Крым в этом году позже большинства других регионов РФ приступил к дорожным работам и попал в списки отстающих. Министр транспорта республики Сергей Карпов объяснил агентству "Интерфакс-Юг", с чем это связно, рассказал о перспективных проектах и региональных инициативах.
— В начале августа Минтранс РФ назвал Крым в числе регионов с низкими показателями по реализации нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". По данным ведомства, процент укладки дорожного покрытия составляет менее 20%, а кассового освоения денег — менее 10%. С чем связано такое отставание? Реально ли наверстать темпы?
— Чтобы правильно отразить картину реализации нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (БКАД) в текущем году, необходимо понимать, что у нас в рамках поручения президента РФ было принято решение об определении единых исполнителей и единого заказчика. Заказчик — это ГКУ "Служба автомобильных дорог Крыма", подрядчики — компании АО "ВАД", АО "Центродорстрой" (ЦДС) и ГУП "Крымавтодор". Начало работ, соответственно, было приурочено к подписанию этого распоряжения, которое мы получили в июне.
В настоящее время все контракты заключены, подрядчики усиливают работы по всем направлениям. Мы выровняемся абсолютно точно. В августе и сентябре будут существенно расти показатели как по кассовому плану, так и по сдаче работ.
Если брать по показателям освоения кассы, процентов 60-70 в сентябре уже будет. Полностью работы закончатся в ноябре. Мы оставляем на ноябрь небольшой объем. Например, есть объекты в Керчи, Ялте, Алуште, которые завязаны на сезонность, то есть активно используются отдыхающими. В целом на любой объект уходит не больше месяца.
Сомнений в том, что полный объем работ по БКАД и допфинансированию, которое выделено на республику, будет выполнен — нет.
— Приведите основные показатели по дорожному нацпроекту на этот год: сколько должно быть отремонтировано? На скольких объектах начаты работы?
— У нас 70 объектов по БКАД в плане на этот год. Мы ремонтируем 203 км: 14 дорог межмуниципального и регионального значения, 21 дорога в Симферополе и 35 — по Симферопольскому району.
Кроме того, у нас есть допфинансирование — 6,85 млрд рублей, которые были выделены правительством РФ с учетом низкой нормативности дорог в Симферополе. Это 132 объекта, вместе с разработкой проектно-сметной документации. Строительно-монтажные работы проводятся на 63 объектах — это порядка 220 км. То есть к концу года в общей сложности мы получим более 400 км отремонтированных дорог. Это позволит повысить уровень нормативного состояния дорог регионального значения на 2,6 п.п., по симферопольской агломерации — на 6,9 п.п. Текущее состояние, до входа в нацпроект, оценивалось в 21% по всей республике. Но нужно учитывать, что 2% в год — это естественный износ дорог.
До 2024 года в рамках поручения президента мы должны привести в нормативное состояние 54% дорог межмуниципальной и региональной сети и до 80% довести нормативное состояние в Симферополе и Симферопольском районе.
— Что дало Крыму определение единых подрядчиков ремонта дорог? Достаточно ли трех компаний для такого объема работ?
— Как показала практика, крымских дорожно-строительных компаний недостаточно для выполнения необходимого объема работ. Выполнить прорывные работы в нужном темпе для них невозможно. Требуется принятие инженерных, строительных решений компаниями, имеющими опыт в других регионах.
Сейчас вышли компании, работающие с техникой, которая строит дороги первой категории. Так, фреза с 3D-моделированием задает профиль дороги уже при фрезеровке старого асфальтобетона. Все грейдера, асфальтоукладчики имеют GPS-навигацию, которая позволяет выставлять ровность дороги. Большинство других компаний все это делает вручную, и темп работ значительно ниже.
— Глава Крыма поручил уволить руководителя "Крымавтодора". Как вы думаете, повлияет ли эта ротация на темпы работ?
— Это решение принято в контексте того, что "Крымавтодор" был определен единым исполнителем по программе МинЖКХ — по ремонту дворовых территорий и так далее. Что касается БКАД, то, конечно, "Крымавтодор" не обладает такими мощностями, как два других участника процесса, но предприятие справляется.
— Давно обсуждается строительство юго-восточного обхода Симферополя, который свяжет "Тавриду" с дорогой на южный берег Крыма. Решен ли вопрос с включением проекта в ФЦП? Каковы основные параметры этой дороги? Сколько на нее нужно средств, когда может начаться строительство?
— Этот проект вошел в откорректированную Федеральную целевую программу развития Крыма и Севастополя. В настоящее время находится на утверждении документация по планировке территории. После этого мы выйдем на главу республики с инициативой о заключении договора на проектирование и строительство. Мы ориентируемся на тех исполнителей, которые уже работают в Крыму, но решение за главой. Это сложный объект протяженностью 24,7 км.
Срок проектирования и строительства в рамках программы у нас определен до 2023 года включительно. Предельный лимит финансирования - 30 млрд рублей, но он может быть скорректирован. Проектирование такого объекта занимает порядка года, в текущем году мы должны обязательно его начать, чтобы к следующем сезону выйти из экспертизы и начать стройку.
— Какие обсуждаются проекты для разгрузки южнобережного направления? Обсуждается ли предметно проект реконструкции шоссе от Алушты до Севастополя? Есть ли предварительная оценка такого проекта?
— Есть программа, согласованная министерством транспорта РФ и министерством экономического развития РФ.
Начало - это юго-восточный обход Симферополя, который свяжет "Тавриду" с Южнобережным шоссе. Далее принято решение о приведении участков дороги — от Перевального до Алушты и от Алушты до Ялты — к нормативному состоянию путем капитального ремонта, то есть без реконструкции.
Базовая сумма реконструкции, которая была посчитана, составляла больше 100 млрд рублей на все Южнобережное шоссе, до Фороса. Но от этого мы отказались ввиду больших затрат и изменения внешнего вида самого побережья с учетом горной местности и заповедников. Было принято решение не входить в грандиозные строительные работы, а сделать капитальный ремонт: сделать более комфортные обгоны, улучшить покрытие и состояние обочин, проработать оползневые участки и примыкания.
Капитальный ремонт включен в ФЦП. Так как проектов нет, не готов назвать стоимость. Могу сказать, что, например, по ремонту дороги от Алушты до Ялты определен лимит финансирования в 11 млрд рублей. Мы планируем заключить контракты на разработку проектной документации в этом году, а в следующем — работы должны начаться. В данном случае важно учесть турсезон, потому что это загруженное направление.
Чтобы разгрузить Алушту, обсуждается проект обхода. Он очень сложный, надо разрабатывать документацию по планировке территории. Также в проектах есть обход Ялты — эстакада над городом с сохранением нижней трассы как части внутренней сети. Мы сейчас вместе с проектировщиками, которые составляют генплан Ялты, выбираем оптимальное место прохождения обхода. Когда мы это все состыкуем, будем выходить на проектирование и запрос по выделению средств. Это достаточно дорогостоящие проекты, в программу они не попали.
— Турбизнес отмечает, что в этом году туристов, приехавших на автомобилях, гораздо больше, чем раньше. Подтверждаете ли вы эту тенденцию по загрузке дорог? Где наблюдается наибольшая концентрация автомобилей и какие участки, очевидно, не рассчитаны на такую нагрузку?
— В прошлом году, когда мы открыли две полосы трассы "Таврида", ушли от пробок в Феодосии. Мы понимали, что, открывая движение по "Тавриде", получим скопление на въезде в Симферополь. Так и получилось: до открытия пятого этапа (западный обход Симферополя и выезд на Севастополь, движение запустят в сентябре — ИФ), данный участок слабое место.
Плюс, у нас, как и раньше, заторы в Массандре и Ялте, а также в Саках (через этот город идет поток в Евпаторию — ИФ). В Ялте за счет оптимизации системы управления дорожным движением (с помощью разметки, знаков и т.д.) удалось избежать частично заторов, но саму Ялту мы, конечно, не спасли. Там трафик сейчас около 30 тысяч автомобилей в сутки — это для существующей сети запредельно.
По Сакам проект в экспертизе. Мы предусмотрели в рамках капитального ремонта расширение дороги до четырех полос (сейчас их две — ИФ) с организацией транспортных развязок в одном уровне и, тем самым, избежали пересечения светофорных объектов. Мы сейчас не можем начать работы из-за турсезона. В сентябре мы к ним приступим и до конца года сделаем. Дорожная сеть в городе Саки будет расширена, в следующем году там будет достаточно комфортно.
Кроме того, к следующему сезону, немного досрочно, мы откроем четырехполосный участок трассы Симферополь - Евпатория - Мирный, до села Скворцово. В 2021 году начнем строительство второго этапа — от Скворцово до самой Евпатории.
— Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин в ходе недавней поездки в Крым упоминал расширение дорог до границы с Украиной. Почему это необходимо с учетом, что поток машин на этих направлениях относительно небольшой?
— Дорога, которая идет на Армянск, соединяет Украину через территорию Крымского полуострова с материковой частью Российской Федерации, а дальше — Абхазия, Грузия. Это — международный коридор. Конечно, ее нужно доводить до дороги первой категории. У нас трасса "Таврида" и Крымский мост полностью соответствуют этим нормативам. Добавлю, что подходы к Крымскому мосту со стороны Таманского полуострова уже выполнены. Сейчас также проводятся масштабные работы на территории Краснодарского края как раз для создания этого международного транспортного коридора.
Дорога Симферополь - Армянск относится к этому коридору. Поэтому мы предусмотрели в программе развития Крыма, которая согласована министерством транспорта и министерством экономического развития РФ, строительство дороги первой категории до границы с Украиной. Плюс, строительство отдельного обхода Армянска, чтобы вывести транзитный поток, который сейчас идет через центр города.
Также предусмотрен капитальный ремонт дороги до Джанкоя и от Джанкоя до границы с Украиной.
Источник финансирования этих объектов на данный момент не определен.
— Хуснуллин заявлял, что качество трассы "Таврида" позволяет пересмотреть планку максимальной скорости движения с 90 до 110 километров в час. Когда может быть принято такое решение: рабочим вводом в сентябре или после окончательного ввода в эксплуатацию?
— Основным параметром является безопасность. Трасса "Таврида" пока не оснащена системой автоматического управления движением, которая будет установлена Федеральным дорожных агентством. Поэтому я бы не торопился с такими решениями. Мы считаем, что дорога сначала должна быть апробирована, дооснащена электронными системами управления дорожным движением. А потом уже можно поднимать вопрос о переводе ее в автомагистраль.
— Когда "Таврида" обрастет инфраструктурой? Туристы жалуются, что нет даже заправок. Почему параллельно не идет эта работа?
— Проведены конкурсы на строительство шести многофункциональных зон (МФЗ) и 12 автозаправочных станций. В настоящее время по четырем из них начаты работы компаниями "Кедр" и "ТЭС" (крупнейшие крымские нефтетрейдеры - ИФ). Мы ожидаем, что они заработают к началу следующего туристического сезона. Дело в том, что они могут быть построены только после сдачи "Тавриды", сделать это раньше технически невозможно.
Здесь возникает именно юридический вопрос. Проведение работ в зоне несданного объекта невозможно. Мы будем инициировать внесение изменений в законодательство РФ, которое дает возможность проектирования и строительства объектов сервиса одновременно со строительством автомобильных дорог. Это общероссийская проблема.
Мы надеемся, что с поддержкой Марата Шакирзяновича Хуснуллина, который так активно взялся, в том числе, за корректировку нормативной базы, которая обеспечивает возможность оперативного строительства, компромисс будет найден.