Первый Всероссийский фестиваль историй успеха обучающихся "Открытия-2030" прошел в ВДЦ "Смена" и собрал около 500 подростков и педагогов из десятков регионов России, которые смогли обменяться знаниями и опытом, а также обсудить и выработать новые подходы к работе. Одним из экспертов фестиваля выступила президент Южного федерального университета Марина Боровская, которая в интервью "Интерфаксу" рассказала о том, какие тенденции есть в системе дополнительного образования страны и какие образовательные курсы будут востребованы в будущем.
- Марина Александровна, фестиваль "Открытия-2030", на котором Вы выступили в качестве эксперта, посвящен созданию в стране сотен тысяч мест дополнительного образования. Какие перспективы Вы видите в развитии дополнительного образования и насколько это важно сегодня?
- Мне кажется, что дополнительное образование касается всех возрастов, всех профессий и всего мира, потому что идет цифровизация общества. Это важная компетенция, которую необходимо сегодня освоить, и это требует соответствующего обучения. Мы сегодня стремимся к непрерывной модели образования и видим в этой модели как тренд растущий интерес к допобразованию. Это позволит каждому, вне зависимости от возраста, быть востребованным в этом меняющемся мире профессий.
Лично я для себя делю дополнительное образование на две категории. Дополнительное профессиональное образование – это то, что формирует страна, отрасль, система, компании, университеты. А есть дополнительное образование, когда компетенции и личные знания вы лично формируете для себя, укрепляя свои образовательные, научные или профессиональные интересы.
Считаю, что именно допобразование укрепляет личность, то есть дает ей профессиональную смелость, возможности перейти из одной профессии в другую, в сектор предпринимательства, который сейчас очень активно развивается Причем, растет запрос на допобразование не только в нашей стране – это уже мировая тенденция. Это касается блогерства, новых подходов в организации бизнеса и другого. Если появляются новые системы, которые упрощают, ускоряют, помогают в жизни, то мы этому учимся сами, используем и учим других.
- Какие программы дополнительного образования могут быть востребованы в будущем?
- Мне кажется, что в ближайшее время на рынке труда все меньше внимания будут обращать на возраст и опыт и все больше – на освоенные компетенции и способности овладеть нужными навыками. Мы должны сделать такие образовательные программы, которые будут актуальными, но с замахом на будущее. Университеты в последние годы серьезно усилили кадровые составы, у профессоров появились системы эффективных контрактов, где прописаны все показатели, которые нужно реализовать. В учреждениях появились программы развития, где дополнительному образованию отводят большую роль наряду с наукой, исследованиями.
Получение любых знаний – это двусторонний процесс: педагог дает знания, а студент – получает. Молодые люди сейчас оценивают свой багаж знаний как некий капитал. А для университетов такая модель организации учебного процесса – залог успеха, потому что это часть той непрерывной модели образования, к которой мы стремимся.
- А есть ли какие-то инструменты контроля за качеством дополнительного образования? Ведь сейчас различные обучающие курсы предлагают и учреждения образования, и коммерческие структуры.
- Конечно, есть недобросовестные исполнители на образовательном рынке услуг, и слушатель может получить никем не верифицированные знания, потратить самый дорогой ресурс - время. С 2004 года мы начали формировать систему рейтингов университетов, которые сначала не все были довольны, а теперь это уже считается нормой. По предоставлению услуг допобразования у высших учебных заведений много конкурентов среди коуч-центров, но мы в этой нише хотим тоже занять свое место, поэтому систему оценки качества вводим и по этому направлению.
- Какими качествами должен обладать преподаватель системы допообразования и где он может повысить свою квалификацию?
- Сегодня нашим преподавателям, помимо цифровых навыков, очень важны исследовательские навыки, креативное мышление, логика, умение использовать в работе научные методы. Расширение горизонта этих компетенций для преподавателя тоже входит в систему дополнительного профессионального образования.
Преподаватели и люди науки лучше всех могут "заглянуть" в будущее, то есть именно они понимают запрос не сегодняшнего дня, а тот, который будет через определенный промежуток времени. Студента принимаем учиться сегодня, а выпускаем бакалавров, магистров уже через 4-6 лет. И наша задача - понять, какой запрос на рынке труда будет складываться в будущем. Поэтому мы работаем над тем, чтобы изменить облик преподавателя – расширяем его возможность учить будущему, формировать навык прогнозирования. Добавлю, что в педагогической и научной среде запрос на непрерывность образования уже сформирован, нам необходимо сформировать такой же запрос в обществе. Чтобы каждый человек при появлении нового гаджета, нового аппаратного программного решения хотел это освоить, получить себе новые компетенции или расширить имеющиеся.
- Раз уж мы заговорили о подготовке педагогов, то чего, на Ваш взгляд, не хватает системе современного педагогического образования?
- В области современного образования, к сожалению, недостаточно методик. Сейчас все решается на уровне лучших практик – собрались, обсудили и решили, что нужно взять за образец. Мне кажется, что усиление сетевой методической работы, когда мы понимаем, какой уровень требований закладываем, какие термины и базы используем, когда вместе готовим методику, по которой будем учить разным дисциплинам, - все это, в целом, поможет повысить качество академического образования.
- Насколько перспективно направление создания и развития образовательных кластеров?
- Образовательный кластер с мировоззренческой точки зрения – это формирование непрерывной модели образования, потребность в изменении себя, возможности сравнить себя сегодняшнего с собой вчерашним, оценить свои возможности на перспективу и, следовательно, "примерить" на себя новые профессии. И мне кажется, что национальные проекты, которые сейчас реализуются в стране, - они как раз и направлены на расширение знаний, навыков. Потому что понимаем – от цифровой экономики перейдем к экономике знаний. Ведь качество жизни человека очень во многом зависит не только от финансовой обеспеченности, но и от уровня образованности, запроса на самообразование.
- В начале 2020 года мы с Вами в пресс-центре "Интерфакса" анонсировали старт масштабной программы подготовки будущих ученых и исследователей на базе специализированного учебного научного центра ЮФУ. Каковы итоги работы центра за это время?
- Об итогах говорить еще рано, потому что специализированный учебный научный центр (СУНЦ) рассчитан на длительный период обучения ребят с 7 класса, а в прошлом году мы выпустили всего пять 11-классников. Здесь идет речь о подготовке будущих исследователей, тех ребят, которые видят себя в науке. Мы хотим, чтобы исследовательская компетенция стала у них ведущей. Чтобы обучающиеся понимали, что такое методология научного творчества, что есть возможность вести эксперименты, участвовать в разработках.
В прошлом году в стране было пять СУНЦев, теперь их десять. Растет интерес к работе с одаренными и талантливыми ребятами. Но мы столкнулись с тем, что не до конца развито исследовательское мышление у самих преподавателей. Мы начали исправлять ситуацию. Таким образом, сейчас у нас наставники занимаются серьезными исследованиями, а ребята им помогают. Для детей это очень важно – ощущать, понимать, что они изучают способы решения важной проблемы наравне со взрослыми. Например, мы можем сказать ребенку, что он изучает биологию, а можем уточнить, что своими исследованиями помогает в борьбе с раковыми заболеваниями. Тогда процесс становится масштабным, юный ученый имеет возможность прикоснуться к макроисследованиям и понимает, что его идеи ждут.
- Какова роль студенческих научных обществ и их миссия в системе подготовки исследователей?
- Сегодня в мире большой запрос на ученых. Вовлечение молодежи в науку приводит к формированию новых команд, зарождению интересных мыслей, нестандартных подходов в изучении дисциплин. Некоторые студенческие научные сообщества популяризируют науку – пытаются довести до обычных людей простым языком важные идеи, разработки, проекты. Другие студенческие сообщества собираются вокруг научных статей – изучают фундаментальные проблемы, новые материалы. Мы должны поддерживать эти движения студенческих научных сообществ, чтобы они хотели вести исследования. Даже планируем сделать лаборатории при университетах открытыми и доступными для всех в любое время.
- Пандемия вынудила и школьников, и студентов, и преподавателей перейти на новые форматы обучения, в частности, на дистанционный. На Ваш взгляд, как дистанционка отразилась на качестве передачи и получения знаний?
- Дистанционный формат обучения принес и отрицательные, и положительные моменты. По данным наших опросов, на Юге России в первые полгода работы в таком формате только 26% студентов были удовлетворены теми преподавателями, которые выходили к ним на уроки онлайн. Но преподаватели смогли подстроиться под новые условия и тоже начали учиться – сегодня их цифровые навыки стали гораздо сильнее. Появилась возможность для педагога не делать курс с "нуля", а взять чей-то хороший урок и показать его студентам. А потом подготовить уже собственный качественный материал и также поделиться им с коллегами. Это тоже усиливает наше сетевое взаимодействие в профсообществе.
- Может дистант в дальнейшем занять прочную нишу и вытеснить очное обучение в принципе?
- Думаю, что нет. Общаясь с ребятами, узнаем, что им недостаточно просто информации. Важно, как эти сведения будут поняты и усвоены студентом. Если мы говорим о качественном образовании, то для усвоения знаний, выработки навыков, а потом применения их в жизни, в работе необходима систематизация всех материалов. А вот этот процесс без педагога, без его помощи невозможен. Сейчас молодежь понимает, что знания – это признак успеха, что учатся они не ради диплома. В обществе формируется правильный запрос на получение знаний, а педагоги готовы этими знаниями делиться и получать их вместе со своими обучающимися.