Ректор ЮФУ Инна Шевченко:

"Мы рассматриваем возможность создания Кремниевой долины на юге России"

Южный федеральный университет (ЮФУ) – крупнейшее учреждение высшего образования на Юге России. В нынешнем году университету исполняется 105 лет. В вузе готовят специалистов более чем по 200 специальностям. Ученые университета ежегодно становятся победителями российских и международных конкурсов. Совместно с учеными ведущих стран мира проводятся исследования, разрабатываются инновационные методики, открываются современные научные лаборатории и центры. О работе вуза в условиях пандемии, организации приемной кампании и научном сотрудничестве с иностранными учеными в сложившейся эпидемиологической ситуации в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказала ректор ЮФУ Инна Шевченко.

"Мы рассматриваем возможность создания Кремниевой долины на юге России"
Фото пресс-службы ЮФУ

- Инна Константиновна, недавно на площадке ЮФУ в Инженерно-технологической академии проходил "круглый стол" с участием губернатора Василия Голубева и представителей ведущих вузов и предприятий региона. Какие его решения могут, на Ваш взгляд, существенно повлиять на социально-экономическое развитие Ростовской области?

- На заседании "круглого стола" с губернатором обсуждались важные для нашего вуза вещи. Мероприятие проходило на площадке Инженерно-технологической академии в Таганроге не случайно. Именно там профиль и деятельность вуза предопределили специализацию города. И сегодня большое количество выпускников таганрогских школ по выбору сдают математику, информатику и физику. Наша задача – развитие инфраструктуры, создание механизмов обеспечения кадрового резерва инновационной экономики. На встрече мы обсудили фильм Юрия Дудя о кремневой долине, а также фильм, который мы создали совместно с IT-компаниями Таганрога, о возможности организации Кремниевой долины в России.

Таганрог рассматривается в триаде городов "Таганрог-Ростов-Новочеркасск", ведь именно в них сконцентрированы ключевые технические вузы региона. В этом смысле увязка всего спектра инженерного образования позволяет нам выстраивать задачу пространственного кластера и развития территории. Здесь важным вопросом являлось использование инфраструктуры университета для развития сквозных технологий (перспективные технологии, радикально меняющие ситуацию на существующих рынках или способствующие формированию новых рынков. Такие технологии имеют ключевое значение для развития сразу нескольких перспективных рынков – ИФ). Сейчас мы активно работаем над такими направлениями, как нейронаука, биотехнологии, экосистемы, которые станут технологическим пакетом следующих лет. Для этого, в том числе, нужно развивать экосистему города, включающую создание условий, в том числе, налоговых, социальных, инфраструктурных, чтоб привлекать в регион IT-компании. И студент выбирает не только вуз, но и город,  где он будет учиться и жить.

Кроме того, на заседании "круглого стола" обсуждались вопросы президентских инициатив по поддержке IT-сферы региона, разработки отечественного программного обеспечения. Мы сегодня должны сделать акцент на кибербезопасности, а для этого необходимо иметь собственное программное обеспечение, подготовить кадры. Для сквозных технологий важно критическое количество инженеров, способных решать конструкторские задачи и создавать новые продукты. И в этой сфере у нас огромный потенциал.

- Начало нового учебного года в 2020 связано с рядом особенностей, обусловленных эпидемиологической ситуацией. Что изменится в методологии, технологиях и формах организации научно-образовательного процесса?

- Хочу сказать, что каждый учебный год - особенный, поскольку университет принимает более 7 тыс. человек ежегодно. Конечно, каждый раз в вуз поступают разные студенты, университет имеет 105-летнюю историю и за этот период реализовались самые разные программы. Эпидемиологическая обстановка и тот опыт, который был накоплен в весеннем семестре, накладывают свои особенности на организацию учебного процесса, социализацию студентов в новом году. На сегодняшний день приняты все меры, которые касаются санитарных и эпидемиологических норм, предписанных Роспотребнадзором. К началу учебного года мы подготовили 91 корпус. Это, в том числе, корпуса общежитий, где проживают студенты.

В новом учебном году мы приняли решение об организации смешанной формы обучения.  Часть лекций проводится онлайн. По части курсов пройдут "сквозные" лекции, читаемые ведущими профессорами для всего потока студентов. В частности, такой курс у нас организован по истории, когда проводятся "сквозные" лекции по истории Древней Руси, средних веков, истории 20 века. И на этих лекциях могут присутствовать не только студенты нашего университета, но и других вузов. Запланированные часы семинарских занятий с преподавателями сохранены, а рекомендуемые материалы для самостоятельной работы дополнены онлайн-курсами.  

Кроме того, мы провели существенную модернизацию своей собственной образовательной платформы, систему взаимодействия с другими университетами. Это ускорило информационный обмен. Сейчас достаточно распространена "концепция перевернутого класса", когда основная информационная подготовка идет в рамках самостоятельной работы, студент имеет возможность активного взаимодействия с преподавателем, с наставником, с консультантом, с аспирантом, научной группой. В основном, практические, лабораторные и семинарские занятия идут в офлайн режиме, что совершенно необходимо для приобретения практических навыков и компетенций студентов и сохранения форм их социализации. Основное внимание сегодня уделяется первому курсу, там процент занятий в офлайн режиме существенно выше, т.к. они должны адаптироваться к университету, учебному процессу.

- Каким образом в условиях коронавируса в ЮФУ прошла приемная кампания? Смогли ли поступить в ЮФУ иностранные студенты, как изменилось их количество и условия обучения?

- Пандемия внесла существенные коррективы в приемную кампанию нынешнего года. Прием в вуз еще идет, продолжается набор иностранных абитуриентов на подготовительное отделение, дополнительный набор в филиалы. Эта приемная кампания была одной из самых нестандартных и достаточно противоречивых. С одной стороны, мы опробовали абсолютно новые для себя форматы, с другой стороны, увидели, как организуется приемная компания онлайн. У абитуриентов были возможности подачи заявлений и в стандартном режиме. Посредством подачи документов онлайн мы увидели, что в магистратуру у нас в этом году 41% поступивших - абитуриенты, закончившие другие университеты. Причем существенная часть из них из Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Всего около 200 человек к нам поступили из центральных территорий.

В нынешнем году заявлений, поданных в университет, было существенно больше. Всего более 45 тысяч. В университете впервые опробован механизм полного приема вступительных испытаний через онлайн с использованием системы прокторинга. Это позволило нашим абитуриентам сдавать вступительные испытания, не приезжая в университет. Мы увидели и существенные сложности, которые касались технической оснащенности не только приемной комиссии, но и студентов.

Кроме того, мы увидели, что организационная схема логистики приемной комиссии стала другой. Основной акцент был сделан на call-центр. Пиковая нагрузка в неделю подачи заявлений и неделю окончания подачи документов составляла около 1200 звонков в час. Для удобства абитуриентов использовались все каналы информации - электронная почта, обычная почта, оффлайн и личный кабинет абитуриентов. Но всего 30% выпускников подавали документы в оффлайне, а 70% из поданных заявлений (около 20 тыс. человек) - это все через цифровые системы.

Мы начали учебный процесс и видим, что новые возможности все-таки открываются. Так, к нам поступили абитуриенты с более высокими баллами, вырос средний балл ЕГЭ до 76,5.

На сегодняшний день в 2020 году в наш вуз поступили около 1 тыс. иностранных студентов. Но еще ведется набор на подготовительные курсы.

Всего было подано около 3 тыс. заявлений от абитуриентов из других стран. Конкурс на бакалавраиат был 2,5 человека на место. В целом в университете обучаются около 3,5 тыс. иностранных студентов. Из них примерно 2,8 тыс. находятся на территории России и 700 человек до сих пор за рубежом. Они пока работают в дистанционном режиме. Мы их ожидаем сразу после открытия границ. Для них подготовлены места размещения.

- В последнем рейтинге TIMES Южный федеральный университет укрепил свои показатели в области научных исследований (в 2020 году – 10, 2021 – 11.1), в области индустриальных доходов (2020 год – 41.9, 2021 – 44.2) и в области международной привлекательности (2020 – 27.1, 2021 – 28.7). Как это повлияет на позиции вуза?

- Хочу сразу подчеркнуть, что рейтинг – это индикатор, а не цель нашей работы. Во многом он зависит от методик и ключевых направлений развития вуза. Для нас задача присутствия в мировых рейтингах – это участите в мировой конкуренции за таланты. Они связаны с молодыми людьми, приезжающими в Россию на обучение. Мы всегда стоим на позиции отбора тех, кто способен получить знания. Но это еще и двусторонний процесс, включающий не только изучение иностранными студентами русского языка, но и создание билингвальной среды в вузе. Преподаватели и исследователи должны знать несколько языков, уметь общаться на языке, на котором пишут основные научные работы. Важнейшая функция вуза – продвижение культуры, истории, традиций языка.

Наука развивается стремительно, практически невозможно иметь все необходимое для исследований в одном университете. А разработка совместных образовательных программ, повышение мобильности студентов и преподавателей обеспечивает возможность совместного использования оборудования, проведение семинаров, участие в конференциях, развитие отдельной предметной области. Всему этому также способствует участие в рейтинговых мероприятиях.

- В нынешнем году в ЮФУ создан специализированный учебный научный центр (СУНЦ) для школьников. Каких эффектов ожидаете?

- Создание центра для нас очень важный проект. Специализированных учебных научных центров в стране всего пять – при Московском, Санкт-Петербургском, Уральском, Новосибирском университетах, а теперь при ЮФУ. Всего их должно быть восемь. Они созданы для того, чтобы вовлечь в науку талантливого ребенка с самого раннего возраста, развивать его творческие и исследовательские способности в передовых лабораториях университета. Вторая задача – усилить преемственность между уровнями образования в подготовке исследователей. Потому что развитие приоритетных научно-технологических направлений связано с подготовкой исследователей и кадров по ключевым научно-техническим направлениям. И в этом смысле это преемственность между научными школами, а с другой стороны, это ускорение процесса вовлечения в исследовательский процесс, способность решать исследовательские задачи и пользоваться современным оборудованием. Это популяризация профессии исследователя, возможность через образовательный кластер Южного федерального округа вовлекать школы в исследовательскую работу.

Кроме того, важные задачи создания специализированных центров – это решение и макрорегиональных задач, поэтому наш центр рассчитан как на юг России, так и на другие территории и регионы. В СУНЦе предусмотрено интернатное проживание. Сегодня из 130 поступивших 60 проживают на территории университета. Они из разных регионов ЮФО. Они вовлечены в жизнь вуза, в исследовательскую работу, спорт, изучение истории науки, истории культуры, истории страны, и, конечно, истории вуза.

- Какие специальности сейчас пользуются наибольшей популярностью у студентов? Какие организации являются заказчиками целевого обучения? Вводит ли университет обучение новым специальностям в зависимости от спроса на рынке труда?

- В этом году, наряду с популярными юриспруденцией и экономикой, безусловно, популярны лингвистика, журналистика, информационные технологии, педагогика, математика и химия. Мы даже приняли решение на следующий год открыть новые программы бакалавриата по химическим технологиям, биотехнологиям, т.к. на них достаточно высокий спрос. Мы увидели повышение интереса к направлениям, связанным с фундаментальной математикой и информатикой. Кроме того, в этом году, например, у нас очень высокий проходной балл в области политологии.

- Университету сегодня удается привлекать не только иностранных студентов, но и зарубежных ученых для совместных исследований. Расскажите об этом опыте.

- Несмотря на пандемию и ограничения, у нас в университете работает 72 зарубежных профессора. Международный обмен строится и в программе постдоков. Особой популярностью пользуются направления спектрометрии, физики конденсированного состояния, химии, науки о материалах и почвоведения. Здесь мы практикуем формы совместной работы в течение двух-трех лет, а также краткосрочные стажировки на кафедре почвоведения и земельных ресурсов. Мы с коллегами и губернатором Ростовской области Василием Голубевым обсуждали возможность создания центра компетенций в области почвоведения. В него войдут ведущие НИИ области, индустриальные партнеры, ученые МГУ, наши зарубежные партнеры.

Мы получили поддержку программы "Эразмус" (некоммерческая программа Евросоюза по обмену студентами и преподавателями между университетами стран членов Евросоюза, а также Исландии, Лихтенштейна, Северной Македонии, Норвегии, Турции – ИФ) именно в направлении почвоведения. На реализацию содержательных компонентов программы выделено более 3 млн евро. Сейчас мы подводим итоги очередного конкурса постдоков, позволившего ранее привлечь троих перспективных молодых ученых из Индии, Малайзии и Кубы. Под них мы готовим исследовательские группы, состоящие из аспирантов, магистрантов первого и второго года обучения.

В августе объявлен конкурс постдоков на создание групп по направлениям, которые не требуют исследовательского оборудования, – математика, гуманитарные и общественные науки.

Наш вуз достаточно активно участвует в программе "Эразмус". И важным направлением является создание лабораторий под руководством ведущих ученых в рамках программы мега-грантов. На сегодняшний день в университете их создано уже четыре, совместно с Туринским университетом, с университетом штата Юты по наукам о материалах. Мы получили президентский грант в размере 90 млн рублей на создание на базе университета лаборатории вычислительной механики.

-ЮФУ активно ведет различные междисциплинарные научные исследования по проблемам последствий и влияний пандемии коронавируса, можно ли говорить о каких-то конкретных результатах?

- Наш ответ на глобальные вызовы были связаны с системой прогнозирования. Мы создали специальный датасет с использованием данных по прогнозам эпидемиологической обстановки, её влиянию на основные социально-экономические параметры. У нас проведена работа по исследованию, с исторической, политологической, экономической и социологической точек зрения, влияния пандемии на экономические циклы, смены политических укладов. Поскольку в начале каждого века возникает пандемия. Это было большое исследование, мы продолжаем научный поиск.

В области естественных наук – это создание ткани, специальных материалов и антибактериальной обработки ткани. В области физики – создание оболочек для персонализированной доставки лекарств. По ряду направлений мы работаем с ведущими исследовательскими и медицинскими центрами, клиниками и институтами Ростовской области. В частности, с учеными сердечно-сосудистого кардиоцентра обсуждаем влияние "ковида" на социально-значимые заболевания.

Еще одна область – микробиология. Как известно, вирус содержит РНК, поэтому задействованы микробиологи и генетики. Мы взаимодействуем с коллегами из других вузов и центров, поскольку сегодня наука не делается в одиночку.

Хочу отметить, что мы получили два проекта Российского фонда фундаментальных исследований по спецконкурсу, посвященному коронавирусу. Один из них в области социологических исследований влияния эпидемиологической ситуации на общество.  Второй проект – это создание киберсистем обработки данных, что позволяет получать информацию из разных источников, противодействовать фейковой информации. Финансирование каждого проекта составляет 5 млн рублей в год.

- Инна Константиновна, в этом году вузу исполняется 105 лет. Как планируете праздновать эту дату?

- К 105-летию университета мы приурочили открытие ряда лабораторий, центров, проведение встреч, "круглых" столов, серии лекций, семинаров, подведение итогов и чествование преподавателей и студентов, внесших вклад в развитие вуза. Формат праздника пока обсуждаем, но точно решено основное внимание уделить преподавателям и студентам. На мой взгляд, роль университета старше 100 лет должна быть осознана по-другому. Нужно решить, что сохранить в университете, понять, как трансформируется университет. К круглой дате мы приурочим открытие центра в области конституционного права, а также ряда лабораторий, активно обновляем материально-техническую базу. К 105-летию приурочена и программа нашего Фестиваля науки Юга России.