СтГАУ совершенствует работу по обеспечению агропромышленного комплекса квалифицированными кадрами. В вузе построена система подготовки необходимых для отрасли специалистов, которая основана на анализе рынка труда, внедрении новых компетенций, а также работе с предприятиями напрямую. О том, каких результатов удалось достичь университету по данному направлению рассказал в интервью "Интерфаксу" ректор СтГАУ Владимир Ситников.
- Владимир Николаевич, Вы отмечали, что основными причинами кадрового голода в сфере АПК является отсутствие четкого контура карьерной лестницы и социального лифта. Какие меры должны быть приняты потенциальными работодателями, и какие уже предпринимает университет, чтобы заинтересовать выпускника?
- Изменения в экономике определили мощный кадровый запрос в отрасли. К примеру, 30 лет назад трудоустроиться в сферу АПК было непросто, несмотря на не очень высокие зарплаты. Плюс все это происходило на фоне практически отсутствия сферы услуг и строительной индустрии в регионе как таковой, спада промышленности.
Сейчас мы наблюдаем бум строительной отрасли, рост военно-промышленного комплекса, а сфера услуг уже превратилась в индустрию. Рынок труда сегодня контролирует не работодатель, а соискатель. Видим минимальный уровень безработицы за период постсоветского развития страны. И тут предложения АПК не всегда конкурентны в сравнении с другими отраслями. В этом есть и ряд субъективных факторов, которые работают против возврата выпускников в отрасль. Можно сказать, что это комплексная проблема качественной кадровой ротации в отрасли.
Нам всем нужно понять, и сельхозтоваропроизводителям, и учреждениям высшего образования, и организациям среднего профессионального образования - нужно переключаться от деклараций и заявлений к конкретным делам. Важна позиция работодателя, на нем большая ответственность.
Читайте также:
В этом году наблюдали серьезные изменения с точки зрения процедуры целевого набора и обязательств, как работодателя, так и потенциального студента. Ранее сам абитуриент искал организацию, с которой он оформит целевое обучение. Теперь работодатель должен разместить заявки на портале "Работа России". В них ему необходимо обозначить, какие меры поддержки он готов оказать студенту в ходе обучения и затем при трудоустройстве, а также какую работу и сколько мест он может предоставить.
Важно, что на такую заявку может претендовать абитуриент из любого региона страны, если предложение его заинтересует. И реакция поступающего, выпускника зависит от того, насколько конкурентным по заработной плате и другим социальным гарантиям будет предложение о работе.
Совместная работа
- В каком формате происходит сотрудничество между университетом и потенциальными работодателями? Помогает ли это в трудоустройстве выпускникам?
- Уровень трудоустройства выпускников у нас высокий, около 90%. На сегодняшний день уже на 3-4 курсе обычно все профильные специалисты АПК уже трудоустроены.
Именно поэтому бизнесу важно понимать, что он должен быть на площадке университета. Продвинутый работодатель уже с первого курса сотрудничает с вузом. Предприятия участвуют в сборке и реализации образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, создании научно-образовательной инфраструктуры, а также поддержке студентов и молодых ученых, культуры и спорта.
В таком формате мы работаем с крупнейшими российскими и ведущими региональными предприятиями. Среди них агрохолдинги "Эко-Культура", "Степь", "АСБ", а также концерн "Энергомера", ГАП "Ресурс", "Био-Тон", "Ставропольагросоюз", "Щелково-Агрохим". Эти же модели есть и в работе с банками и организациями финансового сектора - Росагролизинг, Россельхозбанк и другими.
К примеру, в прошлом году мы запустили сетевую образовательную программу магистратуры с агрохолдингом "Эко-Культура" под названием "Интегрированная защита и система питания овощных культур в защищенном грунте".
Сегодня в тесной связке с работодателями, с их экспертизой, работаем над увеличением аудиторных часов по отраслевым дисциплинам и практике.
Естественный результат таким образом собранной и реализованной программы - это выпускник, который крепко стоит на ногах и понимает все основные этапы технологического цикла на предприятии.
Баланс между инновацией и классикой
- Вы упомянули, что "ключ к решению проблемы находится в образовательных программах". Как Вы считаете, за какими программами будущее, а от каких стоит отказаться?
- Учебный год 2023-2024 мы посвятили выработке основ нашей образовательной политики. С учетом современных реалий, мы впервые за довольно длительный период провели системный анализ этой области. Исследовали структуру и содержание образовательных программ; качество образования и результат, который мы получаем; и, конечно, эффективность работы профессорско-преподавательского состава.
Говоря о самой образовательной программе, считаю, что в ее наполнении нужно соблюдать баланс между инновацией и классикой. Это есть и будет нашим главным конкурентным преимуществом. Мы - мощный отраслевой вуз, нам не нужно уходить от этого.
У нас имеются годами выверенные программы по агрономии, ветеринарии и зоотехнии. Открываем сетевые образовательные программы с ведущими университетами. Создали факультет цифровых технологий, запустили программы с возможностью получения двух дипломов по экономике и туризму с МГИМО.
Если говорить о ребрендинге образовательных программ, то мы видим, что на первом курсе непрофильные дисциплины могут достигать до 50-60% часов. Это - системная проблема. Возлагаем большую надежду на выход новых образовательных стандартов в 2025 году, которые позволили бы более четко и прозрачно обеспечить подготовку специалистов с отраслевой составляющей.
Сегодня работаем над увеличением аудиторных часов по отраслевым дисциплинам, начиная с первого курса, снижая до минимума непрофильные. Тут нельзя рубить с плеча.
Если говорить о качестве образования и образовательного результата, который получаем, то мы активно занимаемся разработкой регламентов, позволяющих обеспечить контроль за внедрением новых форм и форматов, методов и методик подачи учебного материала как лекционных, так и практических занятий.
Селекция, генетика и сельские территории
- Расскажите подробнее о ключевых научных направлениях университета. Какие проекты были или будут реализованы в этих направлениях?
- В рамках программы "Приоритет-2030" мы работаем по трем стратегическим проектам. Это селекция и генетика в растениеводстве и животноводстве, а также развитие сельских территорий. Нашими партнерами здесь являются МГИМО, ИБХ РАН, Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора, МГУ имени М.В. Ломоносова, а также другие ведущие научные центры.
Так, в этом году при поддержке правительства Ставропольского края совместно с ООО "СоюзСемСвекла", одним из ведущих селекционно-генетических центров, создан научно-производственный кластер по первичному семеноводству сахарной свеклы и размножению семян коммерческих гибридов. Для этой работы мы провели дооснащение лабораторий ПЦР-анализа и молекулярно-генетической.
Другое направление - животноводство и генетическое совершенствование молочного скота. Наши ученые проводят оценку племенного поголовья по генотипам и фенотипам. Ведется оценка показателей качества молока в хозяйствах по содержанию белков, жиров и уровню соматических клеток, проводится генетическая паспортизация племенных животных - создание ДНК-профилей. Это дает нам возможность определить потенциал животного посредством генетического метода. Кроме того, позволяет выстраивать, прогнозировать, программировать продуктивность в долгосрочной перспективе, а также составлять лучшее по характеристикам стадо.
Помимо этого, мы провели социологические исследования о состоянии сельских территорий по эффективности реализации госпрограмм. Было опрошено более 25 тысяч респондентов во всех округах. С МГИМО работали над Туристским атласом, разработали рекомендации по развитию сельского туризма, ГИС "Сельские территории региона".
Приоритет на кадры и импортозамещение
- Каким вы видите будущее СтГАУ?
- Развитие отрасли на ближайшие 6 лет четко определено национальным проектом "Технологическое обеспечение продовольственной безопасности". И практически все это время отрасль будет работать в рамках этого нацпроекта, где четко определены показатели в объемах, в технологиях, потребность в кадрах.
Поэтому вузам важно проводить глубокий анализ на рынке труда у себя в регионе: в текущем моменте, а также перспективы, прогнозы развития отраслей и подотраслей АПК в ближайшие 3-5 лет. Развитие отрасли должно идти параллельно с подготовкой кадров. Приведу пример на садоводстве. У нас за 14 лет объем промышленного сбора яблок вырос в 5 раз. А запрос на садоводов пошел уже на пике развития отрасли.
В научной сфере мы продолжим работу над нашими стратегическими проектами, о которых я сказал ранее. В этом году плотно работаем над развитием нашего инженерного направления - сегодня актуально решение задач в импортозамещении узлов сельскохозяйственной техники.
Также в будущем году мы продолжим продвигать результаты наших исследований и образовательных программ, как на базе вуза, так и на ключевых площадках федерального уровня.
Сегодня вуз уверенно чувствует себя на научной и образовательной карте нашей страны благодаря поддержке региона.
В целом хочу сказать, мы находимся в уникальных условиях, задана интересная система координат, в которой можно работать и добиться результата. Дело осталось только за внутренними процессами вуза. Надо, как никогда, успевать меняться. Время вызовов, но и время возможностей.