Interfax-Russia.ru – XXIV Открытый российский фестиваль "Кинотавр" пройдет в Сочи 2-9 июня. В основной конкурсной программе будет представлено 12 фильмов.
В этом году "Кинотавр" откроется премьерным показом фильма Станислава Говорухина "Weekend".
По словам программного директора фестиваля Ситоры Алиевой, на создание картины классика российского кинематографа вдохновила лента французского режиссера Луи Маля "Лифт на эшафот" 1957 года. При этом фильм Говорухина не является прямым ремейком французской картины.
"Сама тема, стиль и, безусловно, атмосфера (фильма Маля – ИФ), мне кажется, послужили толчком для Говорухина сделать эту картину на современных российских реалиях", - пояснила Ситора Алиева, рассказывая о фильме открытия "Кинотавра".
По ее словам, лента Станислава Говорухина о конфликте двух поколений - тех, кому за сорок, и тех, кому за двадцать. Главные роли в фильме исполнили Виктор Сухоруков, Максим Матвеев и Александр Домогаров.
Председателем жюри основного конкурса в этом году стал кинорежиссер Александр Митта (фильмы "Гори, гори, моя звезда", "Звонят, откройте дверь!", "Друг мой Колька", "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", "Затерянный в Сибири"), отпраздновавший месяц назад 80-летие. На церемонии открытия "Кинотавра" мэтра наградят специальным призом - "Выдающемуся кинорежиссеру, строгому воспитателю, озорному выдумщику".
Также фильмы основного конкурса будут судить кинокритики Любовь Аркус и Антон Долин, актер Анатолий Белый, актриса Виктория Толстоганова, продюсер Сергей Мелькумов и композитор Юрий Потеенко.
Оценивать программу "Кинотавр. Короткий метр" будут продюсеры Петр Ануров и Катя Филиппова, композитор Леонид Десятников, кинокритик Мария Кувшинова. Председатель жюри - режиссер Борис Хлебников.
Впервые в истории фестиваля в этом году на "Кинотавре" будет работать жюри кинопрокатчиков, которое возглавит генеральный директор группы кинокомпаний "КАРО премьер" Алексей Рязанцев. Также в жюри кинопрокатчиков войдут президент компании "Кино без границ" Сэм Клебанов и директор по кинопрокату сети кинотеатров "Киномакс" Геннадий Ходос.
Выбор сделан
В рамках основного конкурса зрители и члены жюри увидят 12 лент. В том числе два фильма, которые вошли в программы Каннского фестиваля: "Отдать концы" Таисии Игуменцевой (будет показана в Каннах в рамках специального показа) и "Майор" Юрия Быкова (вошел в программу "Недели критики").
Комедия Таисии Игуменцевой "Отдать концы" рассказывает о конце света в отдельно взятой деревне. По словам программного директора фестиваля Ситоры Алиевой, режиссер смогла сделать хорошее жанровое комедийное кино.
Говоря о фильме "Майор" Юрия Быкова, программный директор "Кинотавра" заявила, что считает ее самой смелой картиной в России в настоящее время.
"Кроме того, что она (картина – ИФ) смелая по контенту, она сделана очень энергетически мощно. Здесь нет ритма, свойственного современному российскому артхаусу, и она сделана просто, на волне ритма американского кино. Крайне редко в России кто-то вообще способен так монтировать и найти способ передачи истории именно такого рода", - отметила Ситора Алиева.
В основном конкурсе также будет представлен дебютный фильм "Интимные места" режиссеров Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. Эта картина, по мнению оргкомитета фестиваля, открывает новую тенденцию в современном российском кино - обращение человека к себе, к своим чувствам, мыслям и душе. Фильм рассказывает о жителях мегаполиса, которые по-разному трактуют собственную свободу и отношения с противоположным полом.
"Это, действительно, смелость и отчаянная попытка сделать настоящее провокационное кино. И мне кажется, у ребят это получилось", - заявила Ситора Алиева.
Еще одной картиной, вошедшей в основную конкурсную программу, стала мелодрама Максима Панфилова "Иван сын Амира". Данный фильм - режиссерский дебют Панфилова, который был театральным актером и режиссером, а последние девять лет работал вместе со своим братом Глебом Панфиловым продюсером.
"Человек бросился в пучину настоящей жанровой мелодрамы - слезливой, про любовь, этнической. Кроме того, это ретро и военное время. Мне кажется, что действительно, Максим оказался смелым режиссером, который не побоялся выглядеть вот так непопулярно", - сказала программный директор "Кинотавра".
На главную роль Панфилов пригласил звезду польского кино Каролину Грушку. Кроме того, в картине снялся известный российский актер Дмитрий Дюжев.
Также в основной конкурс "Кинотавра" включен фильм "Жажда" Дмитрия Тюрина. Данная картина достаточно необычна для современного российского кинематографа, так как обращается к прозе Андрея Геласимова, а в настоящее время в России нечасто снимают экранизации современных произведений.
В центре внимания режиссера люди, пришедшие с войны, то, что с ними происходит, и то, как они пытаются адаптироваться к мирной жизни. Стоит отметить, что Дмитрий Тюрин пришел в киноиндустрию из нефтедобывающей отрасли - он по профессии инженер горного бурения.
Еще одним "непрофильным" режиссером, чей фильм включен в основную конкурсную программу "Кинотавра", стал Андрей Стемпковский. Он окончил Финансовую академию при правительстве РФ. После этого работал журналистом и фоторепортером, а затем пришел в кинематограф. В будущем Андрей Стемпковский планирует продюсировать молодых режиссеров.
Представленный на фестивале фильм "Разносчик", снятый в жанре детектива, - вторая картина режиссера. В начале года этот фильм был показан в программе Bright Future, в которой представлены режиссеры-дебютанты, Роттердамского кинофестиваля.
Также в основной конкурс "Кинотавра" вошла картина "Небесные жены луговых мари" Алексея Федорченко, ранее показанная в конкурсе Римского кинофестиваля. Она состоит из 22 новелл и рассказывает об эротической жизни марийских женщин. Сам режиссер назвал "Небесные жены луговых мари" фильмом-орнаментом, фильмом-календарем.
Еще одна картина, которая до конкурса "Кинотовра" стала участником Римского кинофестиваля, - "В ожидании моря" режиссера Бахтияра Худойназарова. Это фильм уникален тем, что его делали совместно шесть стран (Россия / Германия / Франция / Бельгия / Казахстан / Украина) и 13 продюсеров.
Другая картина основного конкурса "Кинотавра" "Географ глобус пропил" Александра Велединского несколько удивила отборочную комиссию фестиваля – режиссер до последнего момента не мог определиться, какую версию фильма предоставить на "Кинотавр".
"Это неожиданная для режиссера картина. Снималась она долго, сложно, несколько вариантов монтажа было. Мы даже спорили, какую версию представить на "Кинотавре". Неожиданный выбор материала", - сказала Ситора Алиева.
Второй фильм, удививший отборочную комиссию, - "Стыд" Юсупа Разыкова. Он рассказывает о женщинах Кольского полуострова, которые потеряли мужей после гибели подводной лодки.
В основной конкурсной программе "Кинотавра" также свой очередной фильм представит российский документалист Виталий Манский. Его фильм "Труба" о жизни людей в разных городах и странах, объединенных газовой трубой.
Фильмом закрытия фестиваля станет картина "Прощание" Дмитрия Константинова - фильм-таблоид, рассказывающий о трех китах таблоидной прессы – чужой постели, чужой смерти, деньгах и успехе.
Ветер перемен
В 2013 году "Кинотавр" ждет ряд перемен. "В этом году впервые учреждено жюри кинопрокатчиков, а также - приз зрительских симпатий. Приз зрительских симпатий будет вручаться по итогам голосования зрителей одному из фильмов, показанных в рамках программы "Кино на площади", - заявил на пресс-конференции президент кинофестиваля продюсер Александр Роднянский.
При этом "Кинотавр" по-прежнему остается верным своему девизу: "Кинотавр" - это настоящее российского кино".
"Это означает, что мы ориентированы на зрителя. Все, что имеет отношение к одаренности, к свежим решениям, есть в конкурсе", - подчеркнул Роднянский.
В свою очередь программный директор фестиваля Ситора Алиева сообщила, что в этом году впервые в истории "Кинотавра" в составе жюри два кинокритика.
"Такого не было никогда, и это наша принципиальна позиция, потому что все критерии размыты, профессия критика, увы, уже не пользуется тем авторитетом, который существовал в советские времена", - отметила Ситора Алиева, подчеркнув, что критика по-прежнему очень важна для кинематографа.
Говоря о тенденциях современного российского кинематографа, она заметила, что отечественные режиссеры стали реже анализировать факты социальной несправедливости.
"В этом году меньше фильмов, которые анализируют несправедливость социальной жизни. Это правда. Действительно, у нас появились такие абстрактные, философские или этнические картины, которых не существовало ранее. Безусловно, эта тенденция обращения к себе, своей жизни и к глубоко личным проблемам", - сказала программный директор фестиваля.
Она отметила, что в этом году количество поданных заявок в основной конкурс превысило 70. При этом для участия в программе "Кинотавр. Короткий метр" было подано 273 заявки, а будет показана на фестивале в конкурсной программе всего 21 короткометражка.
Ситора Алиева подчеркнула, что отсмотреть все эти картины - большой труд, и поэтому, возможно, в следующем году оргкомитет "Кинотавра" соберет специальную группу специалистов, которая займется предварительным отбором фильмов для фестиваля.
"Нам, наверное, на следующий год придется делать еще одну маленькую группу из молодых кинокритиков, которые могли бы нам делать предотбор, потому что мы действительно тратим три месяца на ожидание, разные сроки на просмотр странных лент", - констатировала программный директор фестиваля.
Говоря об общемировых тенденциях в кинематографе, которые отразились на программе XXIV фестиваля "Кинотавр", Ситора Алиева отметила, что в этом году значительно увеличилось число негативных фильмов.
"Это общая мировая ситуация. И жанровых лент, вообще более позитивных, их в мире мало. Если я вам расскажу программу Роттердама (Роттердамского кинофестиваля - ИФ), мне надо пойти к врачу. Я три дня не спала после просмотра латиноамериканской конкурсной картины, где мне час показывали, как гниет человек. Если я покажу это в Сочи, вы меня убьете сразу. Степень их (зарубежных режиссеров - ИФ) подхода к этим проблемам гораздо жестче, гораздо радикальнее", - сказала журналистам Ситора Алиева.
В свою очередь президент "Кинотавра" Александр Роднянский заявил, что нельзя однозначно говорить, что российское кино становится все более депрессивным, так как существует специфика жанрового и независимого кино.
"С одной стороны, есть большой традиционный жанровый кинематограф, который ориентирован на многие миллионы зрителей. Он бесспорно позитивен. С другой стороны - независимое кино. Оно существует с одной целью, чтобы авторы этих фильмов сумели посмотреть, открыть и высказаться по поводу сложных социальных, общественных, культурных, человеческих проблем. Оно по природе своей депрессивно", - пояснил Роднянский.
При этом, по его словам, для рядового российского зрителя участие фильма в программе "Кинотавра" говорит только о том, что картина артхаусная, что не совсем верно, так как на "Кинотавре" представлено как авторское, так и коммерческое жанровое кино.
"Значок "Кинотавра" означает для огромного количества зрителей сегодняшних кинотеатров скорее движение в сторону арт-кино, что может их смущать. Часто (прокатчики - ИФ) стараются не упоминать о победах определенных фильмов и в Каннах, и в Берлине, и в Венеции. Это в отличие, скажем, от Франции, где это по-прежнему рекомендация для целевой аудитории, и достаточно большой аудитории", - подчеркнул Роднянский.
В тоже время он отметил, что фильм "Рассказы" режиссера Михаила Сигала, в 2012 году получивший на "Кинотавре" приз им. Г. Горина "За лучший сценарий" и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков РФ, был весьма успешен в российском прокате, и его до сих пор показывают в отдельных кинотеатрах.
На XXIV фестивале "Кинотавр" традиционной помимо главного приза вручат награды за лучшую режиссуру, за лучший дебют, за лучшие женскую и мужскую роли, за операторскую работу, приз имени Григорий Горина за лучший сценарий, приз имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму и приз конкурса "Кинотавр. Короткий метр".
Напомним, что "Кинотавр" основал в 1989 году Марк Рудинштейн и Олег Янковский. До 2004 года Рудинштейн был генеральным директором фестиваля, Янковский - президентом. В 2004 году "Кинотавр" купил продюсер, руководитель холдинга "СТС Медиа" Александр Роднянский.
До 2011 года на конкурс принимали лишь картины, произведенные в России. С 2011 года для участия в фестивале рассматриваются любые ленты, снятые на русском языке.
Обозреватель Анастасия Карпова