Ростов-на-Дону. 21 февраля. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Ростовская область за несколько дней приняла более 50 тыс. беженцев из Донбасса, в основном это женщины и дети. Часть из них размещается в пунктах временного размещения на территории региона, часть - останавливается у родственников, остальных отправляют в другие регионы России.
Мужчин - в военкомат, женщинам - час на сборы
На станции Лихая в Ростовской области организован один из распределительных пунктов приема беженцев, откуда на поездах они едут в другие регионы. Некоторых здесь уже ждут родные и близкие, остальные спешно переходят мост через железнодорожные пути, чтобы пройти процедуру оформления и отправиться в пункты временного размещения.
Жительница Луганска Ирина выходит из автобуса с месячным ребенком на руках. В субботу, незадолго до эвакуации, ее мужа вызвали в военкомат в соответствии с приказом о мобилизации. Оттуда он связался с супругой и сообщил, что у нее есть час на сборы: нужно эвакуироваться. Так она вместе с женами коллег мужа оказалась сначала на луганском вокзале.
"Мы стояли, а автобусов все не было. Огромное количество людей, многие с детьми. Спустя два часа приехали два автобуса, в которые все явно бы не поместились. Нам удалось попасть в один из автобусов. Потом была очередь на границе, пересадка в новые автобусы. Я очень благодарна людям, которые, видя грудного ребенка у меня на руках, помогали с сумками. И уже здесь, в России, меня вне очереди пропустили в автобус. Так я оказалась здесь", - рассказывает Ирина корреспонденту "Интерфакса".
Женщину с ребенком на станции Лихая встречали родственники. Правда, как говорит Ирина, им пришлось помотаться по разным пунктам приема беженцев. Информации о том, куда они едут, до последнего не было, а созвониться в дороге не получилось. Сейчас ее больше всего волнует судьба мужа - связи с ним нет, но от жен его коллег она знает, что все они в казарме "учатся маршировать".
Добирались своим ходом: надо было спасать внука
В Ростовской области сейчас развернуто около 100 пунктов временного размещения: на базах отдыха, в детских садах, школах, санаториях. Один из них - в городе Шахты - находится в здании бывшего общежития. Сюда попала Ольга Лагутина из донецкого поселка. Еще в 2014 году там была достаточно напряженная ситуация, а следы разрушений видны до сих пор, рассказывает она.
"Сейчас объявили, что все будет гораздо серьезней, чем в прошлые годы. Если тогда мы пересидели в бомбоубежищах, как-то перебивались, то сейчас в связи с тем, что у моих детей появился ребенок, решили ради спасения его жизни эвакуироваться. Заняли денег, заправили машину и своим ходом решили ехать. На сборы времени вообще не было. Зять позвонил и говорит, что началась бомбежка. А я живу очень близко к этой зоне. Зять приехал за мной, и за 20 минут я, что смогла, покидала в сумки. И мы поехали. Мы не одни такие были, колонна оказалась очень длинная. Почти сутки добирались сюда", - сообщила женщина журналистам.
Оказавшись в Ростовской области, семья Ольги сразу не смогла найти информацию о том, где принимают беженцев. Но им повезло - на сутки их приютили незнакомые люди, а потом они же позвонили в МЧС и узнали, где беженцы могут получить помощь.
Привыкли к взрывам, но такая паника впервые
Уже "традиционно" беженцев из Донбасса размещают на базах отдыха в Неклиновском районе Ростовской области, который расположен достаточно близко от приграничной зоны. Так Снежана Кузнецова из села Патриотическое (ДНР) вместе с детьми оказалась в санатории-профилактории "Звезда". Она практически сразу приняла решение эвакуироваться в Россию, но дома остались пожилые родственники, которые не захотели никуда ехать.
"За 7 лет привыкли к взрывам, но такая паника, эвакуация - впервые. И говорят, что эта паника возникла не на пустом месте, угроза серьезная была. Мы собираемся поехать к родственникам в Санкт-Петербург, потому что неизвестно, на сколько это затянется. И раз у нас есть возможность поехать, не хочется занимать места - они понадобятся другим", - рассказала Снежана.
Хотим ходить на работу и воспитывать детей
Татьяна из города Горловка самопровозглашенной Донецкой народной республики оказалась в пункте временного размещения в хуторе Рожок Неклиновского района не сразу. Ее семья самостоятельно добралась до Таганрога, где вынуждена была снять квартиру посуточно. Однако они понимали, что долго жилье за свой счет не потянут. В момент беседы с корреспондентом "Интерфакса" семья как раз оформлялась в санатории, где развернут ПВР.
"Сейчас оформляемся здесь, что дальше будет - не знаю. Оформляем помощь, выплаты. У меня паспорта российского нет, только ДНРовский. Границу проходили ужасно, ехали через Успенку, людей много, в основном все с детьми, старики, тяжело добирались. Война, говорят, будет, Бог его знает. Надеемся на лучшее, хотим, чтобы быстрее был мир. Мы устали уже, хотим просыпаться в своих квартирах, в своих кроватях. И жить спокойно, ходить на работу, воспитывать детей", - говорит Татьяна.