Первый замминистра РФ по делам Северного Кавказа О.Байсултанов: "Устойчивый рост экономических показателей на Северном Кавказе - результат грамотно выстроенной госполитики"

Первый замминистра РФ по делам Северного Кавказа О.Байсултанов: "Устойчивый рост экономических показателей на Северном Кавказе - результат грамотно выстроенной госполитики"

            Северо-Кавказский федеральный округ в последние годы демонстрирует позитивную динамику по ряду показателей, характеризующих социально-экономическую сферу. Инвестиционный потенциал Северного Кавказа достаточно высок, но в современных условиях необходимо определить приоритетные направления, которые обеспечат рост экономики и уровня жизни в регионах. О том, какие точки роста есть у субъектов СКФО, с помощью каких механизмов планируется улучшить инвестиционный климат, а также как Северный Кавказ был представлен на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2017), в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал первый замминистра РФ по делам Северного Кавказа, председатель совета директоров АО "Корпорация развития Северного Кавказа" (КРСК) Одес Байсултанов.

            - Одес Хасаевич, вы отмечали, что у Северного Кавказа особая роль в обеспечении экономической безопасности РФ? Какие точки роста есть на данный момент у округа, развитие каких сфер экономики принесет наибольший эффект?

            - Исходя из сегодняшней ситуации в российской экономике, приоритетным для округа является развитие агропромышленного комплекса. Реализованные в этой сфере проекты быстро окупаются, а также позволяют создать много рабочих мест. Однако не менее важно развитие промышленности в целом, в том числе в части производства высокотехнологичной продукции. Надо отметить, что в субъектах округа имеется серьезный потенциал для дальнейшего роста

            К примеру, по итогам прошлого года в СКФО был зафиксирован рост промышленного производства на 7,5%, тогда как в среднем по России оно выросло только на 1,1%. При этом наибольшее увеличение в 8% показали обрабатывающие производства, среднероссийский показатель в этой сфере подрос только на 0,1%. Индекс сельхозпроизводства в СКФО в 2016 году составил 106,1%, что выше среднероссийского на 4,8 п.п. В первом квартале этого года промышленное производство в СКФО выросло на 7,9%, в том числе в обрабатывающих производствах на 8,5%. За шесть лет со времени образования округа в 2010 году уровень безработицы снизился в три раза.

            Статистика подтверждает, что в социально-экономическом развитии округа хорошо видна стабильная положительная динамика. Считаю, что устойчивый рост макроэкономических показателей является ярким примером правильно и грамотно выстроенной в первые годы образования округа государственной политики, приоритетные направления которой были определены командой под руководством вице-премьера РФ, а тогда полпреда президента РФ в СКФО Александра Геннадиевича Хлопонина. Минкавказ России после своего образования три года назад взял за основу принципы работы, заложенные в самом начале создания нашего округа. На данный момент главным инструментом развития субъектов округа является разработанная Минкавказом России и утвержденная правительством РФ новая редакция госпрограммы РФ по развитию СКФО до 2025 года, предполагающая рост реального сектора экономики и проектный подход.

            В ней есть проекты федерального значения, имеющие важное значение для экономического развития всей страны. Это инновационный медицинский кластер, Тырныаузский кластер, Каспийский транспортно-логистический комплекс, Северо-Кавказский туристический кластер. Также сформирован портфель из региональных проектов, направленных на региональное и межрегиональное развитие субъектов округа.

            - Какая главная задача сейчас стоит перед Минкавказом России, институтами развития?

            - Главная задача - при сохраняющихся бюджетных ограничениях нарастить усилия по развитию реального сектора экономики, стимулированию инвестиционной сферы, используя новые механизмы, основанные на государственно-частном партнерстве и проектом подходе. Увеличивая поддержку промышленности и АПК, улучшая инвестиционный климат в регионах, мы должны создать устойчивые предпосылки для создания высокопроизводительных рабочих мест, улучшения социально-экономической сферы в регионах, а самое главное - мультипликативный эффект развития смежных секторов экономики на Юге России.

            Надо отметить, что в прошлом году Минкавказ РФ и заинтересованные федеральные ведомства разработали механизмы поддержки проектов. В поле пристального внимания министерства находятся более чем 60 аграрных и промышленных проектов, инициаторами которых являются частные инвесторы, но они нуждаются в господдержке. Наиболее перспективными из них являются инвестиционные проекты по развитию инфраструктуры АПК, в том числе транспортировки, хранении, переработке сельхозпродукции, а также созданию производственных кластеров.

            - Строительство первого в РФ инновационного медицинского кластера в Кавказских Минеральных Водах планируется начать в следующем году. Какие работы запланированы в следующем году по данному проекту? Кто из крупных инвесторов готов подключиться к его реализации?

            - Работа над проектом по строительству инновационного медицинского кластера скоро перейдет в активную фазу. Не так давно под строительство объектов медкластера была выбрана новая площадка в Малокарачаевском районе Карачаево-Черкесской Республики в пределах Кавказских Минеральных Вод. В этом году предполагается провести предпроектные работы, затем - открытый конкурс по разработке проектно-сметной документации, в ходе которого помимо высокой квалификации потенциального подрядчика будет учитываться и его готовность выступить инвестором проекта на условиях государственно-частного партнерства. Также у претендентов должен быть серьезный опыт в разработке документации такого масштаба. Проектирование намечено завершить к началу 2018 года, затем должно начаться строительство первых объектов медицинского кластера. Хочу подчеркнуть, что строительство будет вестись со строгим соблюдением всех экологических требований, мы должны сохранить и приумножить природный потенциал Кавминвод.

            Работа над проектом ведется в рамках поручений руководства страны. Прежде всего, поручения президента Российской Федерации о поддержке предложенного комплекса мер, направленных на развитие Кавминвод. Реализует его КРСК, курирует - Минкавказ России.

            Специалисты, среди которых представители министерства, Корпорации ведут переговоры с российскими и зарубежными инвесторами по вопросам их участия в проекте. Мы должны объединить в первом в России проекте медицинского комплекса такого масштаба опыт ведущих мировых медицинских центров, лучшие медицинские технологии и разработки российских и зарубежных ученых на базе крупнейшего в Европе санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод с его уникальными лечебными природно-климатическими особенностями, потенциал которого необходимо сохранять и продолжать изучать.

            - В каких субъектах округа планируется создать центры реабилитации в рамках проекта медкластера?

            - Планируется, что реабилитационные центры медкластера появятся в каждом субъекте СКФО. При их создании будет учитываться специфика каждого региона, уникальные природные климатические ресурсы, в том числе свойства минеральных вод. В частности, несколько дней назад мы осмотрели здание Водогрязелечебницы, расположенное в курортном парке Нальчика в Кабардино-Балкарии, где планируется построить один из таких центров. Также рассматриваются варианты их создания в Чеченской Республике, Ингушетии на базе известных еще в советское время курортов; Дагестане, где возможна реабилитация на единственном в СКФО морском побережье; а также в Северной Осетии, где накоплен большой опыт восстановления пациентов, в том числе с заболеваниями дыхательной системы. Естественно, основная реабилитационная база медкластера будет сформирована в Ставропольском крае, на территории Кавминвод. К сожалению, в последние десятилетия санаторно-курортному комплексу КМВ уделялось мало внимания. Сегодня он нуждается в серьезной модернизации, внедрении современных высокотехнологичных решений. Мы должны использовать богатые природные ресурсы Кавминвод и накопленный курортологами уникальный опыт в реабилитации, но при этом сделать все для сохранения экологического равновесия в курортном регионе и доступности здравниц для подавляющего большинства жителей нашей страны.

            - Стратегия одного из самых крупных проектов Каспийского транспортно-логистического комплекса на Юге России должна быть внесена в правительство, стадия согласования почти завершена. Когда это планируется сделать?

            - Концепция Каспийского транспортно-логистического комплекса внесена Минкавказом России в правительство РФ. Есть замечания, которые будут учтены, то есть вносятся технические корректировки, но ее основа согласована со всеми федеральными ведомствами. Планируем к осени согласовать стратегию полностью, а затем продолжить работу по ее наполнению конкретными мероприятиями. Для правильной интеграции в Каспийский бассейн необходимо выбрать перспективную модель, в основу которой будут заложены современные решения завтрашнего дня, которые позволят в будущем эффективно и успешно развиваться регионам Юга России. Планируется модернизация морских гаваней Каспия, а также строительство нового глубоководного порта рядом с Каспийском, без которого стратегическое развитие южной части России невозможно.

            - Как вы оцениваете работу по формированию региональных подпрограмм в рамках госпрограммы развития СКФО до 2025 года? Все ли удалось в этом году, и каким образом планируется организовать работу в следующем году?

            - При формировании региональных подпрограмм в новой редакции госпрограммы РФ по развитию СКФО до 2025 года за основу взяты инструменты, новые не только для субъектов Северного Кавказа, но и для других российских регионов. К примеру, внебюджетные источники присутствуют у всех, но только у нас сделан акцент на обязательном привлечении частных инвестиций. Есть четкая привязка, когда на 1 государственный рубль планируется привлечение 2-3 частных рублей. Согласно этому принципу мы сформировали и запустили все семь региональных подпрограмм. Было непросто: с одной стороны, надо было доказать, что это будет перспективное вложение госсредств, с другой - объяснить инвестору, что бизнес у него никто отбирать не собирается, а это поддержка со стороны государства, заинтересованного в ускоренном развитии реального сектора экономики, что означает в дальнейшем рост уровня жизни населения в округе.

            Оцениваю проведенную работу по формированию региональных госпрограмм как удовлетворительную. Первый блин вышел не комом, но шероховатостей все же не удалось избежать. Все они будут учтены в этом году. Реальность такова, что из 3,5 млрд рублей, предназначенных для финансирования региональных подпрограмм, порядка 400 млн рублей остались неосвоенными. Да, мы могли пойти на уступки инициаторам проектов, но решено вернуть эти средства в бюджет, чтобы дать всем участникам процесса понять, что есть определенные правила, которых необходимо придерживаться, в целях дисциплины в том числе.

            Хочу подчеркнуть, что по итогам реализации 37 госпрограмм в России Минкавказ РФ занимает 9 место по эффективности. Считаю, что это неплохой результат для ведомства, которое образовалось три года назад. Причем планку, заданную ранее, мы снижать не намерены. Индикаторы новой редакции госпрограммы или показатели социально-экономического развития не снижены в условиях сокращения финансирования. Также очень важно, что идет ежедневная кропотливая работа по улучшению социальной сферы в сотрудничестве с другими федеральными ведомствами. Нам удалось вместе с регионами СКФО решить проблему трехсменного обучения в школах. Сейчас мы вышли с предложениями, как не допустить возникновения данной ситуации в дальнейшем. Нас поддержали вице-премьер РФ Александр Геннадиевич Хлопонин, зампредседателя правительства РФ Ольга Юрьевна Голодец, министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева.

            - Вы курировали строительство набережной в Дербенте, все ли удалось сделать, как было задумано изначально?

            - Накануне прошла торжественная церемония открытия набережной, строительство которой велось в рамках продолжения мероприятий по празднованию 2000-летия основания Дербента.

            Считаю, что это прекрасный подарок жителям города-музея, а также всем туристам, которые приезжают сюда, чтобы увидеть древние памятники архитектуры, сохранившийся колорит ушедших веков. Думаю, что люди будут приходить на новую набережную семьями, любоваться морем и напитываться положительными эмоциями. 

            Объект органично вписался в архитектуру древнего города. Набережная включает благоустроенный рекреационный комплекс на площади 8,6 га, спортивные и детские площадки, велосипедные и пешеходные дорожки, автостоянку, пункты обслуживания зон массовых мероприятий и пляжа. Уверен, что здесь будут проводить множество интересных культурных мероприятий, которые привлекут сюда туристов, как из России, так из-за рубежа.

            Сейчас мы с министерством транспорта РФ, Ростуризмом и рядом других федеральных ведомств рассматриваем развитие круизного туризма на Каспии в рамках проекта Каспийского транспортно-логистического комплекса. Думаю, что посещение Дербента для туристов станет одним из ярких и незабываемых моментов путешествия.

            - Как Вы оцениваете итоги прошедшего ПМЭФ-2017?

            - В этом году впервые министерство РФ по делам Северного Кавказа и два основных института развития СКФО (АО "Корпорация развития Северного Кавказа" и АО "Курорты Северного Кавказа") в рамках единой экспозиции представили стратегические и инвестпроекты, призванные ускорить экономическое развитие регионов СКФО и внести серьезный вклад в экономику РФ. Деловая программа на объединённом стенде Минкавказа России, КРСК и КСК на Петербургском международном экономическом форуме получилась довольно насыщенной и включала большое количество встреч, подписание 11 соглашений и двух договоров КРСК и КСК с ведущими компаниями, будущими резидентами особых экономических зон курортов - "Архыз" и "Ведучи", а также субъектов округа с российскими регионами. 

            Наиболее значимыми событиями нашей деловой программы считаю заключение соглашений о реализации проекта инновационного медицинского кластера в Кавминводах между КРСК и компаниями, представляющими в РФ крупнейших в мире поставщиков продуктов и услуг в сфере здравоохранения: Siemens Healthineers в России и GE Healthcare, являющимся подразделением в РФ General Electric. Уверен, что это сотрудничество позволит выбрать наиболее современные и передовые пути развития проекта медкластера, где будет оказываться весь комплекс услуг - диагностика, лечение, реабилитация.

            Также КРСК подписала два договора с компанией ООО "Севкаврентген-Д", определяющие условия финансирования проекта по организации производства высокотехнологичного медицинского рентгеновского оборудования в Кабардино-Балкарской Республике. С целью популяризации продукции, выпускаемой в регионах СКФО, КРСК подписала соглашение о сотрудничестве с Дирекцией железнодорожных вокзалов - филиалом ОАО "РЖД", предполагающее продажу на железнодорожных вокзалах напитков, продуктов и национальных сувениров, произведенных в регионах Северного Кавказа.

            Одним из главных событий деловой программы стала встреча на полях ПМЭФ-2017 с делегацией Королевства Бахрейн, в ходе которой мы вместе с представителями правительства Чеченской Республики договорились о совместном сотрудничестве, в том числе в финансовой сфере и туризме. Также прошли важные переговоры руководства Минкавказа, КРСК с представителями ООО "Да Винчи Капитал" по вопросам создания инвестиционного фонда для поддержки проектов в сфере АПК в регионах СКФО. Считаю, что работу по данному проекту необходимо ускорить, привлекая все больше серьезных и ответственных инвесторов, готовых не только получать прибыль, но и участвовать в развитии регионов Северного Кавказа, быть социально ответственными.

            Считаю, что деловая программа нашего совместного с КРСК и КСК участия в работе форума прошла успешно. Нами достигнуты договоренности по многим направлениям развития регионов Северного Кавказа. Благодаря таким площадкам все больше инвесторов, представителей СМИ, общественности узнает о проектах федерального значения и деятельности министерства РФ по делам Северного Кавказа и его институтов развития, направленной на развитие территории округа.