Interfax-Russia.ru – Многочасовые пробки на подъезде к Керченскому проливу обострили проблему возведения моста в Крым. Правительство РФ определилось со сроками его строительства и ввода.
После присоединения полуострова Крым к России, добраться туда тем российским туристам, которые не любят летать, не всегда просто. В частности, из-за многокилометровых очередей на паром нет возможности быстро съездить туда на личном автомобиле. А путь по железной дороге занимает большее время, чем ранее напрямую через Украину.
Строительство моста через Керченский пролив было запланировано еще в марте 2014 года. С его помощью путь до полуострова станет намного быстрее, а сам Крым доступнее.
"Хочу обратить ваше внимание, что в этом году на приведение в порядок автомобильных и железных дорог в Крыму из федерального бюджета выделено более 5,6 млрд рублей. Мы приступаем к реализации проекта по строительству Керченского моста. Работы на площадке начнутся в ближайшие недели. Мостовой переход должен быть открыт до конца 2018 года”, – сказал президент России Владимир Путин на недавней встрече с представителями фракций парламента в Крыму.
В Госдуме подтвердили, что строительство начнется в ноябре.
"Президент России Владимир Путин держит этот вопрос на особом контроле. Мост будет строиться интенсивными темпами", - сказал глава комитета по транспорту Государственной Думы Евгений Москвичев.
Как сообщалось, окончательные работы по инженерным изысканиям и разработке технико-экономического и финансового обоснований, необходимые для заключения контракта на проектирование и строительство Керченского моста, должны быть завершены до 1 октября 2014 года.
В свою очередь, министр по делам Крыма Олег Савельев в интервью телеканалу "Россия 24" подтвердил, что предполагаемые сроки ввода в эксплуатацию моста - декабрь 2018 года. По его словам, составлен понедельный план-график, согласно которому будет выполняться строительство. Общая стоимость проекта варьировалась от 200 до 250 млрд рублей. На данный момент средства для строительства моста будут выделены в размере 247 млрд рублей, добавил Савельев.
Специалисты рассматривали несколько вариантов размещения Керченского моста.
"Исходя из анализа вариантов прохождения перехода, предпочтительным выбран Тузлинский маршрут (с использованием Тузлинской косы и насыпной дамбы)", - отметил председатель правления ГК "Автодор" Сергей Кельбах на заседании межведомственной рабочей группы в мае 2014 года.
Всего рассматривалось 74 варианта реализации проекта. При этом, самым дешевым вариантом являлся совмещенный в двух уровнях мост (четыре полосы автомобильной дороги и два пути железной дороги). Самым же дорогим вариантом было строительство вантового автодорожного моста и прокладка железнодорожного тоннеля (четыре полосы автодороги и два пути железной дороги).
"Оптимальные решения будущего строительства рассматриваются в ходе подготовки технико-экономического обоснования. Согласно планам, в эксплуатацию должен быть введен 19-километровый мостовой переход с 4-полосным движением автомобильного транспорта и 2-мя железнодорожными путями, которые обеспечат пропускную способность железнодорожного транспорта более 100 пар в сутки", - сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе Федерального дорожного агентства (Росавтодор).
Этот вариант, по данным пресс-службы, предполагает проект 6-километрового совмещенного для автомобильного и железнодорожного движения моста, а также двух 1,5-километровых параллельных мостов для раздельного автомобильного и железнодорожного движения. В этом случае также предусмотрено обустройство участков дамб протяженностью 11,5 км, сообщили в Росавтодоре.
"Также существует вариант, который предполагает сокращение максимальных бюджетных затрат за счет исключения строительства раздельных мостов через Таманский залив и увеличения насыпной дамбы до 12,9 км (от Таманского полуострова до совмещенного моста через Керченский пролив). При этом пропускная способность ж/д путей составит 40 пар в сутки", - пояснили в пресс-службе Росавтодора.
Как отмечал еще в мае заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров, рассматриваются различные варианты финансирования строительства Керченского моста, в том числе привлечение частного финансирования, иностранных инвесторов, а также средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
В министерстве финансов РФ также допускали вариант финансирования проекта строительства мостового перехода из средств ФНБ, но "при условии, что этот проект будет иметь какой-то финансовый поток, то есть, если мост будет платным".
"Проезд по мосту для грузового транспорта вполне может быть платным. Может быть платным и для обычных автомобилей, если эта цена будет приемлема для поездки - почему бы и нет. Поэтому средства ФНБ могут также поучаствовать наряду с бюджетным финансированием, наряду с теми ресурсами, которые сегодня рассматриваются как источник финансирования моста. Мы договаривались, что это будет порядка 40% от стоимости объекта", - заявил в июле министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью телеканалу "Россия 24".
Ранее он также сообщал, что финансирование строительства моста через Керченский пролив планируется осуществлять за счет средств, предусмотренных в рамках государственной программы развития транспорта до 2020 года.
По заявлению министра по делам Крыма Олега Савельева, строительство подходов к будущему мосту через Керченский пролив начнется в августе за счет средств ОАО "Российские железные дороги" (РЖД).
На данный момент пока неясно, кто будет непосредственно строить мост. Однако желающие есть, в том числе и из-за рубежа. "От подрядчиков, в том числе китайских, итальянских и других зарубежных и наших, нет отбоя", - сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Козак.
Он заявил, что китайская строительная компания China Communications Construction Company (СССС) выразила готовность участвовать в строительстве Керченского моста. Председатель правления "Автодора" Сергей Кельбах пояснил, что китайские партнеры готовы брать на себя долгосрочные обязательства, вкладывать средства и вести взаиморасчеты в рублях, что позволит избежать валютных рисков.
"Для реализации проекта строительства транспортного перехода через Керченский пролив Государственная компания "Автодор" создала дочернее зависимое общество ОАО "Транспортный переход через Керченский пролив". В настоящее время ведутся инженерные изыскания и разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства данного объекта", - добавил Кельбах.
Стоит отметить, что мост через Керченский пролив уже существовал - в далеком 1944 году. Он соединял Крым и Таманский полуостров. Мост прослужил всего 3 месяца, после чего был разрушен льдом и разобран.
По заявлению министра обороны РФ Сергея Шойгу, тогда Керченский мост был построен всего за семь месяцев. Он пообещал, что министерство изучит этот уникальный опыт.
Обозреватель Ангелина Кокурина
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"