И снова Гамлет будет на коне

Interfax-Russia.ru - В Осетии обретает новую жизнь уникальный конно-драматический театр "Нарты".

Это событие можно назвать для республики знаковым. Ведь, как утверждают знатоки, лучших наездников, чем осетины, нет на всем Северном Кавказе. А если нет на Кавказе - значит, не т и во всем мире. Ведь именно кавказский регион - всемирная кузница джигитовки.

Конечно, представители других горских народов могут с обидой возразить: да наши джигиты умеют обращаться с конями не хуже, чем осетины! Может быть, может быть… Но факт остается фактом: именно аланские мастера стоят у истоков двух конных театров, подобных которым нет на планете - московского "Кентавра" и североосетинских "Нартов". "Кентавр" - детище несравненного Мухтарбека Кантемирова - представителя славного рода цирковых наездников и каскадеров. До сих пор номер Кантемирова, когда артист, вращая двумя саблями, запрыгивает на скачущую лошадь и продолжает вращение в то время, когда животное берет барьеры, не смог повторить никто. Кантемиров организовал свой театр в 1988 году, первым спектаклем стала "Легенда о золотом руне". На фестивале нетрадиционных театров во Франции в Гренобль "Кентавр" занял первое место.

Но конный театр Мухтарбека Кантемирова все же ближе именно к цирку, к каскадерскому искусству (не случайно Кантемиров - президент гильдии каскадеров России). "Нарты" - нечто совершенно иное. Хотя создатель драматического конного театра "Нарты" Анатолий Дзиваев начинал свою режиссерскую деятельность именно у Кантемирова. Но затем с группой артистов решил создать свой театр, который соединял бы в себе два вида искусства: драматическое (составляющее основу театра так называемого европейского типа) и конно-цирковое (взращенное на древних традициях осетинских народных игрищ, танцев и спортивных состязаний, связанных с канатоходством и верховой ездой).

Именно таким удивительным театром и стали "Нарты", созданные в 1990-м году. Не случайно режиссер одним из непременных требований к актерам ставил обязательное высшее или среднее специальное театральное образование; каждый из них должен был в равной степени владеть сценическим мастерством и верховой ездой. Иначе как же можно ставить полноценные драматические произведения? А ведь премьерой нового театра стала трагедия осетинского поэта и драматурга Шамиля Джикаева "Отверженный ангел" - о героической борьбе аланского народа против нашествия монголо-татарских орд и попытке создания единого государства. За роль Эльберта в спектакле "Отверженный ангел" Государственной премии России удостоился актер театра Тамерлан Сабанов.

Впрочем, труппа не отказывалась и от красочных шоу-джигитовок. С эффектной программой "Игры Нартов", в которой участвовали 30 артистов и 12 лошадей, театр побывал в 1994 году в Аргентине, затем исколесил Европу.

Но главное все же Дзиваев видел в другом. Именно в драматическом конном театре Анатолий Дзиваев осуществил свою давнюю мечту - поставил шекспировского "Гамлета"! Дзиваев сам в 1970-е годы играл датского принца на сцене Северо-Осетинского государственного Академического театра и снискал этой ролью огромный успех. Теперь же он по-новому осмыслил трагическую историю Гамлета, иначе взглянул на ее героев. Так, в его трактовке Горацио - не друг, а коварный враг принца. Никакого призрака на самом деле нет, это - инсценировка Горацио и его подручных.

Сев на коней, Горацио, Гамлет, Марцелл, Розенкранц, Гильденстерн и еще несколько всадников направляются к месту, где должен показаться призрак. Встреча происходит на многоярусной сцене. Призрак в красном одеянии появляется на втором ярусе, рассказывает о предательстве брата и измене жены, но, когда Гамлет бежит к нему, исчезает. И тут же появляется внизу на арене, верхом на коне! Принц бросается к конному призраку, но тот галопом уносится прочь - и тут же появляется пешим наверху с очередным требованием мести…

Эффект "молниеносного появления" призрака в самых разных местах стал возможен благодаря двум братьям-близнецам Бязровым, работавшим в труппе театра - прекрасным танцорам, наездникам, фехтовальщикам и актерам. В 2001-м году театр со спектаклем "Гамлет" стал участником 4-й Театральной Олимпиады в Москве и Международного фестиваля имени Чехова. На конкурсе "Окно в Россию" "Нарты" вошли в десятку лучших театров страны. В его репертуаре появляются детские спектакли "Путешествие Гулливера" (как известно, в романе Свифта герой оказывается в стране говорящих лошадей), "Волшебная шкатулка" и "Серебряная сказка". С ними актеры выступали в апреле 2002-м года перед детьми военнослужащих, погибших в Чечне. Казалось, все будет замечательно и театр ждут чудесные перспективы…

Все изменилось в сентябре 2002 года. Тогда известный кинорежиссер Сергей Бодров-младший пригласил труппу театра "Нарты" принять участие в съемках своего нового фильма "Связной". До этого наездники-каскадеры уже снимались с Бодровым в картине Алексея Балабанова "Война", и теперь Бодров привлек их уже в качестве режиссера. Именно во время этих съемок 20 сентября 2002 года в Геналдонском ущелье Северной Осетии под сошедший с гор ледник Колка попала почти вся киносъемочная группа фильма вместе с Бодровым. Среди них оказалось и семеро актеров театра "Нарты": Руслан Тохтиев, Виктор Засев, Марина Газанова, Сослан Сланов, Заза Багаев, Алан Кесаонов и Таузбек Канатов. В ущелье они пошли с тремя лошадьми. Конь по кличке Сармат накануне съемок не дал себя подковать: бил копытами, уворачивался от кузнеца, будто предчувствуя беду. И остался в живых.

Трагедия оказалась для театра тяжелейшим ударом. Он так и не смог до конца от нее оправиться. Несмотря на статус государственного, со стороны республиканских властей театр не ощущал практически никакой поддержки. Актеры получали мизерное, унизительное жалование (в 2005 - три тысячи рублей в месяц). Часть территории, на которой располагаются конюшни и площадка для выступлений, оказались проданными в частные руки (до сих пор неясно, каким образом; одни обвиняют городскую власть, другие - бывшее руководство театра). Из-за отсутствия финансирования резко сократилось и количество четвероногих артистов - с 20 до 6 лошадей.

Театр стали покидать те, кто стоял у его истоков. Тогда же, в 2002-м, Анатолий Дзиваев уезжает в Москву, в театр Армена Джигарханяна. Александр Пагаев, один из основателей "Нартов", проработавший здесь семь лет артистом и четыре года - руководителем конной труппы, переехал в Нальчик для создания труппы джигитов-наездников. Лев Гибикаев стал артистом цирка в США. Махарбек Кокоев в 2005 году ушел на должность директора Северо-Осетинского драматического театра.

И все же самые стойкие продолжали бороться за свое детище. Хотя театр, вошедший в десятку лучших в России, оказался на положении бездомного и одно время снимал помещение под офис у одной из городских автомоек. И все же выступали со спектаклями, гастролировали, в 2007-м даже устроили импровизированный конный парад перед матчем 1/16 финала кубка УЕФА во Владикавказе между ЦСКА и израильским "Маккаби" из Хайфы. Однако, как очень точно заметила недавно министр культуры Северной Осетии Фатима Хабалова, театр "Нарты" находился в течение последних лет "в реанимационном состоянии".

Но теперь, похоже, наступают другие времена. Министерство культуры Северной Осетии приняло решение о возрождении конного театра "Нарты", который в 2010 году отметит свое 20-летие. "Его уникальность не позволяет нам относиться к нему с прежним равнодушием. Поэтому принято решение о возрождении театра", - заявила журналистам Фатима Хабалова.

Правда, для этого предстоит сделать очень много. Как уточнил заместитель министра культуры республики Сослан Мамсуров, необходимо "привнести в театр новые веяния", которые позволят сделать его востребованным и самоокупаемым. Что касается востребованности и самоокупаемости, здесь проблем нет: "Нарты" в пору расцвета в полной мере отвечали этим требованиям. Однако сегодня необходима действенная помощь со стороны республиканских структур, чтобы возродить былую популярность конного драматического театра. И, по заверению чиновников, такая помощь будет оказана. "Планируется полностью восстановить всю инфраструктуру театра: приобрести лошадей, создать для них соответствующие условия, обновить материально-техническую часть. Думаю, нынешнему руководству театра удастся поднять коллектив на прежний уровень", - сказал замминистра культуры.

Сейчас министерство и руководство театра занимаются поиском арены для выступлений, которую планируется арендовать, а также ведутся переговоры с Росгосцирком.

Новым руководителем театра "Нарты" стал Асланбек Галаов - режиссер, выпускник театрального училища имени Щукина. В профессиональном стаже Галаова - успешные постановки в театрах республики, подготовка масштабных культурных мероприятий, актерские роли в фильмах "Сель", "Спецназ", "Марш-бросок", "Антикиллер-2".

"В силу своей специфики наш театр трудно сравнить с другими театральными коллективами, работа очень сложная, связана с животными, - говорит Асланбек Анатольевич. - Прежде 20 лет театр был сезонным, и погода диктовала актерам, когда можно выступать. Мы будем добиваться того, чтобы у труппы была стационарная крытая площадка. Это создаст новые возможности для творческой работы коллектива, позволит нам выступать круглый год".

Актерский потенциал у театра "Нарты" есть. "До прихода в театр я работал в системе Росгосцирка, театр для меня - не только продолжение традиций аланского боевого искусства джигитовки, но и уникальное сплетение многих искусств, - рассказывает наездник Руслан Дзахов. - Конный драматический театр уникален еще и потому, что актеры здесь не только люди, но и животные. Лошади - не только наши коллеги, но и наши близкие друзья".

Как рассказывает актер театра Алик Багаев, в труппе работают в основном с орловскими рысаками: "Самые умные кони. Эта порода лучше всего подходит для актерской профессии. И характер у них мягкий, добрые они, терпеливые, понятливые. А какие красивые, крепкие, высокие!".

Актер конного театра во многом отличается от своего "пешего" собрата. Если "побочные опасности" обычного артиста в основном - нервные срывы, стрессы, депрессии, то в конном театре приходится сталкиваться и с физическими травмами. "Очень травмоопасная профессия, - подтверждает наездница Фатима Тебиева. - Практически все ребята получали и легкие, и тяжелые травмы. Но ведь не это главное. Главное - театр живет".

Действительно, сегодня труппа "Нартов" усиленно готовится к торжествам в честь 150-летия со дня рождения Коста Хетагурова. 2009 год объявлен в Северной Осетии годом этого замечательного поэта, скульптора, художника - основоположника национальной литературы. Основные празднества в честь Коста Хетагурова намечены на октябрь, на них собираются показать свое искусство и актеры конного драматического театра. В планах театра также - постановка "Посвящение семерым" - спектаклю в память о товарищах, погибших в 2002 году.

И, конечно же, "Гамлет". Правда, гамлетовского вопроса "быть или не быть" для труппы "Нартов" не существует. Конечно же, быть. Быть и нести свое искусство людям. Нести во весь опор.

Обозреватель Александр Сидоров

Фото ИТАР-ТАСС