Травматизм и гибель людей на железнодорожных переездах небезосновательно является одной из основных проблем специалистов российских железных дорог. Как правило, виновниками столкновений на таких переездах становятся водители автотранспортных средств, которые пытаются проскочить перед проходящим поездом.
Свой взгляд на решение непростой задачи, связанной с уменьшением травматизма и гибелью на железнодорожных переездах, представил в интервью агентству "Интерфакс-Юг" начальник Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры Василий Костюк.
- Василий Валентинович, пересечение железнодорожных путей с автодорогами на одном уровне относится к зонам повышенного риска. Северо-Кавказская железная дорога (СКЖД), как известно, имеет сотни таких пересечений, где нередки столкновения автомобилей с подвижным составом. Сколько человек стали жертвами в подобных ДТП?
- К несчастью, из-за грубых нарушений правил дорожного движения водителями автотранспортных средств с начала нынешнего года (данные на 29 декабря 2015 года) на железнодорожных переездах Северо-Кавказской магистрали произошло 39 ДТП (плюс два случая вне переездов, но на железнодорожной инфраструктуре). В результате, 17 человек получили травмы различной степени тяжести и 7 погибли. Напомню, что за тот же период 2014 года зарегистрированы 37 ДТП (6 из них - вне переездов), в ходе которых 20 человек получили травмы и 4 погибли.
Лидерами по количеству ДТП на переездах являются Краснодарский регион СКЖД (15 случаев), Махачкалинский (9) и Минераловодский (7). В Ростовской области на железнодорожных переездах в уходящем году произошло 7 ДТП.
Стоит дополнить, что в границах Северо-Кавказской железной дороги эксплуатируются 884 переезда.
- Проводится ли вашими специалистами анализ ДТП на железнодорожных переездах, каковы основные причины столь печальной статистики?
- Столкновения автотранспорта с подвижным составом в 2015 году имели место во всех регионах нашей дирекции инфраструктуры. Наихудшее положение в этом плане сложилось в Дагестане, неблагополучная ситуация наблюдается в Краснодарском крае и Ростовской области.
Причина общеизвестна - это крайне низкая транспортная дисциплина водителей. Из всех ДТП на переездах в 29 случаях (75%) они не выполнили запрещающие показания исправно работающей переездной сигнализации, в 7 случаях (17%) - требования дорожных знаков, а 3 ДТП явились следствием личной невнимательности,
- Вполне логично предположить, что решение проблемы, что называется, лежит в двухуровневом подходе?
- Бесспорно, самый эффективный вариант - повсеместное строительство путепроводов в местах пересечения автодорог и железнодорожных путей. Но на строительство путепроводных развязок, к сожалению, зачастую не хватает денег в бюджетах разных уровней - подобное удовольствие не из дешевых. Поэтому замена всех переездов на путепроводы - это неизбежное, но неблизкое будущее.
Мы предлагаем более простой вариант. На Северо-Кавказской железной дороге эксплуатируется 106 железнодорожных переездов, расположенных в радиусе не более 5 км от путепроводных развязок. Такие участки есть в Ростовской области (20 переездов), в Краснодарском (27) и Ставропольском краях (14), в республиках Дагестан (5), Северная Осетия - Алания (13), Ингушетия (1), Кабардино-Балкария (6), Адыгея (10) и Чечня (10).
Эти переезды можно и нужно ликвидировать, предварительно пустив транспорт по близлежащим путепроводам. Но местные администрации не торопятся с их закрытием. Причины при этом чиновники выдвигают самые разные, в том числе, указывая на необустроенность автодорог от переездов к путепроводам, большую интенсивность движения автотранспорта.
Есть и положительный пример. После ввода в эксплуатацию автомобильного движения по путепроводу на 963 км перегона Мальчевская-Миллерово в Ростовской области администрация Миллеровского городского поселения согласовала закрытие переезда. Побольше бы таких примеров!
- Какие профилактические мероприятия проводит ваша дирекция и Северо-Кавказская железная дорога для повышения безопасности движения на железнодорожных переездах?
- В рамках предотвращения ДТП разработаны проекты программ совместных мероприятий по повышению безопасности движения на железнодорожных переездах на 2015-2020 годы за счет ОАО "РЖД" и региональных, местных бюджетов. В частности, со стороны ОАО "РЖД" планируется оборудование 23 железнодорожных переездов автоматической переездной сигнализацией и еще на 23 установить устройства заграждения переездов. Кроме того, 88 переездов предполагается покрыть резинокордовым настилом или заменить его на новый, а также капитально отремонтировать 119 переездов. Предусмотрены также работы по улучшению освещения, оборудованию освещением 48 переездов.
Региональные и местные бюджеты обязуются оборудовать 98 железнодорожных переездов системами видеофиксации, построить 3 путепровода и установить дорожные знаки на 266 переездах.
В настоящее время все эти программы находятся в стадии рассмотрения в администрациях российских субъектов.
Естественно, мы не сидим сложа руки в ожидании когда программы начнут действовать. Наша профилактическая работа обширна и многогранна. Только в нынешнем году специалисты нашей дирекции во всех регионах дороги размещали в СМИ соответствующие материалы, проводили беседы с водителями на автопредприятиях, раздавали памятки и листовки с правилами проезда через железнодорожные переезды.
На мой взгляд, наиболее эффективными среди всего перечня профилактических мероприятий стали месячники "Внимание, переезд!", которые прошли во всех регионах Северо-Кавказской железной дороги с 22 января по 22 февраля, и с 1 августа по 1 сентября вместе с сотрудниками ГИБДД.
А в Ростове-на-Дону для привлечения внимания к проблемам безопасности на железнодорожных переездах 15 августа был организован автопробег по двум самым напряженным, с точки зрения движения, переездам на улицах Нансена и Мечникова. Представители различных автоклубов города выразили свое отношение к проблеме транспарантами "НЕТ - безбашенной езде", "НЕТ - нарушениям правил дорожного движения".
Кроме того, для снижения уровня аварийности с нынешнего года 32 железнодорожных переезда с особо интенсивным движением оборудованы плакатами, призывающими соблюдать ПДД при следовании через железнодорожные переезды, а в 24-х установлены приборы видеорегистрации нарушений ПДД.
Помимо этого, в преддверии новогодних каникул мы организовали круглосуточные дежурства работников нашей дирекции на 50 наиболее опасных и загруженных переездах.
Любителей проскочить переезд "на авось" объединяет одно роковое качество - беспечность. Лихачи за рулем забывают простую истину - ни опыт машиниста, ни его реакция не могут заставить многотонный состав остановиться за несколько секунд. Тормозной путь поезда может составлять до 1000 метров.
Руководство Северо-Кавказской железной дороги призывает водителей и пешеходов к повышенной бдительности и неукоснительному соблюдению правил дорожного движения при пересечении переездов. Берегите свою жизнь и жизнь пассажиров железнодорожного транспорта.