Interfax-Russia.ru - Убийство видного ингушского правозащитника Макшарипа Аушева было выгодно слишком многим.
Еще один резонансный теракт совершен на Северном Кавказе в минувшее воскресенье. Неизвестные расстреляли в Кабардино-Балкарии одного из самых ярких политических и общественных деятелей Ингушетии - 43-летнего Макшарипа Аушева.
Рассказывать о самом убийстве правозащитника почти нечего. С Аушевым расправились примерно в половине десятого утра 25 октября. По первоначальным не подтвердившимся сведениям, автомобиль Аушева взорвали. Затем появились другие данные. "Макшарипа убили в Нальчике, его машину расстреляли", - сказал "Интерфаксу" в воскресенье один из лидеров ингушской оппозиции Магомед Хазбиев. Лишь позднее источник "Интерфакса" в правоохранительных органах КБР сообщил, что покушение на ингушского оппозиционера было совершено около 9:30 в районе селения Нартан Чегемского района КБР.
"Автомобиль ВАЗ черного цвета был обстрелян на 459 километре федеральной трассы "Кавказ". В результате обстрела Аушев, находившийся за рулем автомобиля, погиб на месте, а пассажирка автомобиля получила ранение и была госпитализирована", - сказал собеседник агентства.
Картина покушения выглядит так: черную "Ладу-Приора", за рулем которой находился Аушев, нагнал и стал обгонять серебристый автомобиль ВАЗ-2112. Когда машина поравнялась с "Приорой", из нее раздались автоматные очереди. По всей видимости, стреляли из двух (или более) автоматов Калашникова - АК-74 калибра 7,62 мм. Во всяком случае, на месте трагедии обнаружено более 60 гильз. Машину Аушева буквально изрешетили. Спутнице правозащитника повезло: ей удалось остаться в живых только благодаря тому, что она сидела справа от водителя, и основную часть пуль принял на себя сам Макшарип.
По факту убийства возбуждено уголовное дело по трем статьям УК РФ: ст. 30, ст. 105 (покушение на убийство), ст.105 (убийство) и 222 (незаконный оборот оружия). Следствие рассматривает несколько версий убийства Аушева, в том числе о его коммерческую и общественную деятельности, а также версию, связанную с массовыми беспорядками в Назрани в 2007-2008 годах, сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин.
В частности, не исключается, что убийство могло быть совершено "в связи с коммерческой деятельностью М.Аушева", либо лицами "криминальной направленности, с которыми убитый имел взаимоотношения".
Также следствие рассматривает версию о том, что оппозиционер мог стать жертвой лиц, "которым обещал решить вопрос о прекращении в отношении них уголовного преследования за участие в массовых беспорядках в Назрани в декабре 2007 - 2008 годов". Кроме того, по мнению Маркина, убийство могло стать также следствием "мести со стороны родственников за отношения М.Аушева с его знакомой Таузелой Дзейтовой".
Как стало известно через некоторое время, спутницей погибшего ингушского оппозиционера оказалась его двоюродная сестра - 29-летняя Тамзила Зейтова. Сейчас она находится в реанимации республиканской клинической больницы Нальчика, и ее состояние медики расценивают как тяжелое. Врачи провели уже пять сложных операций, чтобы спасти девушку. Рядом с палатой Зейтовой постоянно дежурят родственники.
Почему же с Аушевым расправились не в Ингушетии, а в другой республике? И как он там вообще оказался? В Кабардино-Балкарии у погибшего было много родственников, знакомых, единомышленников, которых он время от времени навещал, общался с ними, помогал словом и делом. А конкретно в воскресенье утром Макшарип Аушев выехал на своей "Приоре" из Назрани в КБР в гости к живущим там родственникам. Когда до Нальчика оставалось около десяти километров, и произошло покушение.
Однако один из лидеров ингушской оппозиции Магомед Хазбиев высказывается более определенно: Аушев находился в соседней республике по делам. 24 октября местное телевидение показало программу, в которой Макшарип Аушев подверг резкой беспощадной критике бывшую ингушскую власть. И вскоре правозащитника уничтожили.
Впрочем, Хазбиев, который отныне стал главным оппозиционером, одновременно обрушился с обвинениями и на власть нынешнюю, чем поверг многих в шок.
Если во главу угла ставить политическую версию убийства, то большинство экспертов и политологов сходятся в одном: если кто и не был совершенно заинтересован в убийстве Аушева, так это именно нынешний президент Ингушетии Юнус-бек Евкуров. С обвинениями в адрес Евкурова не согласны и российские правозащитники. Так, член правления общества "Мемориал" Александр Черкасов заявил, что убийство Аушева "выгодно тем, кто хочет дискредитировать новые власти в Ингушетии. И, в частности, президента этой республики - Юнус-Бека Евкурова. Ведь именно он после президента Мурата Зязикова наладил с гражданским населением хороший контакт. Люди сотрудничают с действующей властью. И видимо это не всем нравится".
Черкасов признал, что нынешнее руководство Ингушетии, действительно, пока не в состоянии обеспечить безопасность своих граждан. И все же между властью и населением наладился диалог, Евкуров пытается напрямую разговаривать с простыми людьми, вникает в их проблемы. А значит, надежда на преодоление трудностей все же есть.
Вот именно по этой надежде и стреляли в Кабардино-Балкарии. Именно по ней. Кому-то очень не хочется, чтобы власть и оппозиция нашли общий язык, делали одно дело. К сожалению, немало оппозиционеров фактически работает на дестабилизацию положения в Ингушетии, которое и так крайне нестабильно. Как справедливо заметил один из специалистов по ингушским проблемам, журналист Иван Сухов, "в Ингушетии многие считают, что оппозиционеры, которых всего несколько десятков, сильно перегибают палку".
Некоторые местные правозащитники отзываются о них весьма нелестно: в "Мемориале" рассказывают, что однажды эксперты центра написали справку об оппозиционерах для внутреннего пользования. Когда в республику приехала глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, эта бумага случайно стала публичной, и ее авторы немедленно столкнулись с угрозами.
По мнению ряда правозащитников, многие так называемые "оппозиционеры" работают прежде всего себе во благо. Бывший депутат республиканского парламента Азамат Нальгиев, при Евкурове ставший председателем президентского совета по правам человека, заявил не так давно, что не может считать оппозиционерами тех, кто заботится исключительно о своих собственных интересах.
Обвиняя Евкурова в убийстве Аушева, Магомед Хазбиев рискует нарваться и на встречное обвинение. Ведь, рассуждая здраво, устранение Аушева с политической арены явно способствовало Хазбиеву выдвинуться в оппозиционном движении. Долгое время Хазбиев находился здесь, так сказать, на вторых ролях. Его явно затмевали харизматические фигуры Макшарипа Аушева и Магомеда Евлоева - владельца оппозиционного сайта "Ингушетия.ру". Аушев, по словам сотрудницы "Мемориала" Екатерины Сокирянской, организовал всю оппозицию, он был ее стержнем, движущей силой. В борьбу с властями Аушев вступил в сентябре 2007 года, когда добился освобождения своего сына и племянника. Аушев организовал в Назрани многолюдный митинг, участники которого заявили, что не разойдутся, пока родственники не будут возвращены домой. И добился своего. А 5 февраля 2008 года уже самого Аушева бросили за решетку по подозрению в организации массовых беспорядков в Назрани. Но через четыре месяца Верховный суд Ингушетии его оправдал.
Магомед Евлоев был рупором оппозиционного ингушского движения. Напомним, что его убили в прошлом году при странных обстоятельствах. 31 августа Евлоева задержали на выходе из самолета в аэропорту Назрани представители МВД. Евлоева затолкали в машину, где якобы в результате "самопроизвольного выстрела" оппозиционер получил пулю в голову и через несколько часов скончался в республиканской больнице.
Знаменем оппозиции остался Макшарип Аушев, взявший на себя дальнейшее руководство сайтом. Многие ингуши не без оснований считают, что именно благодаря ему потерял свой пост бывший глава Ингушетии Мурат Зязиков. Правозащитники указывают на то, что Аушев разоблачил многие финансовые махинации, которые имели место при прежнем президенте, расследовал похищение своего сына и племянника в 2007 году и раскрыл секретную тюрьму в Гойтах.
Но с приходом к власти Юнус-бека Евкурова Макшарип Аушев заявил о прекращении оппозиционной деятельности. Он объяснил это тем, что добивался смены власти в республике и теперь может спокойно заняться строительным бизнесом. А вот Магомед Хазбиев официально ушел в оппозицию к президенту Евкурову.
Между тем Аушев не отошел от политики: стал членом экспертного совета аппарата уполномоченного по правам человека в России, постоянно встречался с президентом Евкуровым, обсуждал острые проблемы республики, высказывал свои предложения. Реальным лидером оппозиции, по мнению многих экспертов, по-прежнему являлся именно он. И авторитет его неуклонно рос.
Недавно, 7 сентября, новый сайт ингушской оппозиции ingushetiyaru.org опубликовал статью Макшарипа Аушева, в которой правозащитник сообщал, что президент поддержал предложенный ему план оппозиции и заверил: в течение двух месяцев этот план будет исполнен.
Среди прочего намечались отставки прокурора республики Юрия Турыгина, председателя Верховного Суда Михаила Задворнова и других, роспуск муфтията и парламента, а также расследование и привлечение к уголовной ответственности Мурата Зязикова и снятие с должности руководителей и сотрудников различных структур ингушского МВД, "известных своей жестокостью, незаконными действиями, пыточными мерами дознания.
Дальше - больше. Аушев, незадолго до выборов 11 октября высказавший резкое недовольство тем, что власть, по его мнению, "затирает" оппозицию и назвавший предстоящие выборы "чепухой", после окончания кампании неожиданно похвалил ее организацию. "Мое отношение к прошедшим выборам более чем положительное, - сказал он в интервью сетевому порталу Ингушетия.org. - Прошедшие выборы впервые за последние годы продемонстрировали реальную заинтересованность населения выбрать достойных депутатов и более чем хороший показатель явки на избирательные участки… Я считаю, что прошедшие выборы должны стать началом возрождения традиций нашего народа, когда населенным пунктом правили выборные органы".
"Выборы продемонстрировали, что люди в этих республиках хотят участвовать в создании органов муниципальной власти, и теперь система местного самоуправления будет работать во всей стране", - подчеркнул правозащитник. Он также похвалил и президента Евкурова, который за несколько дней до этого отправил в отставку свой кабинет.
Ряду деятелей нынешней оппозиции явно не по душе подобный поворот событий. В то время как они ведут борьбу против нынешнего ингушского руководства, Макшарип Аушев всеми силами стремился именно помочь Евкурову. И с этой точки зрения явно "шел не в ногу", даже мешал.
"Разумеется, это вовсе не основание для того, чтобы обвинять в покушении на Аушева именно оппозиционеров, - предостерег в беседе с обозревателем Interfax-Russia.ru эксперт по Кавказу, военный журналист Владимир Коломиец. - Куда больше причин убрать Макшарипа Магомедовича у тех, кого его действия касались непосредственно. Например, коррупционеров, чиновников, на власть которых он покушался".
Эксперт обратил особое внимание на харизматический образ Аушева, связанный с его личными качествами. Это, прежде всего, глубокая порядочность, искренность, бескомпромиссность, стремление прийти на помощь и порою чуть ли не снять с себя последнюю рубаху. Некоторые из знавших правозащитника даже считали его немного "блаженным". Но именно это и способствовало его популярности.
"Он добрый, порядочный, наивный, жалостливый, - рассказывала о Макшарипе Аушеве защищавшая его адвокат Неля Мурачаева. - Как мать Тереза в мужском варианте. Этого жалеет, того жалеет. Даже сидя в СИЗО, он всегда занимался не столько своими трудностями, сколько проблемами других, в том числе своих сокамерников. Такие люди есть всегда. Даже когда в 1937-м году тройки судили, находились люди, которые шли к Сталину и защищали других. Прятали, спасали… Вот таков и Макшарип".
"Яркая харизма присутствует и у Юнус-бека Евкурова, боевого офицера, десантника, как говорится, "своего в доску" парня, который жизнь готов положить за родную землю, - напомнил Коломиец. - Представляете, что было бы, если бы оба лидера - и власти, и оппозиции - объединились вместе? Кому-то этого очень не хотелось…".
Напомним и о том, что несколько раз Аушева пытались похитить. Это происходило и при Зязикове, и совсем недавно, 15 сентября, когда около половины седьмого вечера на въезде в Назрань со стороны Магаса Макшарип Аушев встречался с начальником отдела республиканского ФСБ по борьбе с экстремизмом. Вооруженные лица на бронетехнике, покрытой нетипичным маскировочным окрасом, перекрыли проезжую часть и силой хотели увезти Аушева. Однако на помощь пришли находившиеся рядом люди, а также вмешались сотрудники милиции поста ДПС. Расследование происшествие взял под свой личный контроль президент Евкуров.
В общем, аналитики пока не рискуют указать с абсолютной точностью на заказчиков преступления. Называют и представителей бывшей, зязиковской власти, и силовиков, которых Аушев постоянно обвинял в немотивированной жестокости, похищениях, пытках и убийствах мирных граждан, и нынешних чиновников, погрязших в коррупции, и даже самих оппозиционеров, которых не устраивало сближение Аушева с нынешним руководством.
Пока же генеральный прокурор РФ Юрий Чайка взял под личный контроль ход расследования убийства ингушского оппозиционера и правозащитника. "Генпрокурор поручил своему заместителю по ЮФО Ивану Сыдоруку выехать на место происшествия. Кроме того, первому заместителю генпрокурора - председателю СКП РФ Александру Бастрыкину поручено направить на место группу следователей ГСУ СКП по ЮФО", - заявил официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева.
Что касается президента Ингушетии, Юнус-бек Евкуров выразил соболезнование родным и близким убитого в Кабардино-Балкарии ингушского оппозиционера и правозащитника Макшарипа Аушева, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе главы республики. "Я считаю, что это гнусное преступление имеет своей целью дестабилизировать обстановку в республике", - говорится в телеграмме, направленной в адрес семьи Аушевых. В ней подчеркивается, что глава республики лично приложит все усилия для раскрытия преступления.
Обозреватель Александр Сидоров