Замгубернатора Ростовской области В.Гончаров: "Будущее развития информационных технологий - за технологиями "мобильного" правительства"

Замгубернатора Ростовской области В.Гончаров: "Будущее развития информационных технологий - за технологиями "мобильного" правительства"

                - Виктор Георгиевич, как известно, многофункциональные центры (МФЦ) доказали свою необходимость в сфере эффективного обслуживания населения. Появится ли МФЦ в нынешнем году во всех муниципальных образованиях Ростовской области?

               - Да, мы действительно завершаем создание многофункциональных центров на всей территории Ростовской области. На сегодняшний день работает 31 МФЦ, в декабре в оставшихся 24 муниципальных образованиях будут открыты новые центры. Здесь наш регион, что называется, идет в ногу с прогрессом семимильными шагами.

               Поэтому в конце нынешнего года можно будет констатировать, что полнокровная инфраструктура для качественного предоставления услуг в Ростовской области будет создана. Однако это не означает, что данная работа не будет продолжена в 2013 году. Мы планируем расширить инфраструктуру МФЦ в городских округах - Ростове-на-Дону, Таганроге, Волгодонске, Шахтах, Батайске, Азове, доведя количество окон приема МФЦ до требуемого количества исходя из численности проживающего населения. Кроме того, в муниципальных районах, в наиболее крупных поселениях, будут открыты дополнительные центры доступа к услугам МФЦ.

               - Какие услуги на сегодняшний день оказываются в МФЦ? Какие  упомянутые Вами перспективы расширения этого списка  ожидаются в 2013 году?

               - В Реестре государственных услуг Ростовской области насчитывается более  400 региональных услуг. Это услуги в таких сферах как поддержка предпринимательства и сельхозтоваропроизводителей, лицензирование отдельных видов деятельности, государственная регистрация актов гражданского состояния, лесное хозяйство, охрана объектов животного мира и биоресурсов и др. Поскольку учредителями МФЦ выступают администрации муниципальных образований, в многофункциональных центрах, прежде всего, оказываются муниципальные услуги. Среди них наиболее востребованы около 60 услуг в сфере земельно-имущественных отношений и архитектуры.  А вот с 1 января наступающего  года на базу МФЦ будет передана 51 государственная услуга в сфере социальной поддержки населения по субсидиям, пособиям и льготам.

               Пока нерешенным остается вопрос компенсации затрат МФЦ на организацию предоставления этих услуг со стороны федеральных органов власти, но эта проблема решаема, что называется, в текущем режиме.

               В любом случае мы заинтересованы в том, чтобы на площадке МФЦ предоставлялось максимальное количество услуг.

               - Виктор Георгиевич, какие услуги для бизнеса предусмотрены в настоящее время  в МФЦ?

               - В год 75-летия Ростовской области мы существенно расширили перечень услуг для бизнеса, предоставляемых в МФЦ. Наряду с ранее существовавшими услугами в сфере земельно-имущественных отношений и архитектуры в ряде многофункциональных центров организованы бесплатные консультации в сфере развития предпринимательства и поддержки сельхозпроизводства. На сегодняшний день в МФЦ города Шахты, Кашарского, Орловского, Семикаракорского и Цимлянского районов организованы информационно-консультационные пункты по оказанию бесплатной консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также гражданам, желающим организовать собственное дело. В шести  МФЦ (Миллеровский, Белокалитвинский, Семикаракорский, Октябрьский, Сальский и Орловский) по принципу охвата природно-климатических зон организованы информационно-консультационные пункты бесплатной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Эту работу мы намерены продолжить  и в 2013 году.

               - Согласно идеологии функционирования многофункциональных центров, они создаются в том числе и как один из инструментов борьбы с коррупцией. Удалось ли минимизировать эту печальную составляющую?

               - Многофункциональный центр, действительно, выступает основным инструментом в борьбе с проявлениями бытовой коррупции при предоставлении услуг. Сам по себе МФЦ является связующим звеном между гражданином и многочисленными органами и организациями, участвующими в предоставлении услуг. При этом, если раньше гражданину приходилось общаться с множеством этих организаций самостоятельно, то сейчас вместо него эту функцию выполняют МФЦ. Само по себе сокращение количества контактов заявителя с чиновниками выступает важным антикоррупционным элементом.  Помимо этого, дополнительно создана система контроля и мониторинга деятельности МФЦ, которая позволяет в режиме реального времени осуществлять профилактику коррупционных правонарушений.

               - Известно, что сегодня Ростовская область входит в пятерку лучших субъектов России по развитию сети многофункциональных центров. Каковы региональные  конкурентные преимущества, за счет чего удается добиваться таких  весомых результатов?

               - В рамках проведения административной реформы в правительстве Ростовской области сделали основную ставку на создание целостной сети многофункциональных центров, и этот путь, как показала практика, полностью себя оправдал.

               Кстати, при разработке концепции развития МВЦ мы ориентировались, в том числе, и на мировую практику. К примеру, на Южную Корею как страну, занимающую первое место в мире по созданию электронного правительства. Там, к примеру, в столице Южной Кореи Сеуле работает 25 МФЦ и у каждого из них не менее 10 центров доступа.

               Ну а если говорить об общих принципах, то, создавая сеть многофункциональных центров в Ростовской области, мы ориентировались, прежде всего, на единые подходы и требования: стандарты качества, стандарты планировочных решений, типизацию муниципальных услуг, единое программное обеспечение, единый фирменный стиль.

               Отрадно, что в нашем регионе на базе региональной Академии госслужбы создан уникальный в России учебный центр для подготовки работников МФЦ. Реализовать столь масштабный проект нам помогла совместная работа Правительства области, администраций муниципальных образований и нашей донской науки.

               - Какие еще нововведения в МФЦ ожидают жителей донского региона в 2013 году?

               - Сейчас мы работаем над несколькими новыми проектами в сфере развития МФЦ. Один из основных - реализация принципа «экстерриториальности» на территории Ростовской области. Говоря другими словами, мы должны предоставить жителям области возможность получать услуги в МФЦ вне зависимости от прописки и муниципального образования. В нынешнем году на базе МФЦ г. Шахты и Октябрьского района в пилотном режиме мы уже отрабатываем этот вопрос. Но пока желающих получать услуги не по месту жительства немного. Хотя я убежден, что для граждан, проживающих в пригородах Ростова-на-Дону, этот вопрос будет очень актуальным в самом ближайшем будущем.

               Еще один новый проект, над которым мы начали работу, - организация разработки технологий мобильного правительства в деятельности МФЦ. Мобильная версия работы МФЦ позволит расширить круг потенциальных пользователей МФЦ, повысить удобство работы заявителей в МФЦ. Как показал опыт той же Южной Кореи, будущее развития информационных технологий - за технологиями "мобильного" правительства.

               Еще один новый и очень важный проект - оценка жителями области работы МФЦ. Сегодня мы прорабатываем такую систему оценки, также увязывая ее с информационными технологиями. Думаю, уже в следующем году мы получим результаты.

               - Какие проекты в области формирования электронного правительства региональная администрация реализовала в уходящем году? Какое финансирование на эти цели предусмотрено областным бюджетом?

               - Уже второй год подряд все проекты в области внедрения и развития информационных и телекоммуникационных систем в Ростовской области осуществляются в рамках реализации Областной долгосрочной целевой программы «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010 – 2014 годы».

               К мероприятиям программы в области развития электронного правительства относится создание ведомственных информационных систем, в том числе информационных систем оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, развитие портала государственных и муниципальных услуг, центров общественного доступа, многофункциональных центров и многое другое.

               К примеру, в текущем году реализован крупный проект по модернизации регионального портала государственных и муниципальных услуг, обеспечение синхронизации регионального портала с федеральным, внедрение региональной системы межведомственного электронного взаимодействия и подключение ее к аналогичной федеральной системе. Активно развивается и региональная система документооборота, которая подключена к единой системе межведомственного документооборота. Следует напомнить, что Ростовская область стала первым субъектом Южного федерального округа, подключенным к указанной системе. В целях обеспечения юридически значимого межведомственного взаимодействия в электронном виде введен в эксплуатацию удостоверяющий центр, а официальный портал правительства Ростовской области уже второй год подряд занимает лидирующие позиции в различных рейтингах.

               Всего же на реализацию программных мероприятий предусмотрено более 2,8 млрд рублей, в том числе в 2012 году - более 630 млн рублей и в 2013 году - более 680 млн рублей.

               С учетом того, что в перечень исполнителей программы входят все органы исполнительной власти области, а ряд мероприятий предусматривает софинансирование расходных обязательств всех городских округов и муниципальных районов, можно со значительной долей уверенности утверждать, что реализация программных мероприятий позволит перейти на качественно новый уровень информатизации региона.

               - Немаловажно уточнить, будут ли привлекаться внешние компании - разработчики и интеграторы - или администрация будет реализовывать проекты своими силами?

               - Не только будут, но и уже сейчас активно привлекаются. Формирование электронного правительства требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики.

               К решению этих задач мы, понимая значимость реализации этих мероприятий, будем стараться привлекать крупные компании, имеющие достаточный опыт внедрения региональных и ведомственных подсистем электронного правительства.

               Кроме того, действующими нормативными и руководящими документами предусмотрено возложение определенных функций в рамках работ по формированию электронного правительства и построению соответствующей инфраструктуры на ряд крупных общероссийских компаний – разработчиков и интеграторов, с которыми правительство Ростовской области намерено сотрудничать.

               К примеру, ОАО «Ростелеком» определено единственным исполнителем работ в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». А в рамках прекратившей свое действие федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» были разработаны и в настоящее время внедряются государственные автоматизированные системы, такие как ГАС «Управление» и различные типовые решения в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Кроме того, ОАО «Ростелеком» определено единым национальным оператором инфраструктуры электронного правительства. Похожие документы есть и в отношении мероприятий по внедрению универсальных электронных карт.

               В Ростовской области в начале нынешнего года создано государственное автономное учреждение «Региональный центр информационных систем». На него возложен серьезный объем работ по внедрению и развитию информационного общества и формирования электронного правительства. Это обеспечение перехода органов исполнительной власти и органов местного самоуправления на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде, обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти области с территориальными структурами федеральных органов государственной власти, выпуск, выдача и обслуживание универсальных электронных карт с привлечением заинтересованных банковских учреждений и многое другое.

               Кроме того, на ГАУ «РЦИС» возложены задачи по технической защите конфиденциальной информации, в том числе персональных данных при их обработке и хранении. На этот вид деятельности ГАУ «РЦИС» уже получена соответствующая лицензия.

               - И когда жители Ростовской области получат возможность пользоваться преимуществами «электронного правительства»?

               - Уже сегодня. На региональном портале государственных услуг можно получить все услуги, доступные на федеральном портале. Кроме того, региональный портал в настоящее время наполняется услугами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области. В наших планах до конца текущего года обеспечить на региональном портале до 50 наиболее социально значимых и востребованных услуг, оказываемых в Ростовской области. В настоящее время на портале размещена информация об условиях оказания всех государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на территории Ростовской области. Каждый посетитель портала может получить исчерпывающую информацию о месте и времени получения услуги, графике работы, адресах и контактных номерах телефонов соответствующих сотрудников и скачать образцы необходимых документов и формы заявлений.

               Кроме того, первого июля текущего года вступили в силу положения действующего законодательства, согласно которым чиновники больше не имеют права требовать от заявителя предоставления сведений и документов, находящихся в распоряжении других ведомств, за исключением небольшого перечня так называемых «документов личного хранения», перечень которых также утвержден. На практике такой запрет привел к необходимости организации межведомственного взаимодействия в электронном виде, и такая работа сейчас активно ведется и близка к завершению. Но даже там, где электронное взаимодействие еще не налажено, требовать от заявителя документы запрещено. На официальном сайте Минсвязи области создана форма обратной связи, где каждый житель, недовольный качеством предоставления государственной или муниципальной услуги, может направить соответствующее обращение. Я призываю жителей нашей области активно пользоваться этой формой для того, чтобы совместными усилиями обеспечить качественно новый уровень предоставления услуг и исключить нарушение действующего законодательства. По каждому такому обращению будут приняты необходимые меры.

                - Виктор Георгиевич, а как в таком электронном изобилии чувствуют себя те, кто считает сложными и зачастую недоступными подобные новшества?

               - Ликвидация цифрового неравенства – это одна из основных задач, стоящих сейчас перед нами. С 2011 года правительством области реализуется проект по повышению компьютерной грамотности населения. Около двух тысяч человек каждый год проходят бесплатное обучение работе на персональном компьютере, с сетью Интернет и порталом госуслуг.

               Кроме того, с помощью бесплатного телефонного номера центра телефонного обслуживания граждан и организаций по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг каждый гражданин может получить помощь по работе с порталом и справочную информацию об условиях оказания той или иной услуги.

               Что касается телекоммуникационной составляющей цифрового неравенства, то этот вопрос также находится на особом контроле. Постановлением правительства области утверждена "Концепция развития связи в Ростовской области на период до 2020 года", которая направлена на реализацию "Стратегии социально- экономического развития Ростовской области до 2020 года" в части развития средств связи в Ростовской области. Концепция, в частности, предусматривает обеспечение доступа к Интернету 100 процентов населенных пунктов Ростовской области с населением не менее 500 человек и повышение уровня доступности для населения базовых услуг в сфере телекоммуникационных технологий, в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Данная работа с операторами связи налаживается.