Interfax-Russia.ru – Силовики уничтожили главного дагестанского боевика, считавшегося организатором мартовских терактов в московском метро.
По кровавому следу
Операцию по уничтожению бандгруппы в дагестанском селе Гуниб Гунибского района, проведенную 21 августа, специалисты по антитеррору называют одной из самых удачных за последнее время.
Вообще следует отметить, что в последние дни силовые органы Дагестана провели ряд внезапных успешных ликвидаций бойцов экстремистского подполья. Это напрямую связывают с назначением на пост министра внутренних дел республики полковника юстиции Абдурашида Магомедова, который до этого был заместителем главы МВД Дагестана, начальником следственного управления этого ведомства.
"С его приходом в течение одной недели проведено несколько спецопераций, в результате которых было уничтожено более десятка боевиков", - подчеркнул на внеочередном брифинге 21 августа первый заместитель председателя правительства Дагестана Ризван Курбанов.
Так, 17 августа в Махачкале двое неизвестных открыли огонь по сотрудникам милиции, ранив милиционера, а также женщину и ребенка. Ответными выстрелами преступники были уничтожены. 19 августа примерно в 23:00 мск в окрестностях селения Гоксулатор Хасавюртовского района сотрудники правоохранительных органов попытались остановить две машины для проверки документов. В ответ на требование остановиться из машин стали стрелять. В ходе перестрелки в одной из автомашин были уничтожены трое бандитов, во втором автомобиле погиб еще один преступник. На следующий день двоих боевиков удалось блокировать в селении Бамматюрт Хасавюртовского района. На предложение сдаться бандиты ответили огнем. В ходе спецоперации частный дом загорелся, а экстремисты хасавюртовской диверсионно-террористической группы погибли от пуль спецназа. Одним из бандитов оказался лидер хасавюртовских боевиков, "амир Хасавюрта" Рустам Мункиев.
"Работа с бандформированиями должна вестись в наступательном порядке, не в оборонительном, как это происходило в предшествующий период, когда мы изо дня в день слышали в сводке об убийствах милиции, представителей власти", - заявил Ризван Курбанов.
Одним из ярких примеров такого "наступательного порядка" явилась операция в селе Гуниб, в результате которой был уничтожен "террорист номер один" Дагестана и второй человек в руководстве северокавказских сепаратистов после Доку Умарова – 35-летний уроженец села Губден Магомедали Вагабов.
За Вагабовым силовые органы охотились уже более шести лет. Примечательно, что однажды он уже был в их руках. Как сообщил "Интерфаксу" официальный представитель НАК Андрей Пржездомский, "в 2001 году он явился с повинной в прокуратуру и был осужден на три года лишения свободы, его освободили по амнистии". Однако после амнистии Вагабов "по числу совершенных преступлений стал одним из наиболее одиозных лидеров бандгрупп".
Как отметили в информцентре НАК, Магомедали Вагабов, объявивший себя в 2005 году "эмиром Абдуллахом Губденским", являлся руководителем так называемой губденской диверсионно-террористической группы, вторым лицом в иерархии "Имарата Кавказ", "шариатским судьей", назначенным Доку Умаровым. В этом звании Магомедали Вагабов (он же "Сейфуллах Губденский") с 15 июля этого года возглавил входящий в состав "Имарата Кавказ" "джамаат Шариат" – подпольное объединение, которое ответственно за многочисленные нападения на сотрудников местных правоохранительных органов, спецслужб, военнослужащих, высокопоставленных представителей суфийского духовенства Дагестана, настроенного пророссийски.
Согласно сообщению Национального антитеррористического комитета, Вагабов "активно занимался вербовкой молодежи в ряды бандподполья, организовывал обучение террористок-смертниц". "Пройдя диверсионно-боевую подготовку в Пакистане, он поддерживал прямые контакты с представителями международных террористических организаций, получая от них финансовую помощь для осуществления терактов", - отмечают в НАК.
По данным официального представителя комитета, на счету Вагабова около 300 покушений на жизнь сотрудников милиции, военнослужащих и гражданских лиц. В январе этого года один из его смертников взрывает базу ДПС в Махачкале, двое других устраивают взрывы в Кизляре, приводящие к многочисленным жертвам. Но самое громкое преступление, организатором которого считается "Сейфуллах Губденский", - это двойной теракт в московском метро 29 марта этого года. Напомним, что в этот день утром на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" две террористки совершили подрывы с интервалом в 40 минут. В результате погибло 40 человек, еще около 160 получили ранения. Одной из женщин оказалась 18-летняя Джанет Абдурахманова, второй – 28-летняя Мариам Шарипова, которая, по утверждениям следователей, была "шариатской женой" Магомедали Вагабова (правда, родители девушки это отрицают).
В тот же день президент России Дмитрий Медведев заявил, что операции против террористов будут продолжены "без колебаний и до конца". И уже в конце апреля на окраине села Тотурбийкала в Хасавюртовском районе Дагестана силовики ликвидировали Ахмеда Рабаданова, который, по версии следствия, сопровождал террористок из Кизляра в Москву.
Еще троих бандитов боевиков, причастных к взрывам в метро – Эльгара Наврузова, Мусу Давыдова и Физули Мамедова, уничтожили 3 июня в ходе спецоперации в Махачкале. Докладывая об этом главе страны, глава ФСБ Александр Бортников посетовал, что преступников не удалось взять живыми, поскольку они оказали ожесточенное сопротивление. "Устанавливайте лиц, причастных к совершению этого тягчайшего преступления, и тех, кто оказывает сопротивление, уничтожайте. Жалеть нечего!", – ответил Медведев.
Но объектом особой охоты стал именно Вагабов. Его банда, которая насчитывала от 40 до 50 человек, действовала в Карабудахкентском, Буйнакском и Сергокалинском районах. Именно здесь в начале июня прошла масштабная операция силовиков, в результате которой в горном лесном массиве удалось уничтожить около половины отряда "шариатского судьи". Бандит был вынужден бежать из леса, который считался его "вотчиной", и скрываться от преследования у своих тайных сторонников. Здесь он надеялся переждать тяжелые времена, а затем вновь приняться за старое.
Штурм "нехорошей квартиры"
Однако мечтам "Сейфуллаха" не суждено было сбыться. Все рухнуло – в прямом и переносном смысле – утром минувшей субботы в районном центре Гуниб. Некоторые источники, впрочем, утверждают, что организаторы операции не знали, что среди боевиков находится Магомедали Вагабов: для них это якобы оказалось сюрпризом. Между тем в правоохранительных органах Interfax-Russia.ru заявили, что спецоперация как раз и была нацелена на нейтрализацию конкретно лидера "джамаата Шариат": о его нахождении в селе сотрудники ФСБ и МВД знали заранее. Именно потому готовились особо тщательно.
Утром, уже начале седьмого к месту предполагаемого нахождения главаря боевиков – общежитию, в которое была переделана бывшая школа, - стали подтягиваться довольно крупные силы МВД и ФСБ. Здание было блокировано со всех сторон, затем из него скрытно эвакуировали всех жителей, оставив лишь жильцов "нехорошей квартиры", хозяином которой оказались сотрудник охраны главы Гунибского района 26-летний Саадула Магомедов и его 20-летняя жена Раисат Синдикова.
С Магомедовым связались по сотовому телефону и предложили всей компании сдаться без боя. К переговорам подключили старейшин и родственников хозяев квартиры. Бандиты тянули время как могли, пытаясь оценить обстановку. А спустя час решили держать оборону и открыли по спецназовцам огонь из автоматов и подствольного гранатомета. Завязался бой, финал которого был ясен уже с самого начала. Бойцы спецназа обрушили на общежитие всю свою огневую мощь, Вагабов был ранен в ногу, вскоре здание полыхнуло, начала проваливаться крыша. Троица оставшихся в живых боевиков во главе с Вагабовым решила прорвать заслон. Все трое были скошены на ступенях дома, а затем на них обрушилась стена. Сайты экстремистов сообщают о том, что незадолго до смерти "амир дагестанского Фронта" якобы произнес: "Я ранен... я ухожу в рай!". Вместе с ним той же дорогой последовали супруги Магомедовы, 17-летний Салахуддин Закарьяев (сын убитого в прошлом году бандита) и еще один неизвестный мужчина – возможно, телохранитель Вагабова.
Фактически все было кончено к 10 часам утра. Затем осталось потушить пожар и обследовать квартиру. В ней участники операции обнаружили самодельные взрывные устройства. Кроме того, по неподтвержденным данным, там же обнаружены секретные документы бандподполья. Речь идет об источниках финансирования, местах расположения тайников с оружием, планах диверсий на ближайшее время. Часть сведений якобы хранилась на дисках, часть – в рукописном виде. Сведения зашифрованы.
Впрочем, ряд экспертов сомневается в достоверности такой информации. "Вряд ли Вагабов стал бы оставлять силовикам подобный подарок, - заявил Interfax-Russia.ru аналитик, специалист по Югу России Владимир Кобякин. – У боевиков было достаточно времени, чтобы уничтожить подобные записи, и достаточно ума, чтобы понимать безвыходность своего положения".
И дальше будем давить так же беспощадно
Силовики особо подчеркивают то, что операция была подготовлена блестяще, поэтому обошлась без жертв со стороны штурмовиков и гражданского населения. Между тем, так случается далеко не всегда. В ту же субботу в Старопромысловском районе чеченской столицы – Грозного местные правоохранители пытались блокировать и захватить одного из наиболее влиятельных в республике бандитов – "эмира Чечни" Хамзу Шамилева. В ходе завязавшегося боя Шамилев сумел убить одного и ранить шестерых участников спецоперации, а затем взорвал себя.
Представители силовых структур Дагестана заверяют, что сумеют навести в республике порядок и жестко подавить сопротивление экстремистов. Новый глава республиканского МВД Абдурашид Магомедов, выступая на совещании с руководителями правоохранительных органов, которое проводил 22 августа президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедов, заявил: "С каждой такой спецоперацией ситуация в Дагестане будет стабилизироваться, будет задействовано максимальное количество сил и средств, для сведения к нулю террористической угрозы".
Сам президент республики предложил представить к награде сотрудников правоохранительных органов, наиболее отличившихся во время спецоперации. "Такие успешные операции вселяют уверенность в людей и позволяют надеяться, что население поддерживает действия властей по наведению порядка и законности", - отметил он.
А заместитель председателя правительства Дагестана Ризван Курбанов напомнил о том, что в республике продолжается формирование мобильного спецотряда, который будет работать в горах и лесных массивах. Сейчас определяется место дислокации. Уничтожение Вагабова – это сигнал для менее одиозных бандитов, подчеркнул Курбанов.
"Мне бы хотелось еще раз обратиться к тем, кто бегает в лесах, их пособникам. Это самый яркий пример того, что рано или поздно они будут либо сидеть на скамье подсудимых, либо будут уничтожены, поэтому у них еще есть шанс опомниться: для тех, кто по локоть в крови – прийти и сдаться, ждать объективного судебного приговора. А те, у кого совесть чиста – попасть под амнистию, вернуться к нормальному образу жизни", - заявил первый зампред правительства Дагестана.
Обозреватель Александр Сидоров