
"Очевидно, что сегодня центр экстремистского движения смещается в Дагестан, - отметил Резник в беседе с обозревателем Interfax-Russia.ru. – Дагестанский след явно виден в Москве, с Кизляром вообще все очевидно. Но и в Ингушетии взорван автомобиль с номерным знаком Е 006 ТО 05. То есть дагестанский номер, хотя сама машина, судя по информации из ряда источников, угнана из украинского Донецка. Видимо, "партизанам" "Имарата" стало очень неуютно в Чечне и Ингушетии, теперь надо раскачать республику, которая долгое время отличалась определенной стабильностью и даже в свое время оказала вооруженный отпор радикалам".
Ну что же, надо сделать так, чтобы террористам стало неуютно на всем Кавказе и по России в целом. А по большому счету – и по всему миру.
Обозреватель Александр Сидоров