Interfax-Russia.ru - Многокилометровая пробка на паром в Крым растет ежедневно. Власти РФ создают рабочую группу для решения этой проблемы, а Кубань развернула городок для ожидающих парома.
К середине лета стало очевидно, что туристы, желающие поехать в Крым на своих автомобилях по территории России, обречены на многочасовое ожидание очереди на паромную переправу через Керченский пролив. К 16 июля очередь на паромную переправу со стороны порта "Кавказ" в Тамани достигла 2,5 тыс. легковых машин, увеличившись за сутки на 500 машин. Ситуация на крымской стороне несколько проще: еще в начале недели там не было пробки, но, по последним данным, переправы из Керчи в настоящее время ждут уже около 400 машин.
Очередь в ожидании парома через Керченский пролив начала расти во второй половине июня - прохладный дождливый месяц, ухудшившаяся погода и штормовое предупреждение уже несколько раз за лето стали причиной закрытия паромной переправы.
По данным автономной некоммерческой организации "Единая транспортная дирекция" (АНО "ЕТД"), которая налаживает транспортное сообщение между Крымом и другими регионами России, в настоящее время на переправе работают шесть паромов, и за последние сутки они перевезли через пролив около 2,5 тыс. автомобилей и 3 тыс. 148 пассажиров, едущих по "единому билету".
"Всю ночь без перерыва курсировали четыре парома. Дополнительные паромы - железнодорожный "Анненков" и автомобильный "Севастополь" - сделали несколько рейсов в дневное время, но не смогли встать в рейс ночью из-за неблагоприятных погодных условий. На данный момент погода улучшилась, поэтому работают все шесть паромов", - сообщила утром 16 июля пресс-служба организатора перевозок.
Тем, кто едет через Керченский пролив в Крым на автобусе, повезло несколько больше – пассажирский транспорт и организованные туристические группы пропускают вне очереди.
Дополнительные паромы задействовали на переправе тогда, когда стало ясно, что работавшие в июне четыре парома "Ионас", "Керченский 2", "Ейск" и "Николай Аксененко" не успевают перевезти все машины. В целом за июнь, по данным "ЕТД", четыре парома перевезли на полуостров 312 тысяч пассажиров, совершив более 2 тыс. рейсов.
По сравнению с маем 2014 года в июне через переправу проехало на 70% больше машин. Но пиковая нагрузка, по данным транспортного оператора, на Керченской переправе началась в июле. С 1 по 15 июля из порта "Кавказ" в порт "Крым" перевезли 193 тыс. пассажиров, 30 тыс. из которых - по "единому билету".
Альтернатива паромному движению в Крым - авиасообщение. Традиционно билеты на наземный транспорт стоят дешевле, чем авиабилеты. Однако в случае с Крымом есть свои особенности: в этом году "Аэрофлот" установил для региона плоскую шкалу тарифов – в среднем билет в эконом-классе Москва-Симферополь-Москва обходится туристу в 7,5 тыс. рублей. Но самолетом, по сравнению с наземным сообщением, хотят путешествовать гораздо меньше россиян: в июле авиатранспортом в Крым прилетело 164 тыс. человек, железнодорожным транспортом приехало 166 тыс. человек.
Тем временем, как сообщает Единая транспортная дирекция, к настоящему времени паромная переправа через Керченский пролив работает в режиме пиковой загрузки и уже не способна оперативно перевозить всех желающих.
Для решения этой проблемы в ближайшие дни число паромов, постоянно курсирующих через Керченский пролив, возрастет до пяти. Перевозить пассажиров и грузы начнет паром "Дориус", который ранее работал в Греции. Новый паром сможет принять за один раз на борт более 600 пассажиров летом и около 450 человек зимой, кроме того, за один рейс паром способен перевезти до 169 машин. Для легкового транспорта на нем предусмотрены две палубы: нижняя вмещает до 104 машин, верхняя - до 65.
Сейчас на Керченской переправе работают идентичный "Дориусу" паром "Ионас" и три небольших парома - "Керченский 2", "Ейск" и "Николай Аксененко".
Еще в начале июля, тогда, когда очереди перед въездом на переправу начали расти, власти Кубани стали открывать вдоль трассы пункты питания, ставить мусорные баки, биотуалеты и душевые кабины. 11 июля в Темрюке установили палаточный лагерь для туристов, ожидающих свой очереди на паром.
По словам главы Темрюкского района Краснодарского края Ивана Василевского, сейчас в лагере стоят 16 палаток на 190 мест, и за несколько дней в городке переночевали около 500 человек. "В лагере есть все необходимое для того, чтобы обеспечить минимальный комфорт задержавшимся в очереди водителям и пассажирам автотранспорта. Установлены душевые кабины и туалеты, организовано дежурство медиков, пожарных и полицейских, подвоз питьевой воды. Работают торговые точки", - заявил Иван Василевский.
К решению проблемы автомобильной пробки на подъездах к переправе уже подключились федеральные власти. Так, министр транспорта РФ Максим Соколов поручил создать рабочую группу, которая будет собираться раз в три дня и регулировать сложившуюся ситуацию. В эту группу войдут представители Минтранса, МВД, Единой транспортной дирекции, администрации Краснодарского края и Росморпорта.
Также Максим Соколов предложил туристам более активно пользоваться общественным транспортом. По его словам, необходимо пустить поток машин туристов из Тамани в Анапу, где туристы будут оставлять машины на перехватывающей парковке и далее отправятся в Крым на катамаранах "Сочи-1" и "Сочи-2".
Кроме того, Единая транспортная дирекция по поручению Минтранса создаст накопительные площадки для машин, ожидающих своей очереди на паром, в порту "Кавказ" и в районе поста ГАИ в поселке Ильич, сообщила пресс-служба департамента транспорта Краснодарского края.
Тем временем, новый железнодорожный паром, способный работать в шторм, может появиться на переправе через два-три месяца. Этот паром будет перевозить вагоны поезда "Симферополь - Керчь – Москва", который с 1 августа начнет движение по этому маршруту в тестовом режиме.
Новый паром будет совершать рейсы при скорости ветра до 20 метров в секунду. В настоящее время движение паромов на Керченской переправе прекращается при ветре 13 метров в секунду.
Между тем, ситуаций с многокилометровыми пробками уже воспользовались мошенники.
"Есть схемы, в том числе с использованием беременной женщины. Ее берут в машину (чтобы переправиться через пролив вне очереди) - и она ездит туда-сюда. Люди платят за это кто по 10, кто по 20 тысяч рублей", - заявил и.о. главы Крыма Сергей Аксенов.
Вместе с тем, как отмечают жители Крыма, число отдыхающих с Украины, которые ранее составляли большую часть туристов на полуострове, значительно уменьшилось. И теперь местные жители надеются исключительно на российских туристов.
В 2014 году, по данным на 30 июня, в целом пассажиропоток в Крым упал на 29,5% (с 2 млн 515 тыс. до 1 млн 772 тыс. человек), а конкретно туристический поток упал на 35% (с 1 млн 681 тыс. до 1 млн 89 тыс. человек) по сравнению с аналогичным периодом прошлого годом, сообщила "Интерфаксу" заместитель министра курортов и туризма Крыма Ольга Бурова.
Она пояснила, что 55% пассажиров приехали в Крым в этом году поездом, 25% - через паромную переправу и 20% - воспользовались самолетами.
"По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число пассажиров, прибывших через паромную переправу, увеличилось в 2,8 раза (с 158,7 тыс. до 447,9 тыс. человек), авиатранспортом - в 1,6 раза (с 227,7 тыс. до 354,9 тыс. человек), а вот поездами к нам прибыло пассажиров в 2,1 раза меньше - было 2 млн 128,7 тыс., а стало 969,3 тыс. человек", - рассказала Ольга Бурова.
По данным министерства туризма Крыма на конец июня, в организованных местах отдыха – гостиницах и санаториях - число отдыхающих сильно сократилось – с начала лета туда приехало 180 тыс. человек, что в 1,9 раза меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (352,2 тыс. человек).
Но власти Крыма не сомневаются в том, что главная причина падения пассажиропотока в Крым – это сложности с транспортной доступностью полуострова.
"Ожидание на паромной переправе, соединяющей Крым с Краснодарским краем России, может длиться до 80 часов, и это отражается на количестве туристов, прибывающих на полуостров", - пояснил журналистам Сергей Аксенов.
При этом глава республики заявил, что Крым со своей стороны сделал все возможное, "чтобы обеспечить россиянам возможность отдыха здесь - комфортного, безопасного, качественного и по приемлемым ценам".
Другая, пока что далекая альтернатива паромной переправе – мост через Керченский пролив. Проект этого моста по-прежнему обсуждают эксперты.
Мост обойдется российскому бюджету от 150 до 200 млрд рублей, сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. При этом он опроверг слухи о том, что мост будут строить, в том числе, и за счет средств частных инвесторов.
По словам вице-премьера, в настоящее время рабочая группа получила около 6 тыс. предложений по строительству моста. "В конечном итоге это свелось к 74 проектам с различной стоимостью", - сказал вице-премьер.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"