Ростов-на-Дону. 1 ноября. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Уход с российского рынка популярных иностранных брендов создал уникальную возможность для отечественных предприятий легкой промышленности нарастить собственные объемы производства и заместить вакантные площади в торговых центрах, считает генеральный директор девелоперской группы "Инпром Эстейт" (Ростовская область) Игорь Коновалов.
"Уход иностранных арендаторов для российского бизнеса - это карт-бланш. Такой шанс выпадает не часто. Мы видим активизацию брендов, которые вступили в переговоры по части замещения вакантных площадей в торговых центрах, это российские федеральные и региональные компании. Сейчас создана уникальная возможность для российского легпрома заместить вакантные площади в ТЦ", - сообщил Коновалов "Интерфаксу".
По его словам, в частности, на освободившиеся торговые площади H&M, договор с которым был ранее подписан на четверть века, "с аппетитом" поглядывают российские, турецкие и прочие сети.
"Мы выбираем пул арендаторов, который должен занять их площади в ближайшее время. Договоры будут подписаны до Нового года. Нет уверенности, что к этому моменту завершится ремонт магазинов, но то, что они приступят к работе в начале первого квартала 2023 года, - точно", - сказал гендиректор "Инпром Эстейт".
Он отметил, что российские производители одежды среднего ценового сегмента, давно работающие на рынке, стали существенно укреплять свои позиции, расширяют форматы бизнеса и отмечают рост продаж.
"Российские операторы укрупняют свои форматы. Это предприятия группы "Глория Джинс", Melon Fashion Group, Lime, Elis. Мода - универсальна, поэтому отечественные товары среднего ценового сегмента востребованы и показывают неплохие продажи. И, очевидно, этот тренд будет набирать обороты", - подчеркнул эксперт.
Укрепить свои позиции на российском рынке теперь стараются компании из дружественных стран.
"К санкциям не присоединились Турция, страны Ближнего Востока и Средней Азии - на данный момент их бренды существенно активизировались. К примеру, свое присутствие в России расширяют турецкие бренды LC Waikiki, DeFacto, Koton, Collin's", - добавил он.
Несмотря на новую экономическую реальность, жизнь в торговых центрах продолжается. Так, 29 октября в ТРЦ "Мармелад" (Таганрог) открылся универмаг Familia. В ближайшее время запланировано еще несколько знаковых открытий - обувной магазин Marсo Tozzi, магазин белья испанского бренда Ysabel Mora.
"На днях стало известно, что Zara продолжат работу в России, но под другим брендом - New Fashion. Напомню, Zara входит в портфель брендов испанской компания Inditex (компания владеет брендами Stradivarius, Massimo Dutti, Oysho, Pull&Bear, Bershka). Среди брендов с успешной экспансией, занимающих в торговых центрах вакантные площади, - NOUN, Savage, Mark Formelle, Lichi, Serginnetti, Lusio, OGGI", - сообщил Коновалов.
Вместе с тем, по его словам, наблюдается дефицит товаров премиум-сегмента.
"Вряд ли европейские и американские бренды в ближайшее время вернутся в Россию. И найти им замену в сегменте "люкс" пока не получится. Очевидно, что нашему покупателю придется довольствоваться оставшимися в стране демократическими марками. Но это опять же карт-бланш для российских брендов. Есть примеры дорогих российских марок, которые неплохо выглядят. У них есть возможность расширить бизнес. Мы видим примеры создания таких производств в России в сегментах "средний" и "средний +". При условии относительной экономической стабильности эти возможности будут реализованы", - сообщил гендиректор "Инпром Эстейт".
Коновалов подчеркнул, что после весеннего затишья, в летний период в торговых центрах группы наблюдался рост трафика. На фоне объявления частичной мобилизации его снижение было кратковременным, резкого обрушения посетительского потока не произошло.
"В период с конца сентября по первую декаду октября трафик сократился в среднем на 6%. По итогам октября он восстановился, в том числе, в большинстве флагманских ТРЦ Юга России", - отметил Коновалов.
По его словам, в целом, частичная мобилизация не повлияла на планы торговых центров и потенциальных арендаторов в части открытий новых магазинов. Некоторые договоры, находившиеся в стадии согласования, были приостановлены и перенесены на будущий год.
Коновалов добавил, что сейчас меняется и модель потребительского поведения - покупатели чаще сравнивают цены на аналогичные товары и бренды, с большей готовностью покупают новые марки, в том числе, по причине их невысокой цены. Но, несмотря на изменение потребительских привычек и запуска режима экономии, люди не готовы отказываться от походов в торговые центры, даже при наличии множества бюджетных предложений на онлайн площадках, резюмировал Коновалов.
"В следующем году не стоит ждать роста покупательской способности, она заметно не увеличится, и трафик вряд достигнет допандемийного уровня. Неопределенность влечет за собой сложности в бизнес-планировании. Любые проекты реализуются с использованием заемных средств, чтобы посчитать возвратность инвестиций, надо видеть горизонт планирования, выстраивать экономическую модель и понимать, как ситуация будет развиваться дальше, - подытожил гендиректор "Инпром Эстейт" .
Меры государственной поддержки со стороны правительства позволят изменить ее в лучшую сторону.
"Мы рассчитываем на поддержку со стороны региональных властей и правительства. Например, в части налогов, как было в пандемию, когда субъекты принимали решение о льготах 50% по налогу на имущество, замораживании кадастровой оценки. Налоговая поддержка очень важна", - подчеркнул эксперт.
АО "Инпром Эстейт" специализируется в сфере девелопмента и управления коммерческой недвижимостью. Объекты недвижимости общей площадью свыше 500 тыс. кв. метров расположены в 7 городах России. Как сообщается на сайте компании, стратегия развития до 2030 года предусматривает формирование сети из 5 крупноформатных торговых комплексов.